УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Виталий Хомутынник: «Тимошенко ушла, чтобы вернуться...»

Виталий Хомутынник: «Тимошенко ушла, чтобы вернуться...»

Самый молодой депутат в парламенте Виталий Хомутынник, несмотря на свой возраст, является заместителем главы комитета по вопросам финансовой и банковской деятельности, входит в состав депутатской фракции «Регионы Украины» и по праву считается одним из самых популярных оппозиционеров

Отставку Кабинета министров во главе с Юлией Тимошенко мно­гие политики называюткризисом власти. Говорят, что причиной кризиса являются разноплановость коман­ды Президента и внутренние конфликты. Как вы думаете, что послужило истинной причиной такого развития событий?

— Кризис был неминуем, обойти его было практически невозможно. Многие говорят так я и думал, так я и знал... Одна­ко я действительно прогнозировал такой сценарий. Думаю, есть три причины, ко­торые привели к этому. Во-первых, на места назначались люди, которые не со­ответствовали занимаемым должностям. Министр все-таки должен быть профессионалом в своей отрасли. А люди назна­чались абсолютно далекие от той сферы, за которую они отвечали, или те, которым уже пора на пенсию. Во-вторых, практи­ковалось назначение за определенные услуги. Понятно, что в предвыборной кам­пании принимали участие липа, которые ее финансировали. Этим людям нужно было каким-то образом сказать «спаси­бо». Они получили многие должности и в правительстве, и в команде Президента. В-третьих, учитывалась близость людей по принципу «кто чей». Если ты кум, сват, то у тебя есть на порядок больше шансов no лучить то или иное кресло.

Таким образом, сформировалась по своей сути противоречивая команда. Из­начально был посеян конфликт между Юлией Тимошенко и Петром Порошенко. После инаугурации выяснилось, что Президент обещал должность премьера Порошенко, а подписал договор с Тимо­шенко... Наверное, Виктор Андреевич такой человек, который не может отка­зать людям, находящимся рядом. Конф­ликт все это время только развивался. Каждая сторона привлекала сторонников. Президент должен был раньше сделать какие-то выводы... Нужно было не про­сто одним махом снимать всех, а прини­мать меры поэтапно, не бояться делать кадровые перестановки, признавать свои ошибки в течение всех восьми месяцев. В чем-то, конечно, я поддерживаю Вик­тора Ющенко в таком резком подходе, хотя это не совсем его стиль. Но таким шагом он создаст вокруг себя окружение врагов. Ведь сколько бы они ни говори­ли, что все' будет нормально, а ценности «оранжевой революции» сохранятся, они все дальше и дальше будут отдаляться друг от друга. И фактически произойдет пере­растание их отношений из товарищеских в конфронтационные, даже вражеские. Наверняка каждый из них знает много такого, очем можно рассказать людям, за счет чего можно подправить свое по­литическое положение, и каждый будет пытаться заработать как можно больше баллов на предстоящих выборах.

Вы хотите сказать, что Петр Поро­шенко или Юлия Тимошенко могут уйти в

оппозициию?

— Порошенко в принципе не может уйти в оппозицию, этого не позволит сде­лать его близость к Президенту. Это Виктop Ющенко должен набраться мужества и отдалить от себя Порошенко, потому что Петр Алексеевич за восемь месяцев своей работы набрал столько негатива, сколько, наверное, за все предыдущее время не собирал на себя ни один поли­тик. Насколько была одиозной фигура Виктора Медведчука, сколько его ни об­виняли в различных инсинуациях, но он все равно за все время своей работы не набрал такой массы негатива, как Петр Алексеевич Порошенко.

А если говорить о Юлии Тимошенко, то я не сомневаюсь, что она уйдет в оппозицию. Изначально было понятно, что пост премьера для нее является площад­кой, на которой она должна собрать мак­симальный электорат, и вовремя уйти, чтобы вернуться после конституционной реформы. Вся работа Тимошенко будет направлена на то, чтобы создать образ обиженной, показать, что она делана все что могла, а не получалось из-за того, что мешали олигархи, россияне с нефтью, еще кто-то. Самое главное — у нее есть определенный дар убеждать людей и вы­зывать доверие. Потому как если посмот­реть не на эмоции, а на цифры, то они говорят абсолютно противоположное — полный бардак и хаос в экономике, а со­ответственно, и в социальной политике будут проблемы. Но то, что она ушла в этот момент, для нее колоссальный плюс. Именно к этому она и шла.

Виктор Медведчук говорил о том, что не против объединиться с Юлией Владимировной. Насколько вероятно объеди­нение БЮТ и СДПУ(о)?

— Скорее всего, будет ее блок, непос­редственно ее именной блок, а кто может в него войти — это вопрос времени и пе­реговоров. Думаю, в этот блок могут вой­ти «Реформы и порядок» Виктора Пинзеника, Украинская народная партия и «{Единая Украина» Богдана Губского, которая уже сейчас высказывает свои симпатии. Что касается СДПУ(о), это тоже не исключено.

В каком виде к выборам придет пар­ламент? Возможно ли объединение Вла­димир Литвин — Виктор Ющенко?

— Изначально речь шла о блоке троих (Ющенко — Тимошенко — Литвин), но эта идея была обречена на неудачу из-за амбиций Тимошенко, роста ее авторите­та и рейтинга. Сначала он был больше, чем у Литвина, но меньше, чем у Прези­дента, а когда за лето Ющенко и Тимо­шенко выровнялись, то Юлия Владими­ровна, естественно, поняла, что ей нет никакого смысла играть в какие-то бло­ки, что-то с кем-то делить. Вся эта ситуа­ция с отставкой правительства ей как раз помогла. И я абсолютно уверен, что пер­вые шаги Бродского — это был шаг к расколу, и не исключаю, что заявления Александра Зинченко помогли. Это был первый месидж, который начал свора­чиваться в клубок, и этот клубок Президенту уже было сложно развернуть, по­этому пришлось его просто резать под корень. Поэтому конфигурации могут быть разные, я также не исключаю кон­фигурацию Литвина — Ющенко. Хотя, думаю, каждый будет заинтересован са­мостоятельно набрать свои голоса, если, конечно, не будет поднят проходной барьер (потому как если он составит семь процентов, то для Литвина это будет уже опасная игра).

Однако я категорически против повы­шения проходного барьера хотя бы на один процент. Это примерно 300—350 тысяч голосов! Соответственно, трехпро­центный нынешний проходной барьер — это миллион голосов. То есть если партия набирает 990 тысяч голосов изби­рателей, то все они сгорают. Образно го­воря, практически миллион человек мо­жет проголосовать за партию X, которая не пройдет в Верховную Раду, и все их голоса равномерно распределятся на партии, которые смогли попасть в парла­мент. На мой взгляд, с точки зрения про­стого избирателя, это простое воровство голосов и обман людей.

Кроме того, повысить барьер — зна­чит еще больше увеличить разрыв между человеком и властью. Нужно подумать об избирателях. У них и так практически забрали мажоритарщиков, которые отве­чали за округа. А если еще и отдалить их с помощью повышения барьера, то эту пропасть будет невозможно преодолеть. Тогда власть абсолютно забудет о том, что есть еще какой-то народ в стране. Хотя Партии регионов бояться абсолютно не­чего, гак как мы уверенно преодолеем любые барьеры.

Что будет с оппозицией? Возможно ли объединение Партии регионов и социал-демократов?

— Мы заявили о своем намерении со­здать блок еще летом. Переговорный про­цесс по партиям, которые будут входить в блок, продолжается. Я считаю, что мы прошли вместе какой-то путь и видим - СДПУ(о) своими партнерами. В какой конфигурации это может быть — вопрос. Если не будет поднят барьер выше трех процентов, то, уверен, каждая из поли­тических сил имеет все шансы пройти самостоятельно, а потом объединиться в парламенте. Я говорю о блоке Натальи Витренко, СДПУ(о), партии Кушнарева. А объединившись сейчас, если по­считать арифметически, рейтинг партии условно составит 15 процентов. Добавить еще четыре партии — будет 17 процен­тов. Но, проведя свою кампанию, сделав правильный упор на те или иные регио­ны, на какие-то вопросы, каждая партия может набрать дополнительно еще по три процента. Ведь наша задача №1 не про­сто пройти в парламент, а сформировать большинство в будущем парламенте.

Возглавит блок Виктор Янукович или вы поменяете лидера?

— Виктор Янукович по-прежнему ос­таётся главой партии «Регионы Украи­ны» ивозглавит возможный блок. Это вообще будет именной блок Януковича точно так же, как блок Тимошенко, Лит­вина, Кравчука и так далее. Предстоя­щие парламентские выборы, в принци­пе, будут выборами личностей и раскру­ченных брендов. Это не выборы партий, а выборы именных блоков. Хотя я и счи­таю, что это не совсем правильно, но у нас молодое государство и еще нет структурированных мощных раскрученных партий. Это вопрос времени, и следую­щие выборы наверняка будут уже опи­раться на партии, а не на личности.

— Вернемся к разговору о правитель­стве. Каким будет новый Кабинет мини­стров? Какие у него перспективы?

— Думаю, это будет чисто технологи­ческое правительство, правительство вре­менное и, боюсь, эффективность его бу­дет невысока. Люди понимают, что они пришли в Кабмин на полгода, пришли в самый сложный момент. Ведь осталась неделя до срока, когда нужно подагь бюд­жет, а еще непонятно, на какие макро­экономические показатели основывать­ся. В этом году рост ВВП скорректирован в два раза в сторону понижения, рост про­изводства также снижен в два раза, ин­вестиции упали на 14 процентов по сравнению с прошлым годом. То есть бюджет не будет выполняться. Пока он выполня­ется только по двум причинам. Первая — предоплата налогов юридическими ли­цами на 8,2 миллиарда гривен, то есть авансирование вперед. Вторая — долг по НДС Государство должно предпринима­телям и промышленникам 6,2 миллиар­да гривен. То есть на 12 миллиардов биз­нес кредитует бюджет. Теперь возникла самая сложная ситуация, когда налогов много не вытащишь, нужно отдавать НДС, социальные выплаты будут расти, а нужно же еще что-то обещать на буду­щий год и показывать тенденцию увели­чения заработных плат и пенсий, потому что выборы. А нужно же еще снижать налоги, потому что обещали...

На недавней пресс-конференции го­сударственный секретарь Олег Рыбачук заявил, что Президент проводит консуль­тации с лидерами депутатских групп и фракций относительно нового правитель­ства. Получала ли ваша фракция предложение принять участие в формировании нового Кабинета министров?

— Скажем так, мы получили месидж, но я категорически против участия нашей фракции в формировании нового прави­тельства. Наша цель — пройти выборы и взять большинство в парламенте. Только после выборов мысможем взять на себя ответственность за ситуацию в стране. В прошлом году был рост экономики, про­фицит бюджета, рост производства, снизились налоги, повышали зарплаты, пен­сии — и тогда было плохо... Я не могу зло­радствовать, но где-то есть чувство, что именно сейчас люди реально могут оце­нить и сделать для себя выводы. Я считаю, что людей просто обманули.

Но если сейчас все так плохо, поче­му растет рейтинг Юлии Тимошенко?

— Ямогу это объяснить словами одной простой учительницы: «Бюджет был на «двойку», а Тимошенко защитила его на Ю баллов». То есть она может слепить из чего-то конфетку и преподать ее как слад­кую и вкусную. У Тимошенко дар убеж­дать людей, неимоверные ораторские спо­собности. Тем более что не все люди от­слеживают тенденции выполнения бюд­жета, макроэкономические показатели, не все следят за глобальными процессами в экономике и не могут проанализировать, что будет завтра. Люди просто ощущают, что у них есть в кармане. Да, подняли зар­платы и пенсии, но их тут же забрали по­вышением цен на бензин, сахар, мясо и так далее. Практически это парадоксаль­ная ситуация, когда уровень жизни пада­ет, цены на этом фоне растут, и в то же время растет и популярность Юлии Тимо­шенко. Вспомним Николая Азарова. Он был хорошим экономистом, профессио­налом в своей части, но ему лучше было не выходить на экраны и не говорить на украинском языке. Он был блестящим про­фессионалом, многое сделал для эконо­мики Украины, однако его рейтинг был очень низок. А сейчас наоборот — все вдет в тупик, а у таких специалистов, как Сер­гей Терехин, популярность растет. Просто это профессиональные политики, кото­рые прошли школу улиц и знают, как ве­шать лапшу на уши. К сожалению, мно­гие люди 1 ie успели еще эту лапшу снять. Много говорится о жуткой работоспо­собности Юлии Владимировны, ноя счи­таю, что менеджер страны, а премьер-министр — это менеджер страны, не обя­зательно должен работать за 48 миллионов человек. Он должен организовать работу так, как на хорошем предприя­тии, когда каждый знает, за что он отве­чает. А показывать свою раскладушку где-то в подсобной комнате... Хотя имен­но такие шаги на людей и влияют.

Все рейтинги и социологические оп­росы утверждают, что партия «Регионы Украины» пока отстает от партии «На­родный союз «Наша Украина». На чем же базируется ваша уверенность, что «Реги­оны» смогут сформировать большинство в будущем парламенте?

— За полгода между партиями еще много может измениться и в социологи­ческом плане. Тимошенко пойдет в оп­позицию, и где-то, возможно, будет за­бирать наше поле, но при этом оттягивать голоса у партии Виктора Ющенко. Кон­фигурацию после выборов предсказать просто невозможно, поэтому нам нужно набрать как можно большее количество голосов и уже после выборов смотреть, кто бы мог стать нашими союзниками для формирования большинства. Я уве­рен, что у нас это получится.

Евгения КОВАЛЕНКО, «Столичные Новости»

http://cn.com.ua