Что будет с Киевщиной, если на днепровском каскаде водохранилищ «устанут» насосные станции?

Требуя у властей 50 миллионов долларов, группа террористов захватила в Переяславе-Хмельницком насосную станцию. «Если через два часа мы не увидим денег, станция будет взорвана. Время пошло!» — прохрипел по «мобилке» главарь
Выведение станции из строя означало гибель для города, расположенного на целых шесть метров ниже уровня Каневского водохранилища. Если не регулировать насосами сток, огромная масса воды хлынет вниз, повернет речку Трубиж вспять, и минут через сорок города-музея с населением более 20 тысяч жителей просто не станет!
Время близилось к роковой минуте. И она наступила. Однако все произошло по иному сценарию. Прогремел лишь один взрыв, не нанесший станции никакого ущерба. Прибывшая по тревоге группа «Альфа» нейтрализовала незадачливых «террористов»...
ПОКА В СТРОЮ «ПЕНСИОНЕРКИ»...
Все это, действительно, происходило прошлой весной в Переяславе-Хмельницком. Но, как вы уже догадались, «трагические» события развивались здесь в полном соответствии с программой учений, проводившихся Антитеррористическим центром Украины.
Днепр, «усмиряемый» Каневским водохранилищем, — река со сложным характером. Специалисты утверждают, что были случаи, когда в районе столицы Славуту пересекали вброд. Обмеление вызывалось, как правило, сильными засухами. И, чтобы не пребывать в постоянной зависимости от них, решено было построить целый ряд сложных гидротехнических сооружений. Главными из них стали шесть водохранилищ — так называемый Днепровский каскад.
Регулированием стоков, удалось наладить в Киеве, других городах более ритмичную подачу воды. Но при этом возникла другая «мокрая» проблема. Когда завершилось строительство Днепровского каскада, выяснилось, что уровень двадцати с лишним речек (!) оказался ниже уровня водохранилищ. Избежать затопления больших территорий можно было только с помощью системы мощных насосных станций. И тридцать с лишним таких сооружений вместе с дамбами и другими защитными гидротехническими объектами были построены, став заботой Днепровского бассейнового управления водных ресурсов.
— Эти станции не отключаются ни на секунду, — рассказывает начальник управления Аркадий Сахневич. — В том числе и в Переяславе-Хмельницком. Здесь, в частности, установлены шесть мощных насосов, способных ежесуточно перекачивать до восьми миллионов кубометров воды. Предусмотрена и спец-защита. В случае аварии автоматически включатся дополнительные агрегаты. К счастью, с насосами все в порядке, станция работает. Вот уже 28 лет...
Именно это обстоятельство и настораживает. Многие системы и оборудование водоканализационного хозяйства региона и самого Киева — настоящие «пенсионерки», они уже сполна «оттрубили» свое (в ряде случаев — по три-четыре срока). Но замены старому оборудованию пока нет.
ОПАСНОСТЬ ЛЬЕТСЯ ИЗ КРАНА
По данным исследований, проведенных с участием постоянной комиссии Киевсовета, управления экологии и природных ресурсов, ряда научных организаций и горуправления охраны окружающей среды, чрезвычайная ситуация в столице может возникнуть в любой момент. На балансе ОАО «Киевводоканал» — 2449 километров канализационных сетей. И 887 из них — в аварийном состоянии. Нещадная эксплуатация основных фондов, финансовые проблемы последних лет привели к резкому увеличению аварийных порывов и повреждений. До почасовой подачи воды (как в других регионах) в Киеве пока не дошло. Но если не принять срочных мер, может случиться катастрофа.
Планы решения «водной» проблемы в столице есть. К примеру, намечается реконструкция Бортничской станции аэрации — единственного природоохранного предприятия Киева, которое занимается очисткой городских стоковых вод. Срочной модернизации подлежат все сооружения станции. Но стоимость реконструкции только первой очереди составляет почти полмиллиарда гривень. А на очереди — еще один важнейший для столицы 20-миллионный проект: перенос Днепровской водопроводной станции с берега реки на остров Великий. Дело в том, что водозабор станции оказался всего в сотне метров от предприятий Вышгорода. И в случае аварий или сильных ливней вся производственная грязь всплывала в питьевой воде, подающейся в Киев.
Проблема загрязнения воды стоит в Киеве в разряде самых острых. Природные водоемы оказались «удобным» местом сброса промышленных и коммунальных стоков. По данным статистики, за год непосредственно в Днепр и другие водные объекты столицы предприятия сбрасывают 25 миллионов кубических метров «жидкой грязи». В результате в воду попадают аммиак, марганец, алюминий, медь, фосфор, цинк, хлориды, хром, очень опасные биологические соединения, соли тяжелых металлов, нефтепродукты, не говоря уже о нитратах. Тем не менее, по утверждению главного санитарного врача столицы Ирины Козловой, в июне вода, которая подавалась в город, отвечала гигиеническим нормативам «существующего стандарта» и была «безвредна по химическому составу». Возможно, формально так и было. Просто технология очистки воды была разработана еще в 40-е годы двадцатого столетия и не рассчитана (как и сами «нормативы») на многоликость современных загрязнителей. Новое здесь внедряется, но со скрипом. Несовершенство же «традиционных схем» порой приводит к тому, что вредным становится даже сам процесс очистки. В ходе его образуются опасные для здоровья соединения — в том числе хлороформ и даже диоксин!
И ТОГДА БУДЕМ ВЫВОЗИТЬ...
С Днепром тесно связаны внутренние водоемы города, образующие единую водную систему. Их состояние тоже мягко говоря, критическое. Многие водоемы замусорены, прибрежные полосы завалены бытовым хламом и строительными отходами. Обычным делом стало размещение близ водоемов гаражей, автостоянок и АЗС, не имеющих, естественно, никаких очистных сооружений. Наблюдения за озером Опечень, речками Лыбидь и Нивка показали, что уровень их загрязнения нефтепродуктами катастрофически вырос и превысил предельно допустимую концентрацию в десять (!) раз.
Всемирно известный микробиолог Луи Пастер неоднократно повторял, что «человек выпивает 90 процентов своих болезней». Ах, как прав был великий француз! Некачественная вода является одной из причин того, что в последние годы в Киеве наблюдается распространение таких недугов, как язвенная и желчнокаменная болезни, холецистит, заболевания органов дыхания и даже инфаркт миокарда и стенокардия.
— Знаете, я вывел для себя такую формулу: отношение к воде есть мерило цивилизованности, культуры и уровня развития нации, — делится мыслями директор Украинского научно-исследовательского института водохозяйственно-экологическихпроблем, доктор технических наук, профессор Анатолий Яцик. — Пока мы не обеспечиваем экологически безопасного водопотребления. Из 63 тысяч украинских речек, рек и водоемов только 2 процента пригодны по бактериальному загрязнению для водоиспользования.
Вода — наше богатство. Но недавние события в американском Новом Орлеане показали, какой грозной может быть эта стихия. Причем в наших условиях не нужна никакая «Катрин», да и настоящие террористы — выход из строя обычных насосных станций может навлечь беду с воистину непредсказуемыми последствиями. Впрочем, предсказать-то можно. Но пока никто ничего не считал.
— Учения показали, — утверждает по итогам прошлогоднего «теракта» начальник отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций Переяслав-Хмельницкого горсовета Петр Аврамич, — что наш город, все структуры знают, как поступать в сложных ситуациях. Разработаны схемы спасения людей...
Что ж, как говорится, ждем, когда «устанут» работающие уже почти треть столетия насосы и аварийные коллекторы.
Евгений ПАСИШНИЧЕНКО, «Киевский Регион»









