УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

ГНАУ: мания величия

ГНАУ: мания величия

Речь идет о допустимости зачетов во внешнеэкономической деятельности. Зачеты считали допустимыми не только Госкомпредпринимательства, но и Минфин, и Национальный банк Украины, и все суды. Против была только одна ГНАУ.

Она говорила, что зачеты во внешнеэкономической деятельности недопустимы. И что поэтому, если произошел зачет, то пеня, применяемая к предприятию за то, что к нему не пришли деньги от нерезидента, все равно продолжает начисляться в размере 0,3 % в день. И что если предприятие отгрузило продукцию, а денег за это не получило, то есть задолженность перед предприятием не бартерная, а денежная,— такая пеня вообще будет начисляться пожизненно, несмотря на проведение зачета.

Потом, однако, ГНАУ, наконец-то, согласилась со всей страной, и 3 августа она издала разъяснение, согласно которому зачеты во внешнеэкономической деятельности, во-первых, допустимы, во-вторых, прекращают течение срока, за который начисляется пеня за нарушение девяноста дней. То есть с момента проведения зачета пеня приостанавливается.

Правда, налоговики тогда обставили свое согласие рядом не очень законных условий. В частности, они написали, что зачет допустим только тогда, когда он успел произойти в течение девяноста дней. В таком случае не вполне понятно, какая же пеня приостанавливается. Если зачет успел произойти в течении девяноста дней, то ее даже не начали начислять. Поэтому речь по существу идет не о том, что налоговики говорят о приостановлении уже начисляемой пени, а о том, что, если успели сделать зачет в течение положенных девяноста дней, то пеня и не начинает начисляться. А вот если с зачетом опоздали — все, тогда он не спасает.

То есть это разрешение обставленно не очень законными ограничениями, но спасибо хотя бы за него. Интересно другое.

Это разъяснений ГНАУ выпустило 3 августа, и теперь она заявляет, что именно с 3 августа зачеты во внешнеэкономической деятельности и стали разрешены,— несмотря на то, что законы за все это время совершенно не менялись. То есть ГНАУ считает, что ее разрешение и есть новый закон, в связи с чем привязывает дату допустимости зачетов именно к 3 августа.

На самом же деле они и раньше были разрешены. Просто ГНАУ сопротивлялась. Более того, сам факт, что ГНАУ передумала, говорит о наличии конфликта интересов. А раз так, то по правилу конфликта интересов применяется та позиция, которая наиболее близка предприятию, то есть разрешающая такие зачеты. Если же ГНАУ свои разъяснения-разрешения будет приравнивать к законам, мы так далеко зайдем...

Из TV-программы Александра Кирша «Налоги и жизнь» (канал «Первый деловой»)