УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Янукович поставил правительство в «деликатное положение»

Янукович поставил правительство в «деликатное положение»

«Вернуть Юлю! Официанткой!»

Виктор Янукович побил трудовой рекорд Юлии Тимошенко. Последний его Кабмин заседал более восьми часов кряду. Правда, с 20-минутным перерывом в середине дня. Тимошенко пауз не делала – вкалывая «от забора и до обеда», не забывала, правда, о морально-физическом благополучии подчиненных и представителей СМИ.

В те благословенные времена в кулуарах правительства рекою лились соки, воды и чаи, на аккуратных подносах поблескивали аппетитными боками булочки-ватрушечки и даже заварные пирожные. Попавшие в немилость запросто могли утешиться порцией свежих калорий.

Янукович кулинарного баловства не приветствует, у него все по-спартански. Максимум, на что могут рассчитывать участники заседания – стакан газированной минералки, сам Премьер довольствуется чаем из аккуратной фарфоровой емкости. На практике же, после «воспитательных сеансов» Виктора Федоровича многим требуется не водичка, а валокординчик. К примеру, пятерым главам обладминистраций, основательно напуганным в четверг перспективой отставки.

«Я не могу так долго не кушать!», - шутя, жаловался один министр-социалист к исходу пятого часа работы.

«Предлагаю вернуть Юлю в Кабмин! Официанткой!», - «утешал» его коллега.

Агнцы на заклание

Расширенное заседание Кабмина обещало быть «жарким», вероятнее всего – с «кадровыми выводами». «Гвоздь программы» - выступление Президента. С утра в большом зале КМУ водрузили штандарт главы государства – верный признак его скорейшего появления.

Спич Виктора Андреевича ничего хорошего собравшимся не сулил: слишком уж велики были шансы многочасовой «фирменной» ющенковской «отсебятины», отвечающей Януковичу за все. Ну, буквально, за все: Брюссель, контрассигнацию, «желания Виктора Андреевича, превышающие его возможности» и проч.

Но Ющенко на Кабмин не пришел. Как болтали злые языки – не захотел садиться по правую сторону от Януковича, возвышавшегося в президии, на правах председательствующего. Слева от него пристроился спикер ВР Александр Мороз. И хотя сомнений в том, что Виктор Федорович, по первому требованию, уступил бы Виктору Андреевичу «центровое место» нет, «осадок», как говорится, остался.

Его представитель в КМУ Арсений Яценюк нашел этому, однако, более корректное объяснение. Президент, мол, не считает восемь месяцев каким-то особо значимым отчетным периодом, но «ждет приглашения на заседания, посвященные девяти и двенадцати месяцам работы», - сообщил он. Свою «очную ставку» с губернаторами, анонсировавшуюся сперва на обед, затем отсроченную на вечер, Президент, к слову, также перенес.

Меж тем, «нашеукраинским» управленцам поддержка Ющенко требовалась как никогда. «Агнцами на заклание» избрали пятерых «оранжевых» глав облгосадминистраций: Полтавской (Асадчева), Тернопольской (Стойко), Харьковской (Авакова), Херсонской (Силенкова), Черниговской (Лаврика). Причина – «неудовлетворительное решение проблем, сдерживающих экономическое и социальное развитие соответствующих регионов».

«Мы знаем, как пишется статистика. Те, кто должен будут лишиться своих постов, лишатся их, остальные продолжат работать», - вступился за них Яценюк.

«Речь идет о формулировании вопроса касательно целесообразности их пребывания на занимаемых должностях, а не об увольнении, как вы, Арсений Петрович, высказались», - ответил Янукович.

«У Президента есть свое видение правок к проекту закона «О Кабинете министров. Проект, предложенный сейчас КМУ не решает проблемы взаимодействия между Кабмином и Президентом, а только констатирует действующие нормы Конституции», - невпопад огрызнулся президентский постпред. – «Если надо, мы (СП – С.К.) подадим свой проект закона».

Тут уже не выдержал Мороз: «Давайте работать вместе! А то, если каждый субъект законодательной инициативы будет вносить свое, закона мы еще 7 лет не дождемся».

Зварич ходит «под отставкой»

Надувшись, Янукович сполна потом отыгрался на управленцах.

«Почему у вас в отчете сплошные успехи? Об успехах не вам судить, а людям»!», - буквально накинулся он на Ивана Стойко.

Тот, впрочем, не растерялся, апеллировав: Тернопольщина – регион не промышленный, откуда ж прибыли взяться?

«А это уже следствие, как говорится, установит, почему у вас самые низкие показатели!», - припугнул Премьер, используя привычный для себя ассоциативный ряд.

Стойко озвучивал еще что-то в собственное оправдание, но Янукович уже не слушал – листал бумаги с умным видом. «Я с вас спрошу, садитесь!», - процедил сквозь зубы. Распекаемый уныло поплелся на место, выслушивая, в вдогонку, упреки еще и от Яценюка: недостаточно рьяно, мол, защищался.

Валерий Асадчев оказался смекалистее, памятуя правило «лучшая защита – нападение», он сам напустился на Януковича, упрекая того в необъективности. Затем – не дожидаясь реакции главы Кабмина, гордо продефилировал к своему креслу. Виктор Федорович, конечно, не смолчал, Асадчев попытался возразить уже с места, но был прерван грубым: «Сядьте! Сядьте, говорю! Здесь вам не Верховная Рада».

В дальнейшем пререкаться с Премьером отважились лишь Юрий Луценко и Роман Зварич. Первый предложил смягчить формулировку постановления, ограничившись вынесением выговора провинившимся, второй был настойчивее – отказался поддержать документ.

«Постановление не прошло предварительной правовой экспертизы», - аргументировал глава Минюста, - «его формулировки некорректны и не вписываются в конституционные диспозиции».

Заковыристое «диспозиции» Януковича сперва смутило, затем рассердило. «Всем, кто будет препятствовать поднятию уровня ответственности исполнительной власти, будет уволен. Я лично буду инициировать увольнения! Вас, Роман Михайлович, это тоже касается!» - отрезал он.

«Все члены правительства от коалиции, от «Нашей Украины», мы должны понимать: мы с вами сейчас в деликатном положении. Еще не подписан коалиционный договор. Поэтому я буду с вами работать на основе своих договоренностей, в том числе устных, с Президентом», - добавил для убедительности.

Этакое форменное «опускалово» (к тому же публичное!) Зварич, как ни странно, «проглотил». «Ничего не комментирую», - отмахнулся он, ретируясь в курилку.

Более того, «на выходе» он, равно как и другие члены КМУ, проголосовал «за» принятие данного постановления. Правда, перед тем, как бумагу подпишет Премьер, спорный пункт еще «подправят» юристы.

«Но никто ведь не знает, что он, в итоге, подпишет, что за формулировки», - недоумевала я, обращаясь к Зваричу.

«Вы не забывайте, что Минюст все визирует и я этого точно не пропущу», - ответствовал он.

«Кучма хоть и не во власти, все равно всем управляет»

Утренний Кабмин ознаменовался для «Обоза» находкой маленькой сенсации – намедни вечером, как выяснилось, гуманитарный вице-премьер Дмитрий Табачник трапезничал с Леонидом Кучмой. Вестимо, без ведома Януковича.

О чем они беседовали – одному Богу известно. В компанию к ним якобы попали также Александр Квасьневский и Анжей Майковский. Проезжую часть подле столичного казино «Авалон» (на втором этаже можно откушать в отменном ресторане, на первом – испить кофею в элитной кондитерской) перекрывали при этом намертво.

Не то, чтобы, конечно, Табачник не имел права ужинать, с кем ему хочется, но, делать это в условиях «нежелательной гласности», да еще накануне столь стратегического Кабминовского «заседалова», мягко говоря, подозрительно.

«Они его просто обманывают. Сговариваются за спиной, неизвестно о чем. Кучма хоть и не во власти, все равно всем управляет», - с искренней досадой за Виктора Федоровича сказал нам один из его парламентских «столпов».

- Что вы делали вчера в шесть часов вечера? – «в лоб» спросила я у Табачника перед началом совещания.

- Вчера? Зачем тебе? – подозрительно покосился он, пытаясь «на глаз» «просканировать» степень моей осведомленности.

Я лишь добродушно улыбалась.

- Ну, с Кучмой обедал, - нехотя сознался гуманитарный вице-премьер.

- В шесть вечера на Леонтовича! – победоносно заключила я.

- В шесть там музыка начинает играть, общаться уже не очень получается. Мы раньше ушли.

- И о чем говорили? – справилась наивно.

- О жизни! Кофе пили, о жизни говорили! – отмахнулся Дмитрий Владимирович.

Тут в зале материализовался Янукович, началось заседание и Табачника пришлось оставить наедине с делами государственными. Согнувшись в три погибели, перемахнула на противоположную сторону – к Толстоухову.

- Вы знаете, что Табачник вчера с Кучмой ужинал? – прошептала ему прямо в ухо.

- Не знаю. А даже если и ужинал, так что? С Форумом, наверное, как-то связано.

С Форумом, посвященным годовщине Бабьего Яра, открывшимся в среду в Национальной опере, это и вправду связано – «на кофе» Табачник с Майковским «вырвались» в первый перерыв мероприятия. Следом «подтянулись» Кучма с Квасьневским. Причем беседа у них, судя по всему, получилась сугубо светской, без политического подтекста. Однако, утром четверга Толстоухов уже звонил Табачнику с требованием «немедленно доложить все Премьеру». Отчего только Анатолий Владимирович этого не признал – непонятно.

Ябеда-корябеда

Министры, тем временем, откровенно скучали. По залу активно кочевали записочки с рекомендациями, предложениями и даже … жалобами. Одну такую настрочил Николай Рудьковский.

Достал, для порядка, чистенький листик, ручку (вместо обычного карандаша), «Виктор Федорович, извините за вмешательство…» - вывел аккуратно. Далее: «…среди выступающих - и губернатор, и глава Облсовета Херсонщины, … Харькова нет, хотя задолженность за год самая большая…».

Забавно, но за «воспитание» руководства этих областей Янукович взялся сразу по факту получения «конвертика» от главы Минтранса.

Вообще, заглядывать министрам через плечо – особо пикантное развлечение. Иногда такого насмотришься-начитаешься! Андрей Клюев, знающий уже эту мою скверную привычку, вовремя предпринял меры предосторожности. Дождавшись пока, сидящий напротив Толстоухов, прочтет очередное его «послание», Андрей Петрович вновь пододвинул к себе бумажку, принявшись старательно зарисовывать все на ней написанное. Усердно этак: вверх-вниз, вверх-вниз и подмигивает лукаво: смотри, мол, Соня, как я вещдоки уничтожаю, ничегошеньки тебе не достанется!

«Ты мне в узком кругу скажи…»

На повестке дня второй части заседания значился весьма животрепещущий вопрос – понижение тарифов на ЖКХ. Собственно, то, что волнует каждого. Зал, тем не менее, опустел более, чем на половину. Журналистов так и вовсе выдворили в кулуары, но «Обозу» все же удалось просочиться вовнутрь.

Виктор Янукович, взбодрившись отсутствием камер (за исключением двух донецкого происхождения), теперь уже нисколько «не рисовался».

«Ты мне в узком кругу скажи, Юрий Анатольевич, какая у нас цена (на газ – С.К.) с Нового года будет?», - обратился он к Юрию Бойко.

«Это зависит от переговоров с нашими среднеазиатскими партнерами, ответить я смогу только в середине октября», - сказал Бойко.

Но отповедь Янукович знал и сам. «Если цена будет 130 — это золотая для нас цена. Это будет высший класс! Я имел сегодня разговор с Медведевым. Мы проводим работу», - заявил он.

«На люди» же Бойко уверял: Украина станет получать газ дешевле остальных стран-соседей, «Премьер сам озвучит цену, как только она будет окончательно определена». И еще: «Сейчас ведутся консультации о поставках газа на среднесрочную перспективу, минимум – три года. Посредничество «РосУкрЭнерго» при этом сохраняется.

Нынешние перспективы роста тарифов тесно связаны с перспективами роста цены голубого топлива. Поскольку с января она неизбежно повысятся, то снижать прайсы на оставшиеся три месяца, а, затем, снова повышать, присутствующим показалось нецелесообразно.

«Люди нас не поймут», - таким было общее резюме. При этом проект тематического постановления КМУ предлагал «давать людям» всего по 314 гривен за сотню кубов, вместо действующей ставки почти в четыре сотни гривен.

«Надо признать, что мы вляпались, проголосовав за преодоление президентского вето на мораторий», - емко резюмировал депутат-социалист Василий Цушко, предложивший целое ожерелье возможных решений.

Сошлись, в итоге, на компромиссном – поручить специальной рабочей группе (Азаров, Шелудченко, три губернатора и проч.) доработать проект постановления, презентовав его затем на заседании Координационного совета КРС в понедельник.

Спорили, однако, долго, особым красноречием и запальчивостью выделялся Евгений Червоненко. Он столь обильно сыпал всякими заумными терминами, что Янукович, в конце концов, не выдержал:

- Евгений Альфредович, а в коалицию вы собираетесь? – внезапно ляпнул Премьер.

- Я-то тут при чем? – опешил запорожский губернатор.

- Роман Михайлович? – перевел вопросительный взгляд на Зварича.

- У меня договор с собой, можем хоть сейчас… - не замешкался тот.

- Так, чувствую, надо переходить в другое помещение и по-другому там вести разговор, - улыбнулся Янукович, явно радуясь своему каламбуру.

Соня КОШКИНА