УкраїнськаУКР
русскийРУС

Чем завершится судебное разбирательство «народ Украины против олигарха Пинчука»?

1,3 т.
Чем завершится судебное разбирательство «народ Украины против олигарха Пинчука»?

Если государство выставит реальный счет за ущерб, нанесенный незаконной эксплуатацией акций Никопольского завода ферросплавов, г-н Пинчук, ско­рее всего, не ожидая решения суда, добровольно передаст государству кон­трольный пакет акций. Мы тоже умеем считать. Попробуем?

Видео дня

«За того дядька» - хай сам «дядька» и рассчитывается

В ходе недавней встречи Виктора Ющенко с главой российской компании «Евразхолдинг» Александром Абрамо­вым президент Украины ясно дал по­нять бизнесмену, что разговоры с ним - по поводу влияния на ситуацию вокруг Никопольского завода ферросплавов по меньшей мере бесполезны. «Политика не должна вмешиваться в вопросы при­ватизации», - подчеркнул он. И уточнил: все вопросы, возникающие в этой сфе­ре, должны решаться исключительно в судебном порядке или через заключе­ние мировых соглашений в рамках дейс­твующего законодательства.

Действующим законодательством не установлены нормы подобных «миро­вых соглашений». Поэтому прикинем сами размер ущерба, нанесенного бюд­жету незаконной продажей акций НЗФ и двухгодичным пользованием ими г-ном Пинчуком. Просто так, сплетя мизин­чики, разойтись не удастся. Потому как «перемирие» на дармовщинку - слиш­ком большая нагрузка для казны. Зна­чит, мировое соглашение, чтобы быть справедливым, должно иметь цену. В адекватном денежном выражении.

Есть факт: г-н Пинчук заплатил в 2003 году за контрольный пакет акций 80 миллионов долларов. Известна и та­кая цифра: за 74% акций НЗФ он же со­бирается получить 380 миллионов «зе­леных». Даже не вникая, каким образом украинский олигарх смог за столь ми­зерную сумму получить в собственность государственный контрольный пакет ак­ций, можно смело утверждать: эти как минимум 300 миллионов долларов го­сударство и должно было получить в 2003 году. А так эта сумма - не что иное, как убыток.

То, что г-н Пинчук продает не 50%+1 акцию, а 74%, особо не должно смущать читателей. Потому что любой специалист знает: у акционеров, считающих, что кон­трольный пакет акций достался Виктору Пинчуку незаконно, все равно остается на руках блокирующий пакет. В смысле управления предприятием стоимость контрольного пакета практически равна стоимости 74% акций. Дивидендов, ко­нечно, такой собственник получает су­щественно больше. Но давайте вспом­ним, что некоторые эксперты оценивают ферросплавную покупку г-на Пинчука в 2003 году еще большей цифрой - до 600 миллионов долларов. Так что остановим­ся, для простоты, на 380 миллионах.

Вопрос первый: с кем заключать ми­ровое соглашение, с кого получать раз­ницу - с Виктора Пинчука или скинутся потенциальные перекупщики акций? По­чему-то уверен, господа Абрамов и Век­сельберг сочтут подобный вопрос не­корректным. И действительно, неспра­ведливо: Пинчук на ровном месте нава­рил 300 миллионов «зелени», а россий­ские бизнесмены должны отдать ему 380 «лимонов», плюс 300 - Украине, в погашение долга Виктора Михайловича. Так бизнес не делается. За себя они пла­тить согласны, а «за того дядька» - хай сам «дядька» и рассчитывается.

Отдай миллиард!

Щелкаем на калькуляторе цифру 300 000 000, приняв ее за начальную стоимость мирового соглашения. И эти 300 миллионов долларов, как ни крути, иначе чем кредитом назвать не получа­ется. Потому что в противном случае следует говорить об обмане, в результа­те которого государству нанесен ущерб в таком же размере. На юридическом языке подобное называется «в особо крупных размерах». И тут уже попахива­ет не мировым соглашением, а солид­ным сроком.

Далее. Может, экс-президент Леонид Кучма по-семейному и сподобил бы зя­тю беспроцентную ссуду из госкармана, но сам Виктор Пинчук никому такие деньги «за здорово живешь» не ссудит. Будем надеяться, и государство не наив­нее. Если навскидку прикинуть среднюю по Украине ставку по 15% годовых, за два года набегает 90 миллионов «зеле­ных». Иными словами, за пользование кредитом г-н Пинчук уже задолжал го­сударству больше, чем он заплатил за контрольный пакет акций.

Еще. Используя завод в своих интере­сах, олигарх уводил в «тень» прибыль. Сравнивая себестоимость тонны ферро­сплавов на НЗФ и стоимость, которую платил за тонну продукции рынок, «Дело­вая столица» (4.07.2005 г.) вычисляет, что «контроль над предприятием приносил его хозяевам не менее $600 млн чистой прибыли (сам завод при этом умудрялся показать лишь $14 млн)». Иными слова­ми, за два года более чем 350 миллионов в американских деньгах задолжал налого­викам завод г-на Пинчука.

Потыкав пальцем в калькулятор, по­лучаем: 300+90+350=740, естественно, миллионов долларов.

Справедливость - так справедли­вость. К этой сумме надо добавить неус­тойку в пользу марганцеводобывающих комбинатов, с которыми - без объявле­ния войны - были прекращены все кон­тракты на поставку сырья. (Напомним, отечественные ГОКи чуть ли не 100-про­центно были сориентированы на нико­польского покупателя.) Не забудем и сверхприбыли, полученные за счет «давальческой» схемы, когда в роли «зару­бежного» заказчика (якобы швейцар­ской компании Steelex) - поставщика сырья и получателя ферросплавов - со­ло исполнял сам г-н Пинчук. Ну и мо­ральный ущерб народу Украины тоже кое-чего стоит... «На круг» не менее 1 миллиарда долларов выходит.

Такова цена мирового соглашения при самом «приблизительном прибли­жении». Согласится ли добровольно расстаться с подобной суммой г-н Пинчук?

А если суд попадется «добрый»?

Правда, подобный расклад реален, если суд будет справедливым, а расчеты по мировому соглашению проведет не «независимый» карманный оценщик, а честный аудит. Под справедливостью в данном случае автор понимает адекватный судебный анализ условий, на кото­рых Виктор Пинчук получил контроль­ный пакет акций, и объективный, всесто­ронний подсчет ущерба, нанесенного го­сударству при покупке завода и за вре­мя его эксплуатации.

Видимо, у Виктора Пинчука есть гра­мотные счетоводы, поэтому что-то не слышно их восторга по поводу мирово­го соглашения. Г-н Пинчук борется за суды Кажется, он просчитал, что в случае победы этот вариант будет со всех сторон дешевле: суды принимают решение в его пользу, олигарх ничего не возмещает государству, а сам про­дает акции НЗФ за 380 миллионов дол­ларов, минус «амортизационные» должностным лицам. Иначе говоря, взятки.

По поступающей информации, хозя­ева некоторых чиновничьих и судейских кабинетов очень рассчитывают в бли­жайшее время поправить свое материальное положение.

Без суда все равно не обойтись

Президент Украины справедливо считает, что мировое соглашение дол­жно быть заключено в рамках действую­щего законодательства. Значит, без суда все равно не обойтись. Не предусмотре­но законом легитимного получения от­ступных. В противном случае и сам факт, и размеры суммы всегда можно будет обжаловать... в тех же самых су­дах. По какой статье пойдет тогда госу­дарство - вымогательство, получение взятки в особо крупных размерах, пре­вышение полномочий - предугадать не­возможно.

Сумму нанесенного ущерба может установить только суд - это и будет «в рамках действующего законодательства».

К сожалению, сегодняшние суды не рассматривают нанесенный бюджету ущерб. Они сосредоточились на выясне­нии двух принципиально разных вопро­сов: законно ли подконтрольный Пинчуку концерн «Приднепровье» владеет ак­циями НЗФ, и легитимными ли были ус­ловия получения этих акций. С послед­ним Кабмин уже, кажется, разобрался. Условия конкурса не соответствовали действовавшему на то время законода­тельству. Не соответствуют и действую­щим сегодня законам. Поэтому решение Кабмина, утвердившего в 2003 году ус­ловия приватизационного конкурса, от­менено.

Рассмотрение дела о контрольном пакете акций НЗФ продолжается в Киев­ском городском апелляционном хозяй­ственном суде. С одной стороны, госу­дарство в лице премьера Юлии Тимо­шенко демонстрирует уверенность, что судебное решение будет принято в пользу народа, в защиту его собственности, с другой - повышенное внимание к про­цессу со стороны секретаря Совбеза Петра Порошенко свидетельствует: не все так однозначно. Просочившаяся в прессу информация о тесных «консуль­тациях» по этому поводу между г-ном Порошенко и председателем Высшего хозяйственного суда Дмитрием Притыкой настораживает.

Чем завершится судебное разбирательство «народ Украины (официально с иском от его имени выступает госу­дарственная власть - Генпрокуратура и Кабмин) - против олигарха Пинчука»?

Продолжаем следить.

Виктор КОРОБКОВ, «Газета по-киевски»