УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Кто кого в ВТО

744
Кто кого в ВТО

Как бы ни приближало Украину вступление в ВТО к членству в ЕС – заветной мечте нынешнего президента – никакие увещевания не помогают, когда речь заходит об основополагающих актах. Зато весьма единодушно парламентарии утверждают незначительные законы, как-то «О карантине растений». Несоответствие взглядов исполнительной и законодательной власти на этот вопрос существует уже около года, что заставляет поискать долю логики в позиции народных избранников.

Украина переговоры о вступлении во всемирную торговую организацию ведет с 1993 года. Но много это или мало для развивающегося государства с начавшей только зарождаться демократией?

Спешка во вред

Как известно, больше других отраслей пострадает в краткосрочном периоде после выхода страны на мировые торговые просторы аграрный сектор. Сегодня сельское хозяйство в Украине – наверное, самая отсталая отрасль экономики. Поэтому число потерь, которые она понесет, невосполнимо никакими выгодами, к примеру, конкурентоспособной металлургии.

«В результате сокращения ставки ввозной пошлины на сельхозпродукцию в течение 6 лет после вступления в ВТО без подготовительного этапа украинские производители по оптимистическим прогнозам потеряют 7-8% внутреннего агропродовольственного рынка, по пессимистическим - 30%», - утверждает один из лидеров блока Народно-демократических партий, председатель Христианско-демократической партии Украины Виталий Журавский.

Взять, к примеру, сахар: тростниковый сейчас на мировом рынке в два раза дешевле свекловичного, и все производители сахарной свеклы ввели систему по защите своего свекловодства. А Всемирная торговая организация от нас требует разрешить беспошлинный ввоз 260 тысяч тонн тростникового сахара ежегодно. К слову, парламент уже принял закон, согласно которому Украина обязуется разрешить ввоз тростникового сахара-сырца в объеме 200 тыс. тонн в год после вступления в ВТО, а также увеличить объемы импорта сахара-сырца до 260 тыс. тонн в течение 3 последующих лет. Членство в ВТО в результате может обернуться прежде всего крахом для производителей и переработчиков сахарной свеклы и ростом безработицы в отрасли.

Очевидной после вступления в ВТО, по словам одного из лидеров Блока НДП, станет и неконкурентоспособность производства молока, яиц, мяса, овощей и фруктов: все эти секторы АПК, в первую очередь, действуют на основе технически устаревших методов производства, которые делают продукцию дорогостоящей, зачастую снижая ее качество. К примеру, молоко в Украине производят большей частью домашние хозяйства, и к переработчикам продукт попадает в вариациях самого разного качества.

Конкуренция во вред себе

Сегодня наибольшие экспортеры сельхозпродукции в мире - США и Западная Европа – превратили сельское хозяйство в наукоемкую отрасль, где основной фактор прироста производства (порядка 2/3) определяется использованием новых технологий. А на науку в этих государствах тратится как минимум на порядок больше, чем в Украине.

В то же время развитые страны, сохраняя присутствие на мировом рынке, для своих крестьян не жалеют средств. Американские фермеры каждый год получают миллиарды долларов поддержки от государства, за счет чего имеют возможность без проблем продавать свою продукцию по себестоимости. Что же касается Европы, то здесь, по словам Журавского, «дотации на гектар посева в странах Евросоюза составляют 300-400 евро. Сможет ли конкурировать наш крестьянин, не имеющий таких дотаций, с западным производителем?».

Решением головоломки под названием «Членство в ВТО» может стать отсрочка еще на несколько лет. «Необходимо отложить вступление в ВТО на 3-4 года, чтобы постепенно адаптироваться к условиям и правилам организации», - убеждают представители Блока НДП. Блок НДП советует Верховной Раде не голосовать за законы, разрешающие существенно увеличивать ввоз сельскохозяйственной продукции, поскольку 95% продукции на внутреннем рынке – отечественного производства, которого до обретения членства в ВТО необходимо защитить.

Позже – не значит никогда

О переходном периоде, во время которого должны быть созданы все условия для защиты национального производителя, говорит лидер блока НДП, руководитель бюджетного комитета Верховной Рады Людмила Супрун. «Сегодня в ВТО вступило много стран. Украина также может вступить в ВТО, но она должна вступать в эту организацию, сохраняя приоритетность своих национальных интересов – а не сдавать все свои позиции так, как это делается сейчас», - считает народный депутат.

Супрун подкрепляет свою точку зрения опытом других стран: «Китай вступал в ВТО на протяжении 25 лет, он выторговал во всем мире все, что только хотел, залез на все рынки, а потом стал полноправным участником ВТО. То есть я веду к тому, что мы должны работать по общим правилам торговли, но сначала должны думать о том, как сохранить и защитить интересы Украины». Говоря о Китае, можно вспомнить поспешное вступление в ВТО Тайваня, которым руководили больше политические мотивы: при получении права голоса в совете ВТО, Китай мог ветировать вступление Тайваня в эту организацию столько времени, сколько угодно китайским властям. Вскоре ВТО обязало Китай и Тайвань открыть свои рынки риса, и туда хлынул поток дешевого зерна из Индии и Бирмы. За один год на Тайване площади посевов риса сократились на 100 тысяч гектаров, и тысячи крестьян вынуждены были заняться выращиванием цветов и других культур.

Среди республик бывшего СССР можно взглянуть на позицию стран Балтии: «При вступлении в ВТО, они оставили те системы поддержки собственной экономики, своего товаропроизводителя, которые у них работали ранее. То есть, взяли переходной период, пока их предприятия адаптируются», - говорит Л. Супрун. Она напоминает, что в этих странах переходной период составил 7 лет.

А преступивший первым из постсоветских государств порог ВТО Кыргызстан согласился на все требования этой организации и полностью открыл рынки. Кыргызстан надеялся при этом, безусловно, на лучшее – экономический рост, приток инвестиций. Однако по данным Всемирного банка, объем прямых иностранных инвестиций в страну снизился на 21%, также начали снижаться объемы торгового оборота с третьими странами и средняя заработная плата.

По словам Людмилы Супрун, при вступлении во Всемирную торговую организацию в текущем году «отечественные товаропроизводители понесут потери, связанные с адаптацией к новой конкурентной и регуляторной среде. Мы хотели вступить в ВТО уже до конца 2005 года. Если бы мы тогда вступили в ВТО, то сегодня ни Россия, ни мы не имели бы права предоставлять преимущества украинским предприятиям относительно стоимости газа», - напоминает лидер блока НДП Людмила Супрун.

Таким образом, в стремлении присоединиться к этой организации, Украине необходимо как минимум добиваться сопоставимого с торговыми партнерами уровня государственной поддержки села, и предоставления Украине переходного периода сроком в несколько лет. Блок НДП предлагает на этом этапе компенсировать все риски в агропромышленном комплексе путем госдотаций. Ведь ВТО – это не только средство приближения к ЕС, как считает Президент. Это в первую очередь суверенный институт, в котором каждое государство защищает свои права, определяя правила торговли друг с другом.