УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На столичных дорогах произошел "черный вторник"

972
На столичных дорогах произошел 'черный вторник'

Вечер 30 октября показал: транспортный коллапс для столицы России не то что близок — он уже наступил.

Вечер минувшего вторника показал: транспортный коллапс для столицы России не то что близок — он уже наступил. В пробках в центре города стояли почти все, кто имел неосторожность выехать на улицы с 15.00 и до глубокой ночи. Люди добирались по 6 часов пути от Красной Пресни до трех вокзалов. А кое-кто из москвичей ехал и по 8, и по 10 часов.

Журналисты провели расследование: кто виноват, что на дорогах Москвы произошел крупнейших за последине годы массовый затор. 

Распространенная первой версия о том, что, мол, во всем виноват футбольный матч в “Лужниках”, не очень-то убедительна. В 2000 году на игру “Спартака” с “Арсеналом” приехало еще больше болельщиков-водителей, а таких пробок в городе не было. Хотя не было еще и Третьего транспортного. Да к тому же тогда шел снег, а в этот вторник дороги были сухими и чистыми, как в Европе. И тем не менее центр города полностью встал.

Дикие пробки, парализовавшие позавчера город на несколько часов, заставили икать всю восьмитысячную армию столичных гаишников: в редком автомобиле, намертво вставшем в заторе на Третьем транспортном или Садовом, не вспоминали “добрым” словом повелителей полосатого жезла.

Но в этот раз, похоже, зря. И московская ГАИ, и миллионы автовладельцев стали жертвой цепи трагических случайностей, которые в итоге и привели к автоколлапсу. Кстати сказать, дорожные полицейские почувствовали неладное уже к полудню вторника и немедленно ввели в действие план “Затор—Центр”. Это значит, что на улицы вышли все сотрудники инспекции, включая самых высокопоставленных офицеров управления городской автоинспекции. Увы, не помогло.

Как сообщил изданию заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД ГУВД Москвы Вячеслав ТРУБИН, неприятности начались накануне — с серьезного провала на Шлюзовой набережной, что привело к значительному ухудшению дорожной ситуации на Садовом кольце в районе Павелецкого вокзала — и без того не самой благополучной в смысле трафика точке города.

Дальше — больше. По не выясненным пока причинам, в центральной части мегаполиса разом “забастовали” все светофоры (похоже, возникли перебои с электроснабжением). И, наконец, без того сложное положение усугубил визит... президента Анголы. Глава дружественного нам государства полдня раскатывал по Москве (в основном, понятное дело, по центральной ее части) с визитами, для чего, как у нас это принято, кое-где перекрывалось движение.

Но и это еще не все. Сами водители сделали все, чтобы усложнить себе жизнь: в городе случилось более 1700 мелких ДТП (обычная “норма” — 1200—1300), причем только на Садовом — 28 за четыре часа (вместо “привычных” 18—20 в сутки). А нынче (спасибо ОСАГО) даже ради сторублевой царапины автовладельцы вызывают гаишный наряд. Причины происшествий разные, но специалисты склонны видеть в них обычное разгильдяйство собственников машин. Дело в том, что значительная их часть до сих пор не “переобулась” в зимнюю резину. А летняя даже на минимальных минусовых температурах дубеет так, что теряет практически все свои сцепные качества. При этом стиль вождения у большинства “драйверов” остается летним.

Но, как считают в ГИБДД (и с этим трудно не согласиться), даже в столь непростой ситуации заторы могли бы быть меньше, если бы те же водители элементарно соблюдали ПДД и просто уважали друг друга. Скажем, многих заторов на перекрестках можно было бы легко избежать, если бы на них одновременно (наплевав на светофоры, регулировщиков и — главное — здравый смысл) не въезжали машины сразу со всех четырех направлений, намертво закупоривая магистрали.

Сотрудники столичной ГАИ уверены: вторничные пробки — результат единовременного совпадения десятков обстоятельств, которые в другие дни происходят не разом. Но это не значит, что в будущем “черных вторников” не будет. Шансы застрять в многочасовой пробке будут повышаться с каждым днем. Так считают все эксперты “МК”.

— Город настолько насыщен транспортом, что любая нестандартная ситуация вызывает паралич, — говорит начальник отдела организации дорожного движения НИИПИ Генплана Москвы Игорь Бахирев. — То, что пробка во вторник образовалась именно в пределах Третьего кольца, еще раз доказывает: потоки нужно срочно отводить от центра. Тут есть три реальных варианта.

Первый. Чтобы потоки не сосредотачивались в центре, нужно развивать поперечные дороги. Радиально-кольцевая система вынуждает ехать по радиусам, и самые предпочтительные из них — те, что ближе к центру (меньше пробеги). Третье кольцо снижает нагрузку, но водителям сложно и въехать на него, и съехать — не работают плохо спланированные подходы. Четвертое кольцо должно оттянуть от центра много машин. Но не меньшие надежды инженеры возлагают на строительство дорог, которые связывали бы между собой большие районы Москвы, не вынуждая водителей заезжать в центр.

Одно из них — т.н. южное направление — частично существует: Рублевка — Аминьевское шоссе — ул. Лобачевского — ул. Обручева — Балаклавский проспект. Последний утыкается в Варшавку, а должен продолжаться к Каширскому шоссе с выходом на МКАД. Другое — т.н. северная рокада — это ул. Академика Королева — ул. Космонавтов, — а дальше она должна идти вдоль Октябрьской ж/д с выходом на Санкт-Петербург.

Второй. Нужно убирать из центра офисы, банки и магазины, перемещая их на окраины. Тогда город станет многоцентровой системой, что распределит потоки машин. “Нужно резко сократить или даже запретить строительство офисных зданий в ЦАО!” — подтверждает ректор МАрхИ Александр Кудрявцев.

Третий. Москве нужны как воздух перехватывающие парковки за Третьим кольцом. Причем город готов построить их на свои деньги. Главное — успеть, пока столица совсем не встанет.

Как сказали газете в НИИПИ Генплана, сейчас для первоочередного строительства больших паркингов-перехватчиков рассматривается 10 адресов: рядом со станциями метро “Петровско-Разумовская”, “Полежаевская”, “Водный стадион”, “Владыкино”, “Ботанический сад”, “Печатники”, “Домодедовская”, “Царицыно”, “Теплый стан” и “Ясенево”. Перехватывающие парковки обязательно должны находиться рядом с сабвеем. А дальше надо будет создавать общегородскую систему: организовать удобные пересадочные узлы, строить выделенные полосы для общественного транспорта.

Подобных ситуаций и в дальнейшем не избежать

— Теперь такие пробки станут постоянными, — заявил вице-президент Российской академии транспорта профессор МАДИ Евгений Лобанов. — И они будут образовываться тем чаще, чем чаще будут природные коллизии. Количество автомобилей на улицах увеличивается, повышается плотность потока, а город дорогами не прирастает.

Подобную ситуацию переживали и переживают многие крупные города мира. Кто-то выходит из кризиса сравнительно быстро, кто-то нет — все зависит от того, как среагируют на сложившееся положение власти.

По мнению профессора Лобанова, одно из самых эффективных, хотя и непопулярных мероприятий — деление Москвы на зоны. Суть этого предложения в следующем.

Территорию города нужно разбить на зоны, въезд и пребывание в которых будет платным. Таких зон может быть несколько. Разумно брать плату уже за въезд в пределы Третьего кольца (не очень большую). Следующая зона, подороже, — внутри Садового кольца. И самая дорогая — внутри Бульварного. Причем вносить деньги водитель должен не только за факт въезда в зону, но и за проведенное там время — не важно, колесил он в это время или стоял на парковке (которая тоже должна быть платной).

Плюсы такой системы налицо: ясно, что все водители не захотят платить, и на центральных дорогах станет дышать куда легче. Кроме того, инспектора смогут регулировать загруженность улиц: ситуация на дорогах приближается к критической — нужно поднять цену — и число машин сразу снизится.

Минусы, впрочем, тоже очевидны: богатые водители получат возможность без проблем кататься на личных авто, а тем, у кого материальное положение хромает, придется снова вспомнить про общественный транспорт. Который, к слову, тоже работает на пределе.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА

Очевидец событий рассказал корреспонденту “МК”, как президент Анголы создал одну из самых больших пробок в Москве:

— Около 10 часов вечера я, как обычно, возвращалась с работы домой на своей машине и вдруг недалеко от станции метро “Арбатская”, рядом с кинотеатром “Художественный”, попала в огромную пробку. Среди водителей поползли слухи, что дорогу перекрыли для кортежа высокопоставленной персоны. И вот наконец ответ появился сам собой: мимо нас по встречной полосе движения в направлении Кутузовского проспекта проехал кортеж президента Анголы с пышным сопровождением. Впереди автомобиля президента клином ехали мотоциклисты, следом за ними — мотоциклисты с колясками, — потом собственно гость в окружении охраны и в довершение — опять мотоциклисты с колясками. Все действо растянулось минут на 20. Только потом движение стало восстанавливаться. Я постоянно езжу по этому маршруту и часто сталкиваюсь с кортежем нашего президента, он обычно такого не устраивает...

ИЗ-ЗА ПРОБОК НИКТО НЕ УМЕР

только по счастливой случайности

Вот что рассказал “МК” заведующий Центральной подстанцией “Скорой помощи” Леон Акопов.

— Во вторник нашим бригадам приходилось стоять в пробке по 2—3 часа. Стояли как на пути к больному, так и по дороге в больницу. Особенно тяжело было добираться после обеда в сторону центра. К счастью, опоздания на состояние больных не повлияли. Что интересно, за весь день нашими врачами не было зафиксировано ни одного смертельного случая. Но, надо сказать, трудности на дороге не лучшим образом отразились на нервной системе самих врачей.

А КАК У НИХ?

США. Несмотря на строительство хайвеев, пробки на американских дорогах остаются проблемой. Самый высокий уровень пробок в США фиксируется в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Вашингтоне, Атланте и Чикаго. Но и другие города тоже страдают от пробок — лет 9 назад в Нью-Йорке был громкий случай, когда некий сириец застрелил израильтянина. Убийство произошло не на этнической почве, а в результате 2-часового стояния в пробке. Водители, взвинченные ожиданием, вступили в конфликт. Итог был печальным.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Три года назад мэр Лондона Кен Ливингстоун ввел плату за въезд в центр города — с целью борьбы с автомобильными пробками. Практически всем владельцам было вменено в обязанность при въезде в центральную зону британской столицы в рабочие дни платить в городскую казну в день по 5 фунтов.

ШВЕЦИЯ. В начале года в Стокгольме стартовал эксперимент по борьбе с пробками с помощью введения налога на въезд в центр Стокгольма. За въезд на автомобиле в центр Стокгольма решено было взимать в будние дни с 6.30 до 18.30 от 10 до 20 крон ($1,3—2,7) в зависимости от времени суток. Причем налог решили собирать не только за въезд, но и за выезд из столицы. Тем самым власти планировали сократить число машин в центре столицы в час пик на 10—15%.

УКРАИНА. В годы правления Леонида Кучмы (1994—2004) только для поездок по Киеву задействовались около 40 сотрудников личной охраны плюс 100 милиционеров (ГАИ и ППС). Наиболее часто перекрывались проспект Победы, автодорога из международного аэропорта “Борисполь”, а также центральные улицы Лютеранская, Грушевского, Институтская, Богдана Хмельницкого, частично Крещатик.

С 3 октября текущего года перекрывать улицы для проезда высших должностных лиц запрещено. Уже месяц как столичная ГАИ при проезде охраняемых лиц не выставляет на дороги сотни сотрудников ППС. Остановка дорожного движения теперь разрешается только в исключительных случаях по решению начальника УДО (Управления державной охраны, бывшего 9-го управления КГБ Украины) и по представлению президента страны. Таким образом обеспечивается конституционное право граждан на свободное передвижение, внедрение европейских стандартов в вопросе охраны кортежей. Ющенко в отличие от главы своего правительства передвигается по Киеву почти незаметно. Когда президент совершает поездки по регионам Украины, он демонстративно отказывается от услуг водителя и ведет свой бронеавтомобиль от аэропорта до центра города самолично.

     А вот реорганизация службы ГАИ никак не сказалась на количестве пробок на киевских улицах — их не убавилось и не прибавилось.

“ЗВЕЗДЫ” ЕЩЕ КАК ЕЗДЯТ В МЕТРОВалерий Леонтьев:

— У меня была запись в “Останкино”, но мы так удачно проскочили по проспекту Мира, что дорога до телецентра заняла 12 минут. А вот Дана Борисова, которая должна была брать у меня интервью, так и не приехала. Ничего не оставалось, как записаться без нее... А вообще, мне как-то раз в аналогичной ситуации пришлось поехать на метро. Несмотря на плащ с капюшоном, процесс опознавания занял ровно четыре минуты. Спасался бегством. Больше не рискну ни за что.

Филипп Киркоров:

 — Я сейчас в Одессе, и страшные пробки меня минули. Но однажды я опаздывал на свой мюзикл “Чикаго” и был вынужден спуститься в подземку. На эскалаторе те, кто стоял со мной в одном ряду, меня не очень узнавали — одни в спину мне смотрели, другим я в спину. Те, кто ехал на противоположном эскалаторе, пока осознавали, кого видели, успевали проехать мимо. Я вообще московскую подземку люблю — красиво там, как в музее.

Влад Топалов:

— Я вчера два с половиной часа стоял у парка культуры! Уже думал бросить машину и в метро спуститься. Слава богу, не сделал этого — позже мне рассказали, что там не лучше было.