УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Леонид Кравчук: "Если бы мне хамил министр, я бы сразу же его уволил!"

Леонид Кравчук: 'Если бы мне хамил министр, я бы сразу же его уволил!'

Первый Президент Украины сравнил свои методы работы с методами третьего главы государства

В моей позиции - никаких личных мотивов

- Леонид Макарович, на днях нынешняя власть поминала вас «незлым тихим словом». Не хотите ответить через «Комсомолку»?

- Нет, что вы! Ятак воспитан, что никогда никого, даже в самых критических ситуациях, не оскорблял. А вот и. о. министра юстиции (или кто он там уже?) Сергей Головатый на всю Украину высказался: «Пусть Кравчук закроет рот!» Знаете, если бы министр, которого я назначил, позволил себе так грубо отозваться о Президенте, на следующий день он был бы уже уволен.

И дело тут не в Кравчуке или Кучме, а в уважении к Президенту. Если каждый чиновник может себе позволить публично ему нахамить и это остается безнаказанным...

Что мне остается думать? Что Президенту это нравится? Значит, Президент это стимулирует? Да что там говорить, если и сам Виктор Андреевич позволяет себе подобное. Вот недавно политику Верховной Рады он назвал «халявной», а сам парламент -«пятой колонной».

А раз так - как же я могу уважать такую власть? Не могу!

- Потому вы и в оппозиции?

- Да ну! Несмотря на все вышесказанное, в моей позиции - никаких личных мотивов. Когда Ющенко шел на выборы, я увидел, что в его команде одни «профессиональные революционеры». Они свободно чувствуют себя в стихии митинга, но заниматься практическими вопросами обустройства страны им становится скучно. Потому я поддерживал Януковича. Но когда Виктор Андреевич был избран Президентом, я публично заявил, что не буду ему мешать строить Украину. Если все будет хорошо, жизнь будет налаживаться - то зачем же мне против него бороться?

Но в конце июня прошлого года, насмотревшись, что творится в стране, я заявил, что как первый Президент Украины не могу оставаться сторонним наблюдателем. Не могу сидеть сложа руки, когда в Украине назревают события, опасные для ее будущего.

К власти пришли люди без опыта работы

-Что конкретно вас не устраивает в новом руководстве?

- Достаточно просто сравнить статистику «сине-белого» и «оранжевого» периода. Вывод однозначный: за год многие показатели Украины существенно снизились, а сама экономика находится в кризисном состоянии. В принципе больше ничего о работе новой власти можно и не говорить.

- Почему так происходит?

- Во-первых, разбалансировано управление экономикой. Я говорил лично Виктору Андреевичу: «Пока вы не измените кадровую политику, ничего не добьетесь ни в развитии экономики, ни страны в целом». К власти (особенно на районном или областном уровне) пришли люди, не имеющие никакого опыта работы. Основным критерием их отбора была преданность оранжевой революции. Больше ничего!

Есть просто дикие примеры, когда в «Нефтегазе Украины» один из ключевых постов возглавляет учитель пения!

Или еще пример. При Кучме губернатором Черкасской области был социал-демократ Вадим Лешенко. При нем Черкасщина по социально-экономическим показателям была в стране второй (после Киева). Сегодня она предпоследняя в Украине -всего за один год...

- Вероятно, есть и другие причины экономического спада?

- Негативно повлияло на нашу экономику и сворачивание деловых отношений с Россией. Украина заняла по отношению к своей северной соседке жесткую, непродуманную, зачастую поспешную позицию. К сожалению, очень похоже, что в ее основе лежат личные амбиции сегодняшней украинской власти, которая руководствуется вроде бы хорошими лозунгами - отстоять независимость, национальные интересы. Да, это необходимо. Но не за счет снижения экономического развития, утраты рынков сбыта и уменьшения доходов наших людей.

Увы, теперь Россия имеет моральное право выбирать соответствующий «тембр» своей внешней политики. И он у нее в наш адрес стал таким же холодным и жестким. Излишне жестким, на мой взгляд: повышена цена за газ до 230 долларов, запрет на ввоз украинской мясо-молочной продукции.

Да, порой договариваться нелегко. Дипломатия - трудное искусство. Но мы с Ельциным, человеком упертым и категоричным, все-таки находили компромиссы. Между нами не было «газовой войны», постепенно мы разрулили проблему и Черноморского флота, и ядерного оружия.

Кстати, говорят, что Кравчук отдал его задаром. Это неправда! Четыре года атомные станции Украины работали на российском атомном топливе, которое нам поставлялось взамен бесплатно.

- Действительно, при вас было спокойнее...

- Да, я всегда был за равноправные и дружественные отношения с Россией. На этих же позициях сейчас и наш оппозиционный блок «Не ТАК!».

Украина должна быть внеблоковой и безъядерной

- Интересно сравнить действия первого и третьего Президентов...

- Возьму лишь один аспект - место Украины в мире и Европе. Я стоял на том, что наша страна должна быть внеблоковой и безъядерной. Это и было записано в Декларации о государственном суверенитете. После этого я намеревался принять закон о государственном нейтралитете, добиваться признания нашего нейтрального статуса в ООН. Планировал заручиться гарантией ядерных сверхдержав относительно территориальной целостности Украины, чтобы на нас никогда не было никакого давления. В том числе и экономического.

Виктор Андреевич пошел в противоположном направлении - вступление в НАТО, Евросоюз и т. д. Президент, конечно же, имеет право на собственный взгляд. Но когда он формирует государственную политику, нельзя не учитывать точку зрения народа. А мы знаем, что сегодня вступление в НАТО не поддерживают около 80% населения Украины.

Потому блок «Не ТАК!» проводит сейчас подготовку всеукраинского референдума по двум вопросам: относительно участия Украины в НАТО и ЕЭП.

Как только мы соберем 3 миллиона подписей, в соответствии с Конституцией Президент должен будет его провести. Вот тогда и наступит момент истины.

- Кстати, о Конституции. Политреформа, кажется, ваша работа?

- Да, я был одним из ее авторов. Еще в 2002 году в своей книге «Государство и власть» я высказал мнение, что Украина должна стать парламентско-президентской республикой. И 8 декабря 2004 года мы проголосовали за нее. Казалось бы, сейчас нужно действовать в соответствии с новой Конституцией. Хотя бы с теми разделами, которые уже вступили в силу. Но Виктор Андреевич возражает, мол, эту политреформу мы не обсуждали ни в парламенте, ни с людьми. Не знаю, может, Ющенко неправильно информировали, но Кучма своим указом этот проект выносил на всенародное обсуждение. И в том референдуме приняли участие 9 миллионов людей! Так что зря Президент говорит о каких-то подковерных ее обсуждениях. Это неправда!

Юрий ПОТАПОВ, «Комсомольская Правда»

www.kp.kiev.ua