УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Политолог Вадим Карасев: «Появилась новая модель: «старая власть (Ющенко) – новая оппозиция (Тимошенко)»

Политолог Вадим Карасев: «Появилась новая модель: «старая власть (Ющенко) – новая оппозиция (Тимошенко)»

Отставку правительства Юлии Тимошенко по внезапности и силе, с которой в стране начались радикальные пертурбации в политических лагерях, любят сравнивать с ураганом Катрин. Действительно, толерантность и публичную любезность вчерашних союзников-майдановцев смело как будто вихрем – посыпались взаимные обвинения и упреки, начался дружный сбор компромата... Куда идет страна после разбитого тандема Ющенко – Тимошенко, а также кто с кем и «против кого» будет дружить в ближайшее время – обо всем этом «БЦ» беседует с Вадимом Карасевым, политологом и директором Украинского института глобальных стратегий.

– Господин Карасев, не далее как на этих выходных Богословская и Кармазин в эфире ICTV упоминали записи разговоров якобы Тимошенко с якобы Коломойским – записи с очень неприятным душком. Скажите, означает ли все это, что мы на пороге грандиозной войны компроматов – между командами Президента и экс-премьера?

– Сейчас у Президента и его обновленной команды нет желания начинать войну компроматов, поскольку это двусторонний и рискованный процесс, так как в эту воронку может скатиться и власть. Выгодно ли это Юлии Тимошенко? Безусловно, она через Турчинова имеет выход на компромат, но и очень сильно рискует, если поддастся этому соблазну. Ведь у каждого есть свой скелет в шкафу, и почти все прошли непростой процесс бизнесового становления, так что если выложить все козыри на стол, то от этого, скорее всего, выиграет только третья сторона. С другой стороны, Юлия Тимошенко будет решать, идти ей на такую войну или нет, только по ходу пьесы. Если ситуация сложится для нее неблагоприятно (с точки зрения рейтингового роста и ее позиции относительно элит), тогда, возможно, война компроматов и начнется. Если же все будет хорошо – возможны точечные уколы, нападки на отдельных лиц из, как она говорит, окружения Президента.

– Депутат фракции БЮТ Александр Фельдман уже заявил о том, что власть бьет по Тимошенко через ее однопартийцев. Об этом, сказал Фельдман, свидетельствуют обвинения в коррупции со стороны Романа Зварыча в адрес нескольких народных депутатов – соратников Тимошенко. Это как, первый точечный укол?

– Наверное, тут играет роль прежде всего ощущение опасности. У наших депутатов очень хорошая, я бы сказал, генетическая память на то, как к тому или иному бизнес-политику относилась власть. Хотя возможен и такой вариант: бить по бизнес-окружению политика, чтобы пошатнуть его позиции... Сейчас, если Ющенко и Тимошенко составят два мощных полюса притяжения для бизнес-элит, то поддержка их ресурсами этих элит сделает обоих достаточно серьезными соперниками.

– А вы видите Ющенко и Тимошенко именно в роли двух противоположных полюсов? Означает ли это, что Тимошенко заняла нишу оппозиции? Если да, то какое место в нынешних раскладах вы отводите «Регионам», эсдекам и т. д.?

– После отставки Тимошенко политический ландшафт существенно изменился. И теперь уже нужно оперировать другими моделями. Схема «Ющенко – Янукович», то есть «новая власть – старая власть», сейчас уже больше не работает. Вместо нее появилась иная схема: «старая власть (Ющенко) – новая оппозиция (Тимошенко)». Это на данный момент два основных игрока... Обратите внимание: почти синхронно по поводу решения Ющенко высказались два экс-президента – Кравчук и Кучма. Со слов Кравчука можно понять, что ему ближе все-таки Тимошенко, так как он продолжает критиковать Ющенко. В то же время Кучма поддержал Ющенко – это очень знаково, симптоматично... И говорит о том, что силы старого политического режима будут размываться: они станут искать точки опоры на орбите того или иного полюса. И скорее всего, часть незаполитизированной, прагматической элиты из прошлого поддержит Ющенко, те же политические силы, для которых Ющенко – это большее зло (хотя бы по геополитическим причинам, как «американский проект» и т. д.), подыграют Тимошенко. И эти политические силы могут быть разными – ситуационно ее могут поддерживать и коммунисты, и эсдеки – лишь бы ослабить Ющенко. Это я называю «криптокоалиции» – то есть не те коалиции, которые по телевизору показывают, а те, о которых в ниццах и монаках договариваются. И вот сейчас эти криптокоалиции – Тимошенко+ «Приват»+ эсдеки – станут более явными. А Янукович, как политик, который всегда был с властью (он просто боится оппозиции!), думаю, перейдет на сторону Ющенко. В настоящий момент повторяется раскол, который начался еще с отставкой Ющенко с поста премьера: и тогда, и сейчас бизнес вынужден выбирать между правящим режимом и новой оппозицией.

– Вы считаете, что Янукович сделает ставку на Ющенко. Однако сам он, отвечая на вопрос о возможной коалиции с Тимошенко, ответил так: «В политике все может быть»...

– Ну, это он говорил по горячим следам, сразу после отставки. А кроме того, слова политику даются для того, чтобы скрывать свои истинные планы. И еще один момент: политические силы сейчас нередко поддерживают свой вес с помощью шантажа – вот мы, мол, поддерживаем этих, а не тех... И я, когда говорил, что «Регионы» поддержат Президента, опирался не на фактор заявлений, а на объективные показатели, в частности на то, что революционная политика Тимошенко напугала бизнес... В конце концов, возможен и такой вариант, когда часть Партии регионов примкнет к одному полюсу, а другая часть – ко второму.

– А с кем пойдут на выборы национал-демократы – Тарасюк, Костенко?

– Тут два варианта: либо они с Ющенко, либо отдельно от всех. Скорее всего, думаю, будет так: Рух пойдет с Президентом (если Тарасюк получит гарантии своего участия в коалиционном правительстве). Что же касается Костенко, то тут все сложнее: если УНП решит идти отдельно, то Президент окажется не в самой простой ситуации. Единственный сейчас для него вариант – это раскручивать партию Президента во главе с Президентом, проводящим избирательную кампанию Президента.

– Какая судьба, по-вашему, постигнет формируемое сейчас правительство? Оно действительно станет переходным и продержится только до марта 2006 года?

– Не факт. Если у правительства все получится и будут ощутимые в обществе результаты, то Кабмин и новый премьер могут продержаться достаточно долго. В украинской политике так бывало не раз, когда что-то расценивалось как временное, а на поверку выходило постоянным. Либо наоборот... Я бы ничего не исключал, в том числе и того, что, благодаря своей коалиционной конфигурации, новое правительство может пролонгировать свое существование и после 2006 года.

– Как отставка правительства Тимошенко повлияла на ее собственный рейтинг и на рейтинг Ющенко? Считается, что менталитет украинцев обязательно предполагает жалость ко всем отверженным и изгнанным, независимо от того, насколько они этого заслуживают...

– Думаю, что рейтинг власти в целом упадет. Рейтинг Ющенко – чуть больше, а Тимошенко – чуть меньше. В силу тех информационных преференций, которые получила отставленная Тимошенко, ведь она очень грамотно провела информсопровождение своей отставки. Но чего бы то ни было сенсационного не ожидается – рейтинг Президента все равно останется достаточно высоким. В процентах – я прогнозирую – рейтинг доверия к Ющенко составит примерно 42–44%, а у Тимошенко – на 10% меньше.

– Как последние катаклизмы повлияют на позицию парламента относительно проходного барьера?

– А тут многое будет зависеть от позиции Литвина. Если он пойдет на выборы в коалиции, он с изменением барьера согласится. Если же самостоятельно – то вряд ли «Наша Украина» получит семи– или пятипроцентный барьер. В трехпроцентном барьере заинтересованы и Народная партия Литвина, и эсдеки, и коммунисты. Сейчас отношение к повышению барьера меняется, но противников этого все же остается больше.

– Каких «сюрпризов» следует ждать от избирательной кампании-2006? Первое: еще одного покушения на ту или иную ключевую фигуру? Второе: грандиозных экономических встрясок и кризисов? Третье: еще одного Майдана?

– Еще одного Майдана не будет, это точно. Повторы такого рода исторических событий обречены стать фарсом. Тем более что обе противоборствующие стороны – это силы Майдана, только одна – революционно-популистская, другая – более, я бы сказал, буржуазная. Остается лишь выяснить, какая из них более «правильная» и демократическая. И в ходе выборов в том числе... Хотя определенная стилизация под Майдан будет, и в своем выступлении на «Интере» Юлия Владимировна показала, как это делается, соединив две ленточки – помаранчевую и голубую. Но это все будут предвыборные «майданы» двух конкурирующих сил, а не революционные. Начинается иная эпоха – постреволюционная...

В настоящий момент повторяется раскол, который начался еще с отставкой Ющенко с поста премьера: и тогда, и сейчас бизнес вынужден выбирать между правящим режимом и новой оппозицией.

"Без Цензуры"