Тимошенко только взялась за яйца, как мясо подорожало

Некоторые считают его самым успешным правительством в истории независимой Украины. Некоторые – очередным в ряду всех скоротечных Кабминов. Некоторые разочаровались из-за него в революциях майданов в частности и демократии в Украине в целом. А некоторые, наоборот, еще сильнее почувствовали ненависть к олигархам, которые отставили «железную леди Украины». Оправдало ли правительство народного доверия, как оно само себя позиционировало, это самое народное доверие?
Хлеба! А зрелищ уже потом
Свои достижения Юлия Тимошенко, на тот момент уже экс-премьер-министр, попробовала разложить по полочкам на первой после отставки пресс-конференции, которую, наверное, смотрела вся страна. Там госпожа Тимошенко заявила о десяти, на ее взгляд, наиболее результативных шагах. Итак, подробно.
«Мы закрыли теневые обороты, остановили контрабанду». Конечно, на протяжении полугода таможенники и пограничники бодро рапортовали о количестве задержанных фур, вагонов, машин с энным количеством килограммов, декалитров, кубических метров и т. п. В действительности на смену контрабанде пришли еще более изощренные черные схемы под прикрытием того же правительства. Ярчайший пример – сахар. В обход парламента сахар-сырец был завезен из-за границы малоизвестной фирмой и брошен на таможне, а оттуда его забирал Госрезерв и продавал на внутреннем рынке. При этом деньги этой малоизвестной фирме на ввоз сахара аж из Аргентины выделяла государственная структура. Другой логичный вопрос: почему против «чеснейшого таможенника честного правительства» Владимира Скомаровского собираются возбудить уголовное дело? Не по причине ли чрезвычайной честности?
Второе достижение, по словам экс-премьера, – увеличение ВВП на четыре процента. Здесь она даже привела пример того, что среднее увеличение ВВП в США – 3,7%, а в Евросоюзе – 1,7%. Чем именно номинальный ВВП отличается от реального, «БЦ» подробно писала в одном из предыдущих номеров. Нужно только сказать, что валовый внутренний продукт является расчетным показателем, и его ощущает средний гражданин только вместе с инфляцией. Ее, как и ВВП, несколько раз пересматривали, причем инфляцию – в сторону увеличения, а ВВП – в сторону уменьшения. По последним данным за год, ВВП может составлять 8%, а инфляция – 9,2%. На макроэкономическом, т. е глобальном, уровне это означает, что доходы населения растут медленнее, чем потребительские цены. А то, что бюджет на 80% превышает прошлогодний, о чем сообщила на пресс-конференции экс-премьер (он превысил сто миллиардов), для среднего гражданина не имеет значения. И даже возросшие минимальные зарплаты, расходы в бюджетной сфере, пенсии и совокупные доходы каждого из нас реально съела инфляция.
Отставка правительства – бурные аплодисменты бизнесменов
Для бизнеса девять месяцев правительства народного доверия тоже не принесли много хорошего. Кстати, новость об отставке правительства, прозвучавшая на бизнес-форуме, посвященном сотрудничеству бизнеса и власти, предприниматели встретили бурными аплодисментами.
Анатолий Иванов, председатель филиала французской компании «Мелиора» в Украине, сказал, например, так: «Экономики в понимании бизнесменов нет. Есть ручное управление и движение производства. Не было никакой приватизации. Не было инвестирования. Есть раздача предприятий, распределение между кланами».
Владимир Клименко, генеральный директор Украинской зерновой ассоциации, к этому добавил: «Абсолютно было ясно для бизнеса, наблюдавшего за действиями власти, что никаких положительных движений не происходило. Вместо того чтобы заниматься ссорами, надо с утра до вечера работать».
А Василий Попик, председатель профсоюза таксистов, считает: «Взятки не уменьшились, а только увеличились в три раза, так как стали брать еще и за риск. У нас проблемы были, есть и будут. При старой власти нам было плохо, при новой тоже плохо. Нужен, наверное, кто-то новый».
Тем временем Юлия Тимошенко зафиксировала и такое достижение правительства, как начало создания уникального инвестиционного климата в Украине. Припоминается, после киевского мини-Давоса потенциальные иностранные инвесторы выдвинули украинской власти 10 требований, при условии выполнения которых они готовы прийти в Украину со своими деньгами. В частности, они требовали поддержки на высшем уровне и упрощения бюрократических процедур регистрации, администрирования и т. п.; принятия закона о ценных бумагах, который бы защищал права акционеров, и введения международных стандартов бухгалтерского учета и аудита; положительного голосования законов по вступлению Украины в ВТО до летних каникул депутатов; справедливых компенсаций затрат, связанных с отменой свободных экономических зон; сокращения социальных налогов, налога с корпоративной прибыли; пересмотра механизма возмещения НДС для экспортеров и, наконец, преодоления коррупции.
Действительно, большую работу выполнило правительство по вступлению в ВТО в экономической плоскости. В конце концов, то, что этот вопрос заполитизировали народные депутаты, чтобы доказать, кто в доме хозяин, не вина Кабмина. Что же касается других проблем, мешающих инвесторам нести деньги в Украину, то здесь полнейшее провисание.
Что касается малого бизнеса, то его представители не ожидали от правительства ничего оригинального, только настойчиво просили нардепов сделать их «в законе»: принять наконец закон о едином налоге и упрощенной системе налогообложения. Действительно, в начале премьерства госпожа Тимошенко всерьез взялась за дело, создала рабочую группу, координационный совет и еще кучу вспомогательных органов, которые должны были заниматься предпринимателями и разрабатывать законы, однако не смогла повлиять на Министерство финансов, видящее закон в совсем ином свете, чем предприниматели. Итак, в следующем году малый бизнес будет снова вне закона: любые налоговые изменения в законы можно вносить только за полгода до начала действия нового бюджета.
Последнее и едва ли не наибольшее правительственное достижение, по мнению экс-премьера, – чистая и прозрачная приватизация. Прозрачная настолько, что вся страна считает взятки, якобы полученные председателем Фонда госимущества от владельца НЗФ Виктора Пинчука за «крышевание» в деле с Никопольским, и только тот, у кого нет телевизора, не знает, что самой премьер-министру обещано определенное количество акций телеканала «1+1» от другой стороны – Игоря Коломойского – за помощь в решении «ферросплавного» вопроса в его пользу.
По большому счету, под грабли реприватизации попали только два металлургических гиганта – НЗФ и «Криворожсталь», оказавшиеся заложниками ситуации, в которой основной удар был направлен на родственные связи владельца НЗФ (Виктора Пинчука) с бывшим президентом Леонидом Кучмой. Банально, но «криворожстали» помельче можно найти в каждом районе, только не в такой степени политически распиаренные. Кстати, во времена Тимошенко ни один объект не был, собственно, приватизирован. Да, списки составлялись, разгосударствление готовилось, но до самого главного – «чистой приватизации» – дело не доходило ни разу. Так о какой «чистоте» можно говорить?
Кризисный менеджмент, или «Невиноватая я»
«Только взялся за яйца, масло подорожало» – знаменитая лукашенковская фраза актуальна и для Украины. Девять месяцев Украину сопровождали разнообразные кризисы во многих отраслях экономики: мясной, сахарный, нефтяной и газовый. Предвидя вопросы по этому поводу, Юлия Тимошенко на пресс-конференции сама пошла в атаку и обвинила во всем аморфное «окружение Президента», не позволявшее ей заниматься газом, договариваться c нефтяными компаниями, открывать и закрывать рынки продовольствия. Что же мы имеем? Бензин А-95 – 4,15 гривни, мясо – 35 гривен за килограмм, сахар – 5 гривен. Как известно, один из главных законов рыночной экономики гласит, что вещь должна стоить столько, сколько она стоит в действительности. Но уместно ли это в случае с товарами первой необходимости для населения – вопрос риторический. Кстати, рыночность-нерыночность методов – первейший повод для политических спекуляций.
К Нацбанку и курсам валют правительство официально не имеет никакого отношения. Однако резкое укрепление гривни произошло во времена Тимошенко. И в том, что люди стали беднее на пять процентов, они готовы винить тоже ее.
Конечно, критиковать правительство, особенно на кухне с кумом, – дело каждого, поскольку все-таки демократия.
А вот оправдал ли Кабмин Тимошенко название «правительство народного доверия», будет видно по парламентским выборам, так как все министры, которых не оставят на должностях, снова пойдут в дом напротив.










