УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Владимир Литвин: подлость рук - и никакого мошенничества

Владимир Литвин: подлость рук - и никакого мошенничества

Владимир Литвин, подобно «настоящей женщине», ставшей персонажем анекдота, из «ничего» способен создать не только салат, шляпку и скандал, но и политическую выгоду. Причем без отрыва, так сказать, от производства. Точнее – от кресла в президиуме. Так было во время «оранжевых» событий», закрепивших за Владимиром Михайловичем статус миротворца и консолидатора, так случилось в парламенте в минувший вторник.

Способствовав отставке правительства Еханурова, спикер провернул блестящий трюк: покарал виновных, даже формально не доказав их вины. «За» устранение Кабмина высказалась вся фракция НП с группой-саттелитом Игоря Шарова. Суммарное количество их голосов стало в итоге решающим. Любопытная деталь: сам Литвин от волеизъявления благообразно воздержался.

Страна - в коллапсе, правительство – в отставке, зал – в шоке

В преддверии голосования по историческому постановлению №8686-2, получившем 250 голосов «за», вниманию парламентариев было предложено постановление №8682 «Про угрозу национальной безопасности Украины в связи с действиями органов исполнительной власти по обеспечению потребителей Украины природным газом», авторства депутатов фракции БЮТ.

Предложено к вниманию, но не к рассмотрению. Владимир Михайлович, возмущено размахивая документом над своей рано поседевшей головой, взахлеб убеждал депутатов в заведомой порочности бумаги. Это, мол, не есть компетенция Верховной Рады - «дезавуировать соглашения такого порядка, соглашения, заключенные хозяйствующими субъектами». Максимум дозволенного - высказаться по отдельным пунктам постановления. Литвин был настолько убедителен, что народ в зале решил особо не напрягаться. Правда, в итоге, 246-ю голосами «за» постановление это таки приняли за основу, предварительно изъяв из него ряд наиболее острых параграфов.

Аналогичная - а то и еще более печальная - участь постигла ряд других документов, которые, вероятно, могли бы стать более адекватным результатом вторничного заседания. Однако, не в последнюю очередь благодаря Владимиру Михайловичу, страна в очередной раз оказалась в уже привычном правовом коллапсе, правительство – в отставке, зал – в шоке.

Относительно коллапса: де-юре никаких реальных последствий постановление ВР не имеет. Не имеет потому, что, согласно положениям закона, нельзя дважды за одну сессию рассматривать вопрос о доверии правительству. Нельзя, потому что в новой редакции Конституции, статус «временно исполняющего обязанности» отсутствует в принципе. Таких вот «нельзя» эксперты насчитали с добрый десяток. Обжаловать, однако, это решение можно только в Конституционном Суде, а он у нас, напомним, вот уже который месяц недееспособен ввиду недоукомплектованности. И все тематические угрозы Виктора Андреевича – не более чем декларация намерений. Тем не менее, общего эффекта «психологической атаки» это не отменяет.

«Полный шоколад»

Очевидно, что больше всего дивидендов (политических, морально-психологических, даже экономических) из произошедшего извлек спикер ВР, Владимир Литвин. То есть не просто извлек, но сам устроил Кабмину «полный шоколад».

После исторического голосования, несколько утомленный, на вид, однако весьма бодрый, Юрий Ехануров, подойдя к прессе заявил прямо: «Снимать правительство никто не имел права. Это правовой вакуум. Литвин процедурно не имел права ставить этот вопрос на голосование».

Раз парламент позволил себе подобную фривольность, логично, что именно ему бы теперь нести всю полноту ответственности за происходящее в стране. Однако, поскольку ни практической, ни даже теоретической такой возможности ВР не имеет, нынешнее правительство продолжит исполнять свои обязанности, разве что с приставкой «и.о.».

Круг возможностей, прежде всего – во внешнеполитической сфере, от этого, конечно, сузится, но не бросать же, в самом деле, Украину на произвол судьбы. Приблизительно таким, с несколькими красноречивыми выпадами в адрес Литвина, был дальнейший спич Юрия Ивановича.

Литвин ответил ему, опять-таки, без отрыва от производства, из президиума: "Мне кажется, что мы приняли самое плохое решение, которое могли принять. Если Россия нам предлагала в первом квартале газ по 50 долларов, а потом перейти на цену, даже там не звучала цена, на рыночную цену, то, очевидно, мы должны были воспользоваться этой возможностью", - сказал он.

После, правда, соблаговолил провести решение о создании Временной следственной комиссии по вопросам проверки финансово-хозяйственной деятельности Национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины", кадровой политики компании и условий обеспечения Украины газом в 2006 году, обеспечив 218 из 150 необходимых «за».

Собственно, почву для очередного своего финта Литвин, как гражданин предусмотрительный, готовил заранее и исподволь. Возможная отставка Кабмина в целом или отдельных его членов в частности анонсировалась им еще с конца прошлой недели. Тематические откровения он не стеснялся обнародовать не только перед представителями СМИ, но и перед иностранными дипломатами.

Литвин – России: «выбери меня»!

Отставка правительства, само собою, скажется на электоральных позициях блока «Наша Украина», первым номером которого является теперь уже бывший Премьер-министр Юрий Ехануров. Это в значительной мере охладит пыл даже не столько железобетонных симпатиков «партии Майдана» и созданного на ее основе блока, сколько тех, кто собирался голосовать за «НУ», но окончательно в своем решении еще не утвердился.

Этого-то, собственно, Литвину и нужно. Его именному блоку с жалкими 4.5% рейтинга лишние голоса, в частности «колеблющихся», коих, по разным оценкам, от 15 до 25% среди общей массы электората, отнюдь не помешают. Причин, по которым Литвин «отставил» Еханурова, на самом деле, множество. Наиболее очевидные из них, кроме уже названной, – на поверхности.

Прежде всего – ставшие хрестоматийными завистливость и злопамятность Владимира Михайловича. Свойственные, впрочем, любым мелким чинушам, внезапно волею судьбы достигшим больших высот. Упреки спикера в адрес правительства ввиду недостаточно качественного, по его мнению, уровня взаимодействия КМУ и ВР, звучали не раз. В альтернативу - пример Юлии Владимировны. Мол, когда ей надо было ВТОшный пакет проводить, Тимошенко из парламента буквально не выходила…

Откровенной своей досады, смешанной с уверенностью в том, что его, такого замечательного, вышестоящие чины-министры, бывшие еще вчера подчиненными-депутатами, демонстративно игнорируют, Литвин не скрывал. Одним из последних тому подтверждений стал призыв к депутатам, прозвучавший в начале сессионного дня, - не заслушивать отчеты заместителей министров по ТЭКу и иностранным делам. По убеждению Владимира Михайловича, выпускать на трибуну со столь серьезным отчетом не самого главу ведомства, а какого-то его зама - «неуважение к Верховной Раде».

Еще один фактор относится к разряду скорее косвенных, нежели прямых выгод. Получив приставку «и.о.» Кабмин значительно «похудел» в плане удельного веса. Теперь «давить авторитетом» на региональных чинов, пусть даже посредством подконтрольных губернаторов, станет очень непросто. Именно применения мягких форм «административного ресурса», особенно в центральных регионах страны, являющихся для Народной партии базовыми, Литвин опасался едва ли не больше всего.

Ну, и наиболее откровенная выгода, полученная Владимиром Михайловичем вследствие «опускания» Кабмина, – глобальная внешнеполитическая. Не допустив принятия Верховной Радой любых заявлений и постановлений, так или иначе осуждающих российскую газовую агрессию, Владимир Михайлович отвесил, тем самым, Москве глубочайший поклон. В частности, дал понять: именно он, лидер Народного блока имени себя, любимого, – наиболее надежный и во всех отношениях выгодный представитель российского лобби в украинской власти.

Поводов беспокоиться и искать возможных утешителей-защитников у спикера сейчас более чем достаточно. Тучи «пленок майора» и «дела Гонгадзе» сгустились над ним до неприличия плотно. Намедни депутат немецкого парламента, докладчик Парламентской Ассамблеи Совета Европы в деле по убийству Георгия Гонгадзе Сабине Лейтхойссер-Шнарренбергер предположила, что Совет Европы порекомендует Украине возбудить уголовные дела против некоторых политиков. «Я думаю, что Совет Европы будет давить на украинскую власть с тем, чтобы начать расследование по делу некоторых народных депутатов и других лиц, и, возможно, в конце будет рекомендация возбудить дело против некоторых политиков», – сказал она в интервью Би-Би-Си. А в контексте тех, кто к делу Гонгадзе, так или иначе, причастен, тех, кто сейчас все имеет и кому за это пока ничего не было, фамилия Литвина всплывает первой.

Одним предателем национальных интересов в стране стало больше?

Так или иначе, стремление всеми правдами и неправдами улучшить свои электоральные показатели на сегодня – наиболее очевидные мотивации любых действий Владимира Литвина.

Очевидно, однако, что осуществить во вторник даже часть из вышеописанных манипуляций без существования на то «отмашки» сверху Владимир Михайлович попросту бы не осмелился. Вопрос только в том, кому принадлежало авторство «отмашки» и исходило ли оно со стороны северного соседа? Ведь если так - получается, что одним предателем национальных интересов в стране стало больше…