Торговец снегом и песком - сын "железной леди"
Впервые Марк Тэтчер прогремел на весь мир, когда потерялся. Место он для этого подобрал достойное – пустыню Сахару. Это произошло в 1982 году, когда сын уже вполне удобно устроившейся в своем премьерском кресле Маргарет Тэтчер взялся участвовать в ралли Париж-Дакар. И вот 9 января белый «Пежо-504», в котором находился Марк вместе со вторым шофером и механиком, оторвался от конвоя – нужно было сделать какие-то мелкие починки. Но потом ребята ошиблись в курсе и поперли куда-то в пустыню.
Переполох был, разумеется, знатный. Хотя госпожа Тэтчер и старалась не подавать виду - она не отменила ни одной встречи, ни одного совещания, стойко оставаясь в строю со своей неповторимой ироничной улыбкой на губах.
Зато папа сэр Дэнис Тэтчер срочно вылетел в Африку. С помощью алжирской военной авиации были организованы поиски, и на шестой день заблудших в пустыне овец все-таки обнаружили. Все были живы-здоровы, даже не оголодали. Спасателей, правда, смутила одна деталь – спасенный Марк Тэтчер даже не поблагодарил их, не расщедрился на завалящее доброе слово…
Ахиллесова пята премьера
Тогда Марку было 28 лет. А родился он 15 августа 1953 года вместе с сестрой двойняшкой, которую назвали Кэрол. Роды проходили тяжело – пришлось делать кесарево сечение.
Впоследствии мать воспылала любовью к сыну и весьма прохладно относилась к дочери. Результаты такого неравноправия не замедлили сказаться на характере мальчугана. Близкие к Маргарет Тэтчер люди неоднократно упоминали, что Марк – это ее Ахиллесова пята.
Как и полагается благородному отпрыску, Марк учился в Харроу, хотя особой прыти в постижении наук не проявил. Первым его порывом после окончания было стать бухгалтером – по-видимому, деньги малыш полюбил с детства. Но с дальнейшей учебой не сложилось – Марк завалил три экзамена, и на бухгалтерских амбициях пришлось поставить крест.
Подворачивавшиеся занятия он менял раз в год, увлекся автомобилями и принялся их активно бить. А в 1977 году учредил фирму имени себя, которая должна была заниматься поставкой автомобилей для ралли, но она скоро загнулась из-за финансовых проблем.
Через два года мама уселась в премьерское кресло, что положительным образом сказалось и на делах Марка. Партнеры стали относиться к нему с большей нежностью и вниманием. В 1981 году он, как ястреб, полетел в Оман буквально через день после завершения официального визита премьера-мамы в эту маленькую страну и заключил многомиллионный контракт с производящей цемент фирмой.
И впоследствии Марк хорошо погрел руки у материнского огня на мировых просторах. Самой внушительной аферой стало заключение договора на поставки оружия Саудовской Аравии на сумму в 20 млрд. фунтов стерлингов. По слухам, Марк получил за это сумасшедшие комиссионные – 20 млн. фунтов. Хотя его никто за руку не поймал, и все попытки сделать это не увенчивались успехом.
Когда однажды госпожу Тэтчер попросили прокомментировать деловые успехи своего потомка, она лишь расплылась в улыбке со словами: «Марк способен продавать снег эскимосам, а песок – арабам». Хотя далеко не все из окружения Маргарет Тэтчер испытывали подобный же восторг в отношении способностей Марка. Когда в 1987 году он предложил свои услуги в ходе предвыборной кампании, спросив у пресс-секретаря Тэтчер сэра Бернарда Ингхэма, что же конкретно он может такого полезного сделать, тот ответил, как отрезал: «Покинуть страну».
Кому нужен вертолет?
Вольно или невольно, но Марк последовал указанию сэра Бернарда. Он еще раньше обосновался в Далласе, занимаясь продажей автомобилей «Лотус». Впоследствии Марк присмотрел себе и достойную невесту – некую Диану Бургдорф, наследницу многомиллионного состояния. В 1987 году Марк и Диана поженились.
Впрочем, техасский бизнес у Тэтчера не заладился. На него подали в суд, обвиняя в тайном сговоре, обмане, жульничестве, незаконном ростовщичестве и лжесвидетельствовании, после чего семье (а у супругов уже появилась парочка милых деток – Майкл и Аманда) пришлось без промедления ретироваться на другой край света – в Южную Африку.
В середине 90-х они поселились в очаровательном пригороде Кейптауна – Констанции. Но и в ЮАР мятущаяся душа Марка не могла оставаться в покое. Через три года после прибытия в эту страну местные органы вплотную заинтересовались его несколько неукладывавшейся в цивилизованные рамки деятельностью. Лихой господин с севера увлекся ссудами. Он давал займы сотням полицейских, военных и средних служащих, а когда возникали проблемы с выплатами, начинал их преследовать по суду, пытаясь урвать кусок пожирнее…
Но это были лишь цветочки. Гром грянул в конце прошлого лета. К тому времени Марк превратился в сэра Марка, поскольку после смерти отца в 2003 году он благополучно унаследовал титул баронета. Тем обиднее было сэру греметь на нары…
Полиция вытащила его прямо из семейного гнездышка. Бросили в общую камеру, где добрые соседи вскоре реквизировали у него пиджак, туфли и мобильный телефон. А обвинили его – ни мало, ни много – в подготовке переворота в Экваториальной Гвинее!.. Все дело упиралось в любимое занятие Марка – торговлю оружием. Впоследствии мистер Тэтчер попытался изобразить из себя южно-африканского лопуха, который ни сном, ни духом не ведал, кому пойдет поставлявшийся им вертолет (а именно с его помощью повстанцы намеривались захватывать президентский дворец). Маме тоже пришлось приложить к делу руку, использовать связи, чтобы любимого сыночка не упекли в кутузку. В конце концов был вынесен приемлемый приговор – четыре года условно (а грозило 15 и не понарошку) и 3 млн. рандов (полмиллиона долларов) штрафа. Заплатить такие деньги для Марка не составляло особого труда, ведь его состояние исчисляется примерно 60 миллионами фунтов.
В Англии по этому поводу пошумели – один парламентарий даже требовал лишить Марка Тэтчера дворянского звания, - а потом успокоились. В конце зимы Марк прилетел в на родину, под крылышко матери. Жена с детьми уже давно находились в Далласе. Самому же Марку воссоединиться с семьей не удалось – Штаты попросту не выдали ему въездную визу как человеку неблагонадежному и с подмоченной репутацией…