УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Когда Калашников страшнее автомата

Когда Калашников страшнее автомата

А ведь «очередь» из регионаловского «Калашникова» по журналистам телеканала СТБ не так уж случайна, как может показаться на первый взгляд. Для этого надо хотя бы знать, как обстояло дело со свободой прессы в Донбассе. А также помнить, что проделывал с ней кучмовский режим по всей стране.

В отношении Донбасса достаточно трех хрестоматийных примеров - убийство журналиста Игоря Александрова, запрет печатать и доставлять подписчикам единственную оппозиционную тамошним властям газету «Остров», а также СИЗО от местной прокуратуры известному журналисту Владимиру Бойко, вызволять которого ввиду явной сфабрикованности обвинений довелось самому Леониду Кучме. Не считая прочих скрытых или явных репрессий при малейших попытках прессы озвучить что-либо неугодное правящей здесь элите.

Итог подобной профилактики известен - потрясающая выученность местной прессы, ее полное подчинение интересам административно-бизнесовой верхушки, сплотившейся под политическим брендом «Партия регионов» и распространившей впоследствии, после разгрома на Майдане кучмизма, свое влияние на всю страну, при этом усилившись недобитками прежнего режима со всей Украины.

Эта выученность проявилась прежде всего в том, что самое масштабное по меркам страны перераспределение здесь собственности было преподнесено местному совку как благо, а возглавившему этот процесс донецкому губернатору Виктору Януковичу, при котором угомонилась грубая стрельба по конкурентам, уступив место чисто административным методам отъема заводов и фабрик, обеспечен самый привлекательный для Юго-Востока ореол сильного руководителя. Не менее значительным оказался и вклад СМИ в пропагандистскую обработку сознания электората, когда понадобилось втемяшить в головы игрушечную для политиков (виват, «кидала» Мороз!), но потенциально способную выстрелить непредсказуемостью идею раскола страны на Восток и Запад. Не считая подогрева регионалами проблемы русского языка или ситуативной эксплуатации темы НАТО.

Не будет лишним добавить к этому, что еще во времена раскрутки приснопамятного блока «За Еду!» облгосадминистрация Виктора Януковича изобрела идею обязать городские и районные газеты печатать так называемую «Газету в газете» - изготавливаемую за государственный кошт пропагандистскую вкладку во славу этого блока, а потом и с целью посильной помощи кандидату в Президенту Януковичу. То есть уже тогда донецкие прекрасно понимали роль СМИ, а в деле их укрощения и приручения шагали впереди всей Украины.

И не так уж не прав экс-второй человек в партийной иерархии СПУ Иосиф Винский, когда в передаче «Свободы Слова» на телеканале ICTV, анализируя сдачу Морозом страны донецким и заметив, что «підписавши "антикризову" коаліцію, Олександр Мороз і фракція фактично повертають у владу Партію регіонів. Тобто 15 років боролися з олігархами, з Кучмою, з кучмізмом – і на 16-й рік керівництво партії зрозуміло, що не туди вело партію. Я задаю питання: навіщо тоді ми боролися з Кучмою?», сделал следующий вывод: «я жодним чином не критикую Партію регіонів, тому що вона має свою мету – і вона її реалізує... Мова йде про те, чи буде Україна рухатися в європейському напрямку. А ми писали: "Збудуємо Європу в Україні". І я впевнений, що ця коаліція будувати Європу в Україні не буде. Чи буде Україна будувати демократичне суспільство? Я абсолютно переконаний, що і в силу ментальності Партії регіонів, і її політичної позиції, і її історії цього не відбудеться. Чи буде свобода в Україні? Цього не відбудеться».

Вот насчет ментальности - в самую точку. И как бы ни старались отмыватели регионалов Тарас Чорновил и Ганна Герман убедить страну в том, что донецкие совсем, дескать, не такие, как их рисуют, что они чуть ли не образец демократических политиков в отношении прессы, черного кобеля вряд ли отмоешь добела. Пятна-то, как видим, практически родимые! В том хотя бы смысле, что именно в Донецке были произведены на свет белый многие ноу-хау с целью не только выстроить прессу по стойке смирно, но и заставить ее добровольно (разумеется, под звон монет) шагать в указанном направлении.

Хотя, конечно, если не точка, а кочка зрения, как, например, у экстренно обрегионалившихся социалистов, то тогда можно усмотреть и невидимое. Выступая в нынешний понедельник на радио «Эра», один из лидеров СПУ Иван Бокий не только решительно опроверг возможность антидемократических тенденций в связи с приходом к власти «антифризової коаліції» (так ее называют в Донбассе), но и заверил, что «регіонали винесли з Майдану набагато більше, аніж помаранчеві... В тому сенсі, що це був процесс очищення для всіх, в тому числі і для нього (Януковича - авт.), і для його політичної сили. І хто більше виніс з цього - то ще проблема». А при предварительном распределении комитетов этой коалицией Виктор Янукович, оказывается, «був найзатятішим борцем за права опозиції».

Конечно, за последние полтора года дышать журналистам в Донбассе стало посвободнее, но ведь благодаря не регионалам, а Майдану. И потом - нет ведь ни малейших доказательств, что они на деле, а не на словах изменили или изменят свое отношение к СМИ. Об этом судить окончательно можно только в случае их прихода окончательного и повсеместного к власти. Но проявившиеся симптомы настораживают. Например, перед инцидентом с Калашниковым регионаловская власть в Луганске уже попыталась убрать неугодных журналистов с государственного телеканала. Но этот периферийный инцидент не нашел должной оценки ни со стороны центральной власти, ни со стороны демократической общественности.

Да и журналисты как-то не очень тогда встревожились. А ведь пищи для размышлений о послемайданном самоперевоспитании регионалов на примере Донбасса нашлось бы предостаточно.

Взять хотя бы и последнюю, чрезвычайную сессию Донецкого облсовета, на которой ее председатель, соратник Януковича на протяжении многих лет Анатолий Близнюк огласил драматическую весть о разработанном БЮТом плане блокирования автомагистралей в Украине (Донецкую область как особо опасный регион предусматривалось взять в осаду со стороны Харьковской и Днепропетровской), который должен был вступить в действие в ночь на 25 июля. Сославшись при этом на информацию из интернета и документ, переданный ему «человеком, пожелавшим остаться неизвестным». Чем не пример высокой ответственности ведущих регионаловских политиков за судьбу страны? А также чем не повод для местной прессы взять под козырек, что она и сделала, растиражировав это наверняка согласованное с верхушкой ПР заявление Анатолия Близнюка без малейшей тени сомнения в ее политической провокационности?

Так что инцидент с господином Калашниковым не случаен, а скорее закономерен. Он вытекает из всей логики политического поведения регионалов и реальной, а не мнимой их демократичности. Таких, как этот бывший военный служака, которым при словах «демократия» или «независимый журналист» хочется схватиться за пистолет или автомат, среди руководящего ядра регионалов наверняка подавляющее большинство.

Просто на данном этапе они предпочитают скрывать свои подлинные намерения. Но сдерживать себя этим калашниковым, видимо, стоит немалых усилий, и время от времени их настоящее нутро, распирающееся от совково-капээсэсной кондовости в понимании роли СМИ, взрывается желанием поставить журналистов на свое место. На то, которое пресса сейчас и занимает в Донбассе, указанное ей «затятыми» демократами местного разлива. За повадками которых по отношению к СМИ наши многолетние наблюдения позволяют сделать вывод о том, какую на самом деле, по выражению Иосифа Винского, «мету вони реалізують».

Свобода печати - если и высокая цель для них, то в виде ближайшей приземленной мишени, которую калашниковы, любя тот же СТБ своей странною, но исторически и ментально объяснимой любовью, постоянно держат под прицелом.

Анатолий НАУМОВ, Алексей МАЦУКА