УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Министр Украины по чрезвычайным ситуациям Давид Жвания: «В США – «911», а у нас будет «112»

897
Министр Украины по чрезвычайным ситуациям Давид Жвания: «В США – «911», а у нас будет «112»

Главный спасатель страны целый час отвечал на вопросы читателей «КП».

- Добрый день! Киевский горноспасательный отрад, ко­мандир 1-го взвода Иванов. У меня два вопроса. Во-первых, до сих пор Кабмин не устано­вил порядок и условия обяза­тельного личного страхования спасателей. И второе - с 1997 года из бюджета не выделяют­ся деньги на закупку нового технического оснащения для горноспасательной службы. Почему?

- Начну с самого больного вопроса - страхования. Это одна из наших первоочеред­ных задач, и в ближайшее время проблема будет реше­на. Речь идет не только о спасателях, но и о саперах, и о других работниках минис­терства. Мы должны восста­новить справедливость. Ведь наши люди на службе риску­ют жизнью, поэтому все они должны быть застрахованы.

Что касается выделения средств. Мы планируем со­здать в каждом регионе под­разделения по спасению лю­дей, которые будут соответ­ствовать местной специфи­ке. Там, где необходимо, в отряд будут включены гор­ные спасатели, где необхо­димо - водолазы. Централь­ный отряд, который распо­ложен в Киеве, будет пере­формирован в центр «Спас». Начавшаяся реформа долж­на урегулировать все вопро­сы по финансированию, за­купке оборудования и осна­щению всех подразделений.

- Вас беспокоит Руденко Анатолий из Киева. Я хотел бы спросить, где можно полу­чить информацию о наборе ра­бочих в Чернобыль для рабо­ты на саркофаге.

- Позвоните в министерст­во по телефону - (8-044) 247-30-30. Вам ответят на все ваши вопросы.

- Здравствуйте, Давид Важаевич. Меня зовут Татьяна, я из Иванко-ва. Наш город в при-чернобыльской зоне. Я слышала, что МЧС хо­чет пересмотреть гра­ницы зоны. Правда ли это? И если да, то что будет с нашими льгота­ми?

- В вашем регионе есть населенные пункты, ко­торые относятся как к треть­ей, так и к четвертой зоне ра­диоактивного загрязне­ния. Сегодня мы про­должаем проводить ра­диологический монито­ринг всех территорий зон радиоактивного за­грязнения с целью по­лучить объективную картину. Если результа­ты проведенных иссле­дований покажут, что какие-либо населенные пункты не отвечают критериям отнесения к зонам радиоактивного загрязнения, министер­ство будет иницииро­вать рассмотрение во­проса об их выводе за границы зон радиоак­тивного загрязнения.

Кроме того все, кто имеет чернобыльские удостоверения, будут продолжать пользовать­ся теми льготами, которые предусмотрены законом. Но проверять все выданные ранее удостоверения ликви­даторов нам все-таки при­дется, потому что известно очень много случаев среди населения, которые дискре­дитировали статус ликвида­тора.

Также должен отметить, что если район считается радиационно загрязненным, то инвесторы, которые приез­жают в Украину, обходят его десятой дорогой. Хотя Киев­ская область имеет колос­сальную перспективу в пла­не развития. Так что лучше: чтобы регион развивался, со­здавались новые рабочие ме­ста или получать от государ­ства минимальные компен­сации и не иметь никаких перспектив?

- Конечно, если будет имен­но так, как вы говорите, то лучше развиваться.

- Я могу вам это гарантиро­вать.

- Добрый день. Вас бес­покоит Алексей из Киева. Скажите, пожалуйста, когда наконец возьмутся за утилиза­цию и перезахоронение радио­активных отходов на ЧАЭС? Нам, киевлянам, это не без­различно.

- Мы этим занимаемся каждый день. Работы по пе­резахоронению радиоактивных отходов идут круглосу­точно.

С 20 апреля этого года, когда указом Президента нам был передан весь ком­плекс чернобыльских вопро­сов, вся эта тематика стала приоритетом нашей работы. Кроме того, 13 июля Каби­нет министров утвердил по­ложение, согласно которому ЧАЭС перешла в ведение МЧС.

- А когда Чернобыльская станция перестанет представ­лять опасность сама по себе?

- Для этого запланировано строительство нового укры­тия над старым саркофагом, так называемая «Арка». По плану, согласованному с Ев­ропейским союзом и Ассамб­леей стран-доноров, строи­тельство должно начаться в 2007 году и закончиться в 2009 году. По предварительным подсчетам, общая стоимость про­екта 1 млрд 91 млн долларов. Украина плани­рует выделить на строительст­во объекта до 50 млн долларов. Этих средств достаточно, чтобы постро­ить такую кон­струкцию. Я сам киевлянин и, поверьте мне, как отец трех дочерей заинтересован сде­лать все возможное для того, чтобы обезопасить нашу страну от всех последствий Чернобыля.

Кроме того, до начала строительства мы проводим постоянный мониторинг старого саркофага. Реальной опасности того, что могут рухнуть нестабильные кон­струкции, а радиоактивная пыль распространится на территорию 30-километро­вой зоны - нет. Обрушение саркофага невозможно.

- Здравствуйте, уважае­мый Давид Важаевич. Алек­сандр, город Киев беспокоит. Когда у нас заработает номер единой службы спасения по типу американской «911»?

- С удовольствием отвечу на этот вопрос. У нашей службы спасения будет но­мер «112» по европейскому стандарту. Он полностью со­ответствует американскому

«911» - по функциям и по сервису. На него будут заве­дены все службы - как коммунальные, так и службы МЧС. И уже оператор будет определять, какие подразделения необходимы для лик­видации происшествия.

Основная проблема связа­на с нашими телефонистами. Надо, чтобы операторы мобильной связи, Укртелеком и городские сети были гото­вы подключиться к единому номеру. Наши службы к ра­боте и взаимодействию пол­ностью готовы, связать их в единый центр возможно. А вот технически в каком горо­де служба «112» заработает первой, сейчас трудно ска­зать. Думаю, что «пионером» станет Харьков. Надеюсь, что до конца года система за­работает и в Киеве.

- Здравствуйте. Вас бес­покоит Сергей Томко из Запо­рожья. Почему в столь серьез­ном и, казалось бы, чисто мужском министерстве чуть ли не половину руководящих постов занимают женщины?

- Я так понял, вы женщин не любите?

- Отнюдь. Но своим ли де­лом они там занимаются? Я пока не видел ни одной жен­щины - специалиста по спасе­нию.

- Это очень плохо, что вы их не видели. Я не сомнева­юсь, что они не хуже, чем мужчины, справятся с по­ставленной задачей, и это они уже не раз доказывали. Сегодня мы назначили руко­водителем Департамента сил (военизированного подраз­деления. - Прим. ред.)жен­щину - Елену Быкову. Она кандидат наук, владеет че­тырьмя языками, проходила практику в США и Европе, практически единственный специалист по гражданской защите, которая может выст­роить всю законодательную базу и сформировать новые подразделения в системе МЧС. Раз она женщина, то не надо брать ее на работу?

- Это только одна, а осталь­ные?

- Татьяна Амосова - мой первый заместитель, канди­дат физико-математических наук, много лет проработала на Чернобыльской станции, была руководителем в НАЭК «Энергоатом», знает все во­просы, связанные с Черно­былем, профессионал высо­чайшего класса.

- Дай Бог, чтобы у вас все женщины были такими про­фессионалами.

Сергей БРАГА, Валерий ЖЕВАЧЕВСКИЙ, «Комсомольская Правда»