УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Леонид Кравчук: «Даже если все уйдут из СДПУ(о), я останусь»

891
Леонид Кравчук: «Даже если все уйдут из СДПУ(о), я останусь»

Кажется, у оппозиции появился шанс. Ведь объединять оппозицию, а заодно и всю страну взялся лидер парламентской фракции СДПУ(о) Леонид КРАВЧУК, что серьезно увеличивает шансы оппозиционных сил пройти в парламент следующего созыва. А тот факт, что Кравчук ради благого дела добровольно отказался от руководства фракцией СДПУ(о), свидетельствует о том, что подготовка к выборам в оппозиционном стане идет полным ходом.

Леонид Макарович, насколь­ко мы поняли, вы собрались в одиночное политическое плавание? Дистанцирова­лись от фракции, возможно, от партии, собираетесь возглавить собственное движение. С чем это связано?

— Ну, от партии я не собираюсь ди­станцироваться. Я входил в нее созна­тельно и обдуманно, по убеждениям. Более того, я обладатель партийного билета номер один. И я партию не ос­тавлю. Даже если представить, что все ушли из СДПУ(о), то я останусь. Но поскольку я вместе со своими едино­мышленниками инициировал созда­ние гражданского форума «Объеди­ним Украину», я осознавал, что все это сопряжено с серьезными организаци­онными и финансовыми трудностями. Поэтому я и сказал, что не смогу одинаково эффективно и руководить фракцией, и возглавлять форум. Ведь фракция хоть и маленькая структура, но надо знать депутатов! Они очень ра­нимые, амбициозные, с ними нужно быть очень чутким, чтобы никого слу­чайно не обидеть. Я решил сосредото­читься на форуме. Хочу подчеркнуть, что это общественная структура, не политическая. Ее главная цель — со­здать эффективную систему контроля над властью. Ведь опыт и прошлых, и нынешних руководителей показал: как только политики приходят к влас­ти, то на второй же день забывают о своих обещаниях. А все почему? По­тому что у нас, в отличие от стран Ев­ропы, нет институтов, контролирую­щих власть.

Вы говорите, что это не политиче­ская структура. Почему же она созда­ется непосредственно перед парламен­тскими выборами?

— Прямо с выборами она не связана. Мы рассматриваем форум как посто­янно действующую структуру европей­ского образца, которая будет иметь все возможности, чтобы донести до людей действия власти, дать им оценку, а если люди будут недовольны этими действи­ями, то предложить альтернативный ва­риант. Мы не допустим ситуаций, по­добных той, когда люди утром просну­лись и узнали, что курс гривни стал на­много выше и их валютные сбережения обесценились. Наша задача — следить за действиями власти и доводить это до сведения людей. Хотя, конечно, чтобы иметь влияние, нам нужно представи­тельство в парламенте. Поэтому мы по­ставили вопрос так: партии, которые поддержат нашу инициативу, смогут в дальнейшем сформировать блок, кото­рый будет участвовать в выборах. То есть форум «Объединим Украину» — это не блок, а структура, в рамках которой или, лучше сказать, при поддержке которой будет создан блок партий. И уже тогда, имея представительство в парламенте, мы будем реализовывать наши идеи. Пора прекратить дрязги, политические репрессии, в общем, все то, что приносит Украине только вред и позорит ее на весь мир. Вы посмотрите: во всех зару­бежных СМИ пишут, что украинцы ра­зочаровались в своем выборе. Именно поэтому нужно иметь институты граж­данского общества, чтобы народ через них мог контролировать власть.

Можно ли утверждать, что вы, наконец, нашли оптимальный формат объединенной оппозиции, о которой так долго велись разговоры?

— Ну, мне не хотелось бы уподоб­ляться некоторым своим коллегам и кричать: у меня лучше всех 1 Но в прин­ципе, если мы увидим, что форум — это реальная сила, которая не дает власти опуститься ниже ватерлинии, то почему бы не объединить оппозиционные структуры вокруг этой идеи? Только идея состоит не в том, чтобы огульно кри­тиковать власть и называть ее пре­ступной. Нет, я бы сказал по-друго­му: эта власть не­профессиональ­ная и безответ­ственная. И нам нужно сделать так, чтобы это не привело к катаст­рофе. Мне дей­ствительно обидно за страну. Я никогда не думал, что на пятнадцатом году независимости власть в своих шагах опустится до лжи в колоссальных масштабах, до поли­тических репрессий.

Вы готовы к роли лидера объеди­ненной оппозиции?

— Да нет, это громко сказано. Про­сто я все делаю для того, чтобы объеди­нить оппозицию. Ведь если мы будем действовать поодиночке, нас просто пе­рещелкают. Это вроде бы понимают все мои коллеги. Вроде бы были какие-то переговоры между лидером нашей партии и лидером Партии регионов. Я надеялся, что они сумеют найти общий язык и прийти к эффективному сотруд­ничеству. Но я видел, что со стороны « Регионов» постоянно какие-то недо­разумения. Янукович вроде бы говорит «да», а его замы — «нет». То же самое — с «Трудовой Украиной». В принципе, по­нятно, почему так происходит. Ведь в партиях, которые недавно стали оппо­зиционными, много бизнесменов. Естественно, они не будут ссориться с вла­стью, иначе потеряют все. Кроме того, многих политиков раздирают амбиции. Их интересует не вес оппозиции в бу­дущем парламенте, а личный полити­ческий вес. А у меня нет таких амби­ций. Я считаю, что высоту первого пре­зидента страны трудно перепрыгнуть. Хотя, если честно, рассчитывал, что буду просто депутатом, чтобы не поте­рять политическую форму. Но так сло­жилось. И я буду счастлив, если на роль лидера объединенной оппозиции най­дется другой человек.

Как вы думаете, кто займет ваше место на посту лидера фракции?

— Будем собирать секретариат партии, голосовать. Я назвал три фами­лии — Шурма, Шуфрич и Заец. Но, воз­можно, будут и другие предложения.

А как насчет лидера партии? Разговоры о смене руководителя СДПУ(о) прекратились?

— Если вы помните, Медведчук на недавнем съезде СДПУ(о) поставил воп­рос о доверии лидеру партии. Конечно, это не значит, что все партийные вопро­сы уже решены. В том числе о руково­дителе. Нам многое нужно пересмот­реть, осознать, проанализировать при­чины падения рейтинга и авторитета партии. Нам нужно придать СДПУ(о) новое дыхание. Если мы этого не сде­лаем, власть нас просто задавит. Уже сейчас идут попытки дискредитировать нас. То к Медведчуку какие-то придир­ки, то председателя исполкома партии таскают по судам. Идет осознанный поиск врагов. А враг номер один, как известно, — это СДПУ(о).

Как вы считаете, вступление в силу норм политреформы изменит си­туацию во власти?

— Механизмы, во всяком случае, из­менятся. Ведь когда конституционные изменения вступят в силу, будет создана парламентско-правительственная коа­лиция, а значит, появится взаимная от­ветственность. Причем президент не будет иметь практически никакого вли­яния на эту коалицию. Вообще, у нас сегодня интересная форма власти. Вро­де бы президентско-парламентская форма правления. У нас есть правитель­ство, которое, по Конституции, отвеча­ет за исполнительную власть. Но в эту функцию вмешиваются все кому не лень. Распоряжения министрам, в об­ход премьера, дают Порошенко, Зинченко, Третьяков. То есть получается, что премьер узнает от своих подчиненных, что им кто-то дал поручение! Ведь по­слушайте, что говорят министры: мы из команды Ющенко. А кто же ты тогда в команде Тимошенко? Разберитесь, кто кому служит! Постоянные скандалы: то у Ющенко с Тимошенко, то у Тимошен­ко с Порошенко, теперь вот конфликт силовиков. Стыдно смотреть на эти дряз­ги! Такого не может быть в цивилизо­ванной стране. А все потому, что нет в доме хозяина!

А Президент?

— Президент не лидер, а менеджер определенной группы людей, которая манипулирует им как хочет. Вы же по­смотрите: он передает свои полномочия кому захочет. А ведь Конституция это запрещает!

Но Кучма тоже передавал полномо­чия Медведчуку. Помнится, он даже за него документы подписывал...

— Ноон же не передавал ему полно­мочия президентским указом, как это делает Ющенко. Леонид Данилович не подписывал никаких указов: он дей­ствовал умнее. Опыта побольше... Ну как можно верить Президенту, кото­рый в течение недели десять раз меняет свое мнение!

Вернемся к реформе. Как вы дума­ете, кому выгоден пересмотр конституционных изменений? Почему на этом так настаивает Юлия Тимошенко?

— А вы получше присмотритесь к Юлии Владимировне. Она очень силь­ный политический игрок, который, к тому же, активно использует свои жен­ские особенности. Поэтому верить в то, что она против реформы, наивно. Суди­те сами: сейчас она премьер-министр. Согласно нормам политреформы следу­ющий глава Кабмина будет избираться коалицией. Вот она и думает: сейчас я премьер, а что будет в марте? И чтобы остаться в высоком кресле и весной, ей нужно возглавить избирательный блок и набрать достаточное количество голо­сов для того, чтобы они, пройдя в парла­мент, поддержали ее. Но у нее сейчас большие проблемы: нет контакта с ок­ружением Президента. А окружение Президента, в свою очередь, не хочет видеть ее ни премьер-министром, ни, тем более, во главе блока. Видимо, у них какие-то другие планы. Но я в них, к счастью, не посвящен.

Как вы оцениваете конфликт меж­ду Верховной Радой и Кабмином? Взаимные обвинения Юлии Тимошенко и Вла­димира Литвина имеют реальные основа­ния или это предвыборный обмен любез­ностями?

— Обвинения Литвина имеют осно­вания. Юлия Владимировна — крутой премьер. Онасчитает, что парламент дол­жен голосовать за все, что она предлага­ет. Так было и с ВТО.Президент, кстати, тоже думал, что если он придет в парла­мент, то депутаты тут же проголосуют. А они взяли и не проголосовали! Что, кста­ти, в очередной раз доказало, что Прези­дент уже не пользуется таким авторите­том. Где же была аналитическая группа кумовьев, которая должна была предупредить Президента, что ему не стоит при­ходить в парламент, потому что депута­ты не готовы к этой встрече? Значит, они его просто подставили.

Какой будет следующая парла­ментская сессия? Как всегда бывает перед выборами?

— Даже хуже. Пойдут заявления, нач­нутся формирования блоков, партий, слив компромата, следственные комиссии. Нач­нут извлекать из архивов «дела давно ми­нувших дней». И рассчитывать, что будет мирная спокойная обстановка, не стоит.

Виктория ЧИРВА, Ирина КОРОБКО, «Столичные Новости»

http://cn.com.ua