УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Регионы превращаются в толерантную силу», – Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»

«Регионы  превращаются в толерантную силу», – Андрей Ермолаев, директор Центра социальных исследований «София»

Титульная версия формата коалиции тоже пока неизменна: НСНУ, БЮТ, СПУ. Но все увереннее звучат голоса, прогнозирующие коалиции не в виде тройки, ранее входившей в «Силу Народа», а по формуле 3+1, то есть с участием Партии регионов.

Почему широкая коалиция, декларируемая партией власти как благо, не находит поддержки в народе? Кто, о чем и чем торгуется? На вопросы нашего корреспондента отвечает директор Центра социальных исследований «София» Андрей Ермолаев.

– Почему часть «Нашей Украины», например, премьер Ехануров, так отстаивают идею «широкой» коалиции? Они настолько боятся премьерства Тимошенко или малочисленности, а значит – нестабильности «помаранчевой» коалиции?

– Не стоит забывать, что Партия регионов получила наибольшее количество голосов избирателей. И просто так крупнейшую парламентскую фракцию не удастся отправить в оппозицию. Однако, если задекларировать широкую коалицию как едино возможный формат переговоров, то можно получить в оппозиции еще более опасную политическую силу – БЮТ. На протяжении последних полутора месяцев элиты искали формат возможного партнерства.

– В конце марта Вы говорили, что все разговоры о коалиции – это лишь «заявления для прессы». Что изменилось сейчас?

– Произошли существенные изменения в нижней части политической архитектуры. Хотят того переговорщики или не хотят, в целом ряде регионов созданы «тройки», а также новые коалиции. Я в который раз повторяюсь, у нас не будет «помаранчевой» коалиции и у нас не будет уже идеологической коалиции. Но сейчас создается прагматический формат, который формально совпадает с коалицией «Сила Народа» – НУ, СПУ и БЮТ. С той разницей, что характер передоговоренностей у них другой и взаимодействие по-другому строится: в них уже больше технократизма и прагматизма. И вот появление «троек» в целом ряде областей начинает уже снизу давить на переговорщиков. Сейчас можно попытаться предложить другой формат, в другом составе, но это автоматически приведет к кризису партийных структур. Поэтому на сегодня есть уже определенная «заданность» того, что когда парламент начнет работать и когда все депутаты получат свой легитимный статус, принесут присягу, вероятнее всего будет задекларирована «коалиция тройки».

– То есть, Юлия Владимировна может праздновать победу?

- Тактическая победа Тимошенко и БЮТ в коалиционном процессе еще не означает, что они победят окончательно. Сейчас лишь есть «заданность», что «тройку» нужно создавать. Давно идут переговоры о расширении этой коалиции. Другой вопрос, будет ли это интересно Партии регионов. Одно дело быть лидером коалиционных переговоров, когда все равны и когда ты выступаешь с позиции победителя, хотя бы формального, и другое дело, когда «тройка» создает новую консолидированную силу. Тогда уже ПР – не победитель выборов, а более слабый партнер, а это невыгодная позиция. Тактически регионам теперь выгодно поиграться в сильную оппозицию и играть в возможный кризис осенью, когда можно будет с ультимативных позиций возвращаться к переговорам с президентом. Борьба двух тактик: идти на коалицию в формате 3+1 или играть на осенний кризис и пытаться вернуть себе позицию лидера – это и составляет интригу последних недель внутри партии регионов.

– Иными словами, широкая коалиция может «подстраховать» политическую систему и от кризисов и от игры «на поражение» со стороны ПР? Но подавляющее большинство граждан против широкой коалиции. Как это объяснить?

- Для избирателя, как для гражданина, который определился в выборе, было бы понятно, если бы победитель получил всю власть или, по крайней мере, стал доминирующей силой в том, что называется коалицией.

Фактически в Украине не один, а три этапа выборов: первый -- составление партийных списков, (который состоялся без участия избирателей) второй – собственно голосование, и сейчас мы наблюдаем третий этап волеизьявления , когда элиты сами, без участия избирателя, формулируют ответ на вопрос «А каковы, собственно итоги выборов?» И решают это, используя инструмент, который называется создание коалиции. Именно это сразу поняла Тимошенко, именно на это она играла, поняв, что, получив второй результат на выборах, можно быть первой. И третий этап выборов еще не закончен. Лишь с появлением коалиции мы получим реальные политические итоги выборов.

– Какие вопросы (кроме, естественно, позиции по кандидатуре будущего премьера) сейчас являются предметом переговоров?

- В элитах главная конкуренция связана не столько с постом, сколько со статусом и правом быть модератором элит, быть лидером консенсуса. Это борьба за право стать центром, где обсуждаются и принимаются политические решения, а потом они уже оформляются. Тот, кто становится лидером таких элитных консенсусов, потом признается и как формальный лидер, он может быть предложен или делегирован на какой-то пост. Кстати сказать, в большинстве случаев кандидаты в президенты, которых поддерживают элиты – это консенсусные лидеры, вспомним Кучму, вспомним Ющенко. И вот сейчас многие политики стали бороться за статус и право быть модераторами, быть олицетворением консенсуса и, соответственно, стать центром власти. Это почувствовал Мороз и те инвесторы, которые профинансировали социалистов; это прекрасно знает Тимошенко и именно поэтому она таким интересным образом сгруппировала вокруг себя самые разные группы капиталов. Это почувствовал Донецк, но не Янукович, а группа инвесторов. Хотя, что касается тактики переговоров, я думаю, что эту регионалы игру проиграли. Однако они превратились в неконфликтную политическую силу, которая научилась вести себя гибко и толерантно. И это факт, она сейчас борется за статус новой моральной силы и это у регионов получается.

К сожалению, к этому оказались неготовыми и «нашеукраинцы». И если регионалы тактически проиграли БЮТ, то НУ не были готовы к формуле этой игры. Долгое время Президент был нейтральной фигурой и декларировал это. Однако, я думаю, что решающее слово будет за президентом. Ведь неслучайно он сейчас (видимо, поняв прошлые ошибки) каждый день ведет переговоры и заставляет считаться со своим мнением. В чем это может быть выражено? В том, что Ющенко может оставить за собой последнее слово относительно состава правительства, относительно требований к программе действий этого правительства и, возможно, в этом вопросе Тимошенко лично придется уступать. Признав, что ей удалось навязать формат тройки, она вынуждена будет уступать в личных амбициях.