УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Политолог Владимир Корнилов: «Сейчас выглядят смешными и правительство, и оппозиция»

786
Политолог Владимир Корнилов: «Сейчас выглядят смешными и правительство, и оппозиция»

Глава Центра стратегического планирования Владимир Корнилов считает, что из Ющенко хотят слепить Кучму, в Безсмертном узнает генерала Франко, а Тимошенко с Морозом могут подружиться с Януковичем и уйти в оппозицию…

- Владимир Владимирович, как Вы оцениваете действия нынешнего правительства и так называемой оппозиции?

- Нынешнее правительство действительно выглядит смешно. Смешно по своему составу, смешно по квалификации очень многих из министров. Юлия Тимошенко не скрывала в свое время, что профессионализм для них далеко не главное. На первом месте, по ее словам, должна быть порядочность. Вот, к примеру, Червоненко, - порядочный… А профессионализм – это так, наживное.

Сейчас выглядят смешными и правительство, и оппозиция, потому что ни те, ни другие не готовились к этим ролям. Они не верили в то, что бывшая власть проиграет, а бывшая оппозиция выиграет. Это логично. Это нормально. Вопрос в том, кто раньше структурируется, кому раньше в голову придет, что он выглядит смешным.

- Кто бы мог стать лидером оппозиционных сил?

- Я не исключаю и вариант, что оппозицию возглавит человек, который сейчас ассоциируется с новой властью. Причем я не исключаю, что этим человеком может быть и женщина. Многие из моих коллег уверены, что реальную оппозицию возглавит именно человек из нынешней власти.

В конечном итоге, наша оппозиция «подтянется», превратится в реальную альтернативу власти, а не в то, что мы видели в палаточном городке возле Верховной Рады. Я в этом убежден. Мало того, я убежден, что если этого по каким-то причинам не произойдет, то нам с вами не будет смысла говорить ни о правительстве, ни об оппозиции, потому что все будут плясать под одну дудку.

- Проводятся ли сейчас в Украине политические репрессии. Или же это просто миф?

- Политические репрессии не только существуют, этот механизм запущен со страшной силой. Я историк по специальности. И одной из моих любимых тем является история террора Великой Французской революции. Я изучал истоки возникновения террора. Если вы загляните не в коммунистические и официозные учебники, а в реальные книги по истории Французской революции в период с 1789 по 1790 гг., когда все дышали красивыми идеями, то вы увидите: мы сейчас повторяем все то же самое, проходим через тот же этап, когда искусственно создают «врагов народа». Причем, этот термин уже используется. Господин Томенко в открытую в эфире телекомпании «Эра» говорил, что «дійсний ворог – це олігархи», которые мешают нам процветать и двигаться дальше.

Но в то же время и политический террор у нас имеет подтекст борьбы с конкурентами. Возьмем Петра Порошенко, главу СНБОУ, фамилия которого до сих пор ассоциируется и по каким-то причинам созвучна с названием фирмы «Рошен». А теперь вспомните, кто у нас первый политзаключенный? Борис Колесников, которого ассоциируют с фирмой «Киев-Конти», главного конкурента «Рошен».

Я допускаю, что лучший «цивилизованный» способ устранить конкурента –это его арест. Но в то же время и понимаю, что некий бизнес-конкурент Колесникова не пошел к Президенту Ющенко или Генпрокурору Пискуну и не сказал: «Уберите моего конкурента. Он мешает мне зарабатывать деньги». Он подвел под это политические мотивы, а на публику уже выносятся заявления о «бандитизме» и «уголовщине».

Кроме того, вспомните, что говорил Ющенко на Майдане. Он говорил, что федерализм и сепаратизм – «це злочин, за який злочинцiв треба посадити за грати». Сейчас выполняются его приказы. Если человека судят за его политические убеждения (а взгляды на устройство страны – это политическое убеждение), то это – вне всякого сомнения, политические преследования. Но, в конечном итоге, за всем этим все равно стоят бизнес-интересы определенных лиц, которые находятся возле Президента.

- Нужна ли Украине территориально-административная реформа?

- Административная реформа в нынешнем ее виде делается с целью угробить такое понятие, как регионализм. Еще не сформировавшееся понятие, но имеющее солидные корни. Сейчас у Украины есть два сценария развития событий. Регионализация – законный и природный путь политической эволюции, по которому идут все цивилизованные страны, путь закрепления прав за историческими региональными единицами. Как это сейчас делается во Франции, Италии, Испании и так далее.

Есть и другой путь, по которому шли эти же европейские страны в период диктатур, в период политических репрессий. То, что сейчас предлагает господин Безсмертный, не является его изобретением. Он ссылается на польский опыт, но там и не пахнет тем, что предлагается сделать у нас. В варианте админреформы Безсмертного есть опыт испанского генерала Франко. То, что он проделал с Испанией в тридцатые годы, Безсмертный предлагает сделать с Украиной в двадцать первом веке. Это ликвидация понятия «исторический регион». Франко ненавидел, например, понятие «Каталония». Ющенко ненавидит понятие «Донбасс», а другие подыгрывают президенту. О понятиях «Новороссия» и «Таврия» я вообще не говорю. Посмотрите, что Франко делал с Каталонией – никакого каталонского языка, у нас же – никакого русского языка. В Испании 30-х – никакого понятия самобытности Каталонии, у нас - никакого понятия самобытности Донбасса. Всё один в один. Реформа Безсмертного, по сути, схожа с реформой Франко. Я не знаю, читал ли Безсмертный положения реформы испанского генерала… Сомневаюсь… Но предлагает делать он чуть ли не все то же самое, действуя по принципу «Нет региона – нет проблем».

- Выгодна ли Ющенко политическая реформа? Роль окружения Президента в этом процессе?

- Лично Ющенко, человеку, занимающему пост Президента Украины, по сути дела, по нынешним полномочиям – самодержца, монарха в стране с ограниченной монархией, политическая реформа невыгодна. Но если он действительно, хоть в какой-то мере (будем такими наивными) подумает о стране, в которой он живет, то тогда как гражданину Украины, как отцу пятерых детей политреформа ему выгодна.

Но я боюсь, что окружение Ющенко всячески его подталкивает к тому, чтобы убедить, как в свое время Кучму, что чем больше ты берешь на себя полномочий, тем больше пользы принесешь Украине.

- Кому же все-таки выгодна политреформа? Под кого она делается?

- Я никогда не привязывал государственное устройство любой страны к персоналиям. Вспоминаю спор с коммунистами образца начала 90-х годов, когда я им говорил, что вам же надо выдвигать лозунги блокирования с Россией хоть в каком-то виде. А они возражали: как, мол, с Россией Ельцина?! Я им отвечал: неужели вы думаете, что в Америке отношения между Флоридой и Калифорнией зависят от того, находится у власти Шварценеггер, Буш или кто-то из демократов. То есть я никогда не отождествлял принципиальные вещи, в частности политическое устройство страны, с тем, кто находится в данный момент у власти. Ющенко ли, Тимошенко ли…

Конечно, Юлия Тимошенко, несмотря на ее принципиальную оппозиционность политреформе, будет использовать ее в своих целях. А окружение Ющенко будет делать все для того, чтобы эту реформу не пропустить. Но все мы как граждане Украины должны отойти от персоналий. Вчера был Кучма, сегодня Ющенко. Какая разница? Мы должны думать о том, как нам с вами будет выгоднее и безопаснее жить в этой стране. Я уверен, что если мы с этой точки зрения будем смотреть, отрешившись от Ющенко, Кучмы, Симоненко, Витренко, Тимошенко, Мороза или кого-то еще, то мы поймем с вами, что эта политреформа является выходом. Не скажу, что это панацея от всех бед, но в какой-то степени лекарство, которое увеличит шансы на выживание.

- Есть ли будущее у партии власти – НСНУ? Или же ее постигнет участь НДП?

- Жаль, что на странице Интернет-издания нельзя передать выражение лица (смеется – ред.). Читатели сразу все бы поняли. Тогда можно было бы и не отвечать на вопрос.

Я уже с такими партиями власти сталкивался много раз. Не забуду, как однажды ночью встретился с одним региональным политтехнологом очередной рухнувшей партии власти. Я возвращался с какого-то банкета, а он с партийной тусовки. Он идет с двумя пачками бумаги. Я говорю: это все что удалось из офиса забрать? А он: ну хоть чем-то разжился.

То же самое будет и с этой, искусственно создаваемой, партией власти. Мы в Киеве не видим и десятой доли того, что происходит на местах. Мне звонят люди из регионов и говорят о том, как их нагибают местные чиновники, загоняя в партию власти. А у них всегда одна и та же участь в конечном итоге.

- Вас связывают с главой оппозиционной партии «Держава» Геннадием Васильевым…

- Я с ним виделся несколько недель назад на приеме у Черномырдина, посвященному Дню России. Не скрываю, что я и созданный мною Центр стратегического планирования занимаемся, в первую очередь, медиа-консалтингом и политическим консалтингом. Мы консультируем целый ряд политических сил, которые сейчас кинулись создавать или уже имеют какие-то СМИ, имеют влияние на СМИ или какую-то долю акций в этих СМИ. Я специалист по средствам массовой информации, по созданию мультимедийных схем. При этом у меня есть определенные политические убеждения. Я никогда не сотрудничаю с фашистами или националистами любой национальности. Это для меня главное. А все остальное, в принципе, обсуждаемо.

Я создал Центр стратегического планирования, покинув хорошую должность генерального менеджера издательской фирмы, которой владели американцы. Ушел с фирмы, потому что увидел: мы все стоим сейчас на серьезном перекрестке. Я не кривлю душой. У нас сейчас есть реальный шанс скатиться к ужасному тоталитаризму, это я говорю как историк. Я видел всевозможные бархатные, красивые, оранжевые революции. Понимаю, во что это может вылиться у нас. Югославия тому пример. Если вспомнить, что писала американская пресса о Милошевиче, когда он приходил к власти, и то, что писали о Ющенко в период его прихода к власти, то все идентично. Милошевича к власти привели американцы, и кто бы сейчас об этом вспомнил? Это совет Ющенко. Чтобы он не забывал о судьбе Милошевича.

Что касается вашего вопроса: у меня бывают контакты и с Васильевым (не скажу, что они часты), и с представителями Януковича (еще реже), и с Витренко – да с любыми силами, которые претендуют на роль оппозиционных. Я в меру своих сил постараюсь им помочь сформировать реальную оппозицию. Это очень нужно. Главное, чтобы власть поняла, что и ей это нужно. Пока она этого не понимает, к сожалению.

- Недавно в эфире телеканала «Интер» появился сюжет с Павлом Лазаренко, потом прямой эфир с Тимошенко. Как Вы считаете, это связано с переделом телерынка?

- Появление Лазаренко на «Интере» не связано с переделом телерынка. Завлечь Лазаренко на свой эфир были рады все, ну разве что кроме канала «ТЕТ», которой просто по формату не подходит. Вы думаете, что «5 канал» не был бы рад, если бы Лазаренко появился у них? Просто «Интер» на первом месте по покрытию, вот Лазаренко и выбрал его для обращения к народу.

Вместе с тем, действительно идет жуткий передел телерынка. И хоть все это делается в преддверии выборов, политическое давление на СМИ тоже можно (как и политрепрессии) рассмотреть и с точки зрения бизнес-конкуренции. Давайте подождем и посмотрим, изменится ли собственник у ТРК «Украина» (канала, который связывают с Ринатом Ахметовым и Борисом Колесниковым). Посмотрим, кому перейдет собственность «Интера» после загадочной смерти Игоря Плужникова. Сейчас идет бешеная борьба за частоты. Причем из телеэфира выдавливаются правдами и неправдами каналы не только оппозиционные (вроде НТН или КРТ), но даже те, которые сознательно отказались от политики – вроде ТЕТ.

Накануне выборов основное давление испытывают на себе, конечно, телеканалы. Но на печатном рынке тревожные тенденции тоже есть. Возьмите загадочное покушение на Парфенова. Только «Newsweek» заявил о том, что Леонид Парфенов думает о проникновении на Украину, появилась информация о том, что некие украинские олигархи планируют покушение на него. Я не исключаю этого варианта. Честно. Когда я вижу безумие в глазах некоторых дорвавшихся к власти, когда я слышу их наглые заявления о том, как бы прибрать к рукам телеканалы, я ничему не удивляюсь. Идет яростная борьба за то, чтобы к марту 2006 года иметь больше влияния на умы, сердца и желудки избирателей.

- Партия регионов подписала соглашение о сотрудничестве с «единоросами». Почему из-за этого так зашумели отечественные и зарубежные СМИ?

- Я не знаю, почему поднялся такой шум вокруг этого договора. На самом деле, ничего особенного не произошло. Этот договор был подписан, если я не ошибаюсь, полтора-два года назад. «Единая Россия» и Партия регионов уже давно заключили этот договор. Весь шум поднялся из-за того, что были конкретизированы и видоизменены некоторые пункты договора, поскольку Партия регионов находится сейчас в несколько ином статусе. По большому счету, это пролонгация договора.

Шум подняли потому, что как бы провластная сила России подписала договор с оппозиционной силой Украины. Следует отметить, что у «единоросов» уже есть ряд подписанных договоров с оппозиционными силами других стран. И никто по этому поводу никогда не шумел.

Это обычный договор, похожий на тот, который, например, подписал Мороз с «Родиной». Вот где можно поднимать шум, крики и гам. То есть, крайне националистическая сила России подписывает договор с как бы провластной силой Украины.

- Какие силы, по Вашему мнению, сформируют парламент после выборов-2006?

- Давайте сейчас выпьем с вами за то, чтобы после марта 2006 года мы не получили в парламенте КПСС. Честно говоря, о конфигурации Верховной Рады после марта 2006 мы сможем говорить только к осени, когда мы поймем, что такое власть, а что такое оппозиция.

Я уверен, что Юлия Тимошенко не может идти в одном блоке с Ющенко на выборах-2006. Но при этом, я не исключаю и такой вероятности… что кого-то все-таки «нагнут».

Если Юлия Тимошенко и Александр Мороз заявят о своей оппозиции, и вдруг к ним примкнут люди вроде Януковича и Витренко (не важно в блоке или не в блоке), то тогда мы можем говорить о том, что в апреле 2006 года мы получим действительно сбалансированный парламент.

Если же правдами и неправдами загонят в этот искусственный блок «Нашей Украины» даже антагонистов, то мы действительно можем получить только КПСС. Причем в самом отвратительном ее виде.

Сергей Гаркуша, «Фраза»

http://fraza.ua/