УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Владимир Литвин: «В стране нет рабочего настроя»

Владимир Литвин: «В стране нет рабочего настроя»

Лидер Народной партии и спикер Верховной Рады четвертого созыва Владимир Литвин прервал парламентскую карьеру, но не утратил способности давать точные, порой резкие оценки сложившейся в Украине политической ситуации. О парламентском кризисе и перспективах страны – в эксклюзивном интервью DailyUA

- Владимир Михайлович, как вы оцениваете сегодняшнюю политическую ситуацию?

- Как неопределенную. За имитацией бурной политической деятельности просматривается одно – нежелание работать и брать на себя ответственность. Показательно, что политики пытаются обмануть друг друга, прикрыть свои действия словесной шелухой. Это отчетливо проявилось во время недавнего так называемого круглого стола. На мой взгляд, это было скорее расширенное совещание, показавшее убогость отечественной политики. На высоте были разве только президент Ющенко, державший нити совещания в своих руках. Импонирует мне и позиция Юлии Тимошенко, отметившей, что нельзя совместить несовместимое.

- Вы не ощущаете обиды, что вас не пригласили посидеть за круглым столом с остальными политиками и общественными деятелями?

- Нисколько. Я в отпуске и общался с Виктором Андреевичем 24 июля, предупредив, что уезжаю на отдых. Честно говоря, я не видел оснований для серьезного разговора. Круглый стол должен быть таким, как он проходил в конце 2004 года, когда были не показушные заседания, от которых людей воротит, а шел интенсивный диалог и поиск компромиссов. Здесь же мы видели, как одна сторона стремилась передавить или обыграть другую на глазах всего общества. Я счастлив, что не принимал участия в действе, во время которого некоторые пытались лизнуть и не знали, куда это сделать.

- Как вы, профессиональный историк, оцениваете предложенный во время круглого стола Универсал национального единения? Не прослеживаются ли аналогии с документами образца 1917 – 1918 годов?

- Все изложенное в Универсале можно было заменить одним предложением – надо выполнять Конституцию Украины. Плюс можно было подписать соглашение о том, что люди, чей труд оплачивается из государственного бюджета, должны ходить на работу. Наверное, целесообразно было провести исторический ликбез, проанализировать судьбу четырех универсалов, изданных Центральной Радой. Неплохо было бы изучить и судьбу меморандумов, которых на моей памяти новая власть выпустила три - перед «украинским Давосом», во время ликвидации кризиса, связанного с отставкой правительства Тимошенко, и подписанного президентом и Януковичем, посмотрев, что выполнено, а что – нет.

- Выходит, украинская власть плодит ненужные бумажки, а реальными делами не занимается?

- Понимаете, в стране нет рабочего настроя. Идет имитация бурной деятельности в расчете на то, что кто-то устанет или одна сторона переиграет другую. Никто не берет на себя смелость внести ясность в происходящее. Я встречаюсь сегодня со многими людьми, в том числе из постсоветских стран, так они просто смеются над происходящим в Украине. И если вы показали, что там выступает «совесть украинской нации», можно понять, какая низкая у нее планка.

- Не кажется ли вам, что определять совесть нации по звонку из президентского секретариата несколько неправильно?

- Я не стоял у истоков формирования списка участников круглого стола, но судя по статье Юлии Мостовой в последнем номере «Зеркала недели», достойных быть участником этого междусобойчика определяет один человек. За круглым столом не было основного – люди, не заангажированные властью, не сказали, что они думают о политиках, о состоянии дел в стране. Ведь мы деградируем, демонстрируя собственное хуторянство и изощряясь в словесах.

- Политики все чаще говорят об угрозах суверенитету страны, если политический консенсус не будет найден. Насколько реальны эти угрозы?

- Угрозы суверенитету страны исходят в первую очередь от политиков. Мы должны после парламентской кампании констатировать легализацию раскола Украины на две части. Призывами, меморандумами, универсалами страну скрепить невозможно, это можно сделать в ходе практической работы, которой сегодня нет. Власть занимается самотрудоустройством, а ситуация пущена на самотек.

- Повторяется старая история – национальная элита озирается по сторонам в поисках стратегического союзника, не в силах сама сформулировать принципы государственного строительства?

- Наверное, нашим политикам стоит внимательно проштудировать историю Украины второй половины семнадцатого века. Тогда многое станет ясно – и что такое Руина, и почему был раскол на Левый и Правый берег.

- Интересно, зачем вытаскивают на свет божий резонансные уголовные дела вроде дела о смерти экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко?

- Думаю, такие резонансные дела будут возводиться в ранг политических, чтобы использовать подобные дела в целях политической борьбы. И «дело Кирпы», и «дело Кравченко» будут использоваться политиками, много говорящими о морали.

- Это отвлекающий маневр?

- Не только, это инструмент политической борьбы. Мне известно, что «дело Кравченко» будут пытаться развернуть против разных политиков, в том числе и против меня. Меня предупредили, что за мое обещание принимать участие в президентской кампании 2009 года последует ряд публикаций, в которых мне будут инкриминировать смерть Юрия Федоровича. Это говорит о том, что, несмотря на вытеснение меня и ведомого мной избирательного блока из политического процесса, меня продолжают бояться, поэтому будут использовать инсинуации. Раз боятся – то правильно, пусть боятся.

- Не кажется ли вам, что нынешний парламентский кризис вызван некорректным внедрением политической реформы?

- Я так не думаю, скорее, мы видим нежелание политиков признавать существующие реалии и их стремление игнорировать новые положения Конституции. Сам способ, условия и время, в которых принимались решения о реформировании Основного Закона, аукнется нам еще не один раз.

- Рискнете ли вы прогнозировать дальнейшее развитие ситуации в Украине?

- Думаю, противостояние будет продолжаться, поскольку ни у одной из сторон нет мужества сказать открыто о своих принципах, с другой – надежда, что все как-то само собой рассосется, приведет к вялотекущему процессу. Общество и интеллектуальная его составляющая просто уйдут к власти в глухую оппозицию. Власть сама себя дискредитирует и просто уничтожает страну. Конечно, все взоры будут обращены к Президенту Украины Виктору Ющенко.

- Возможны ли досрочные парламентские и президентские выборы?

- Парламентские выборы - вполне возможно, все зависит от решения главы государства. Оснований для досрочных президентских выборов я не вижу, хотя бы по той причине, что экономика Украины, если верить действующему правительству, развивается по восходящей, а для досрочных президентских выборов необходим экономический кризис.

- Получается, ситуация в Украине и дальше будет стабильна в своей нестабильности?

- Да, мы по-прежнему находимся в критическом для страны периоде.

- Как долго он будет продолжаться?

- До того времени, пока кто-нибудь не возьмет на себя ответственность за происходящее в стране в полной мере.

Евгений Магда, DailyUA

www.daily.com.ua