УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Николай Катеринчук: «Важно, в каком виде мы пойдем на выборы»

804
Николай Катеринчук: «Важно, в каком виде мы пойдем на выборы»

Первый заместитель главы Государственной налоговой администрации Украины Николай Катеринчук не скрывает, что идеалы Майдана являются приоритетами во всем, чем бы он ни занимался. Не зря в его кабинете до сих пор висит тот самый памятный оранжевый флаг, на котором расписывались все, кто многое сделал для того, чтобы радоваться решению Центризбиркома в «третьем» туре президентских выборов. По его мнению, «оранжевая революция» не закончилась: она только начинается. Ведь до тех пор, пока не будут заменены все чиновники на местах, которые тормозят демократическое развитие страны, никто не заметит никаких улучшений. По Николай Катеринчук считает, что главная проблема как его ведомства, так и Украины в целом — неправильная кадровая политика. Впрочем, молодой чиновник надеется, что изменения к лучшему не заставят себя ждать...

— Николай Дмитриевич, ваша кандидатура всерьез рассматривалась в качестве главы налоговой администрации. Почему же было принято решение назначить вас первым замом?

— У каждого человека есть какие-то карьерные и творческие этапы. Мне было абсолютно не важно, кем я стану. Главным условием для меня было, смогу ли я самостоятельно принимать решения, работать в команде победителей и нести за это ответственность. Ведь работа политика и деятельность чиновника — это совершенно разные вещи. И мне кажется, что я не стал главой ГНАУ именно по той причиной, что я не являлся и сейчас не являюсь «чьим-то» человеком. А я считаю себя человеком Украины. Да, в политике моя работа прогнозируема и последовательна. А в качестве чиновника меня, скорее всего, никто не видел. Ведь при рассмотрении кандидатур на должность главы ГНАУ учитывали несколько критериев: «чей», как и «на кого» будет работать. Ну, и нельзя сбрасывать со счетов мой возраст и отсутствие опыта в системе исполнительной власти.

— Вам комфортно на нынешней должности? Или все время подмывает вернуться в парламент?

— Я не скрывал и не скрываю, что здесь я выполняю определенную миссию, которую мне поручил Президент. Но Катеринчук всегда с народом, поэтому парламент и интересы избирателей по-прежнему для меня являются главными приоритетами.

— То есть вас не смущает, что ваш портрет наряду с другими совместителями красовался на «доске позора» в Верховной Раде? Не слагая депутатских полномочий, вы даете вашим оппонентам право называть вас нарушителем Конституции...

— Да как бы меня ни называли, главное, чтобы избиратели винницкого округа №13 знали, что у них в парламенте есть свой представитель. А у коммунистов, которые громче всех кричат «Позор совместителям!», всего один или два мажоритарщика на всю фракцию. Конечно, им не понять многих вещей. На самом деле я очень переживаю по этому поводу. Ведь я попадаю в законодательную вилку: с одной стороны — есть избиратели, у которых должен быть свой представитель в высшем законодательном органе, а с другой — я, как чиновник, обязан сложить с себя депутатские полномочия. Поймите: если бы в моем округе были довыборы, я бы тут же сдал мандат. Но ведь нельзя лишать около двухсот тысяч человек представительства в парламенте! Да, меня можно и нужно критиковать, я и сам себя постоянно критикую. Но на сегодняшний день у меня нет выбора.

— Вы работаете на своей должности четыре месяца. У вас не опускаются руки, когда вы сталкиваетесь с неподъемным ворохом проблем, которые накопились в отечественной налоговой системе?

— Вы знаете, я такой человек, что чем выше планка проблем, тем острее у меня желание ее преодолеть. И мне эта задача по плечу. Я разобрался во многих вещах, понял, как работала налоговая система раньше и, самое главное, как она должна работать. Будучи предпринимателем, а потом оппозиционным политиком, я знал, для чего использовалась налоговая инспекция. Многие мои друзья, предприниматели, до сих пор чувствуют давление со стороны налоговой. Так уж сложилось, что налоговая администрация стала огромной опухолью на теле молодого государства. И от нее нужно избавляться хирургическим путем. Президент Ющенко неоднократно настаивал на полном обновлении налоговой системы. Не зря он поручил мне ликвидировать налоговую милицию, и мы уже почти это сделали. Теперь у нас будет Департамент налоговых расследований, абсолютно гражданская структура. Обещаю: больше никаких «маски-шоу» не будет.

— Недавно были обнародованы зарплаты Президента и премьер-министра. Если не секрет, а сколько получает первый заместитель председателя ГНАУ?

— А я не получаю зарплату в налоговой администрации. Ведь я не могу получать деньги и здесь, и в Верховной Раде. Поэтому, как первый заместитель главы ГНАУ, я от зарплаты отказался. Зарабатываю как парламентарий. Но я знаю уровень здешних зарплат. Если брать в среднем, то эта сумма где-то 1200—1500 гривен. А руководство получает где-то от трех до пяти тысяч.

— Насколько я понимаю, налоговая администрация должна тесно взаимодействовать с парламентом. Все говорят о том, что с Верховной Радой старого созыва работать невозможно. А каково ваше мнение?

— Сегодняшняя политическая конфигурация ВР позволяет проводить законы, необходимые для реформирования ГНАУ. Другой вопрос, что нам, руководству администрации, нужно внимательнее относиться к вопросам, беспокоящим депутатов. Их обращения, которые идут нескончаемым потоком, не должны оставаться без внимания и адекватного реагирования. Эта работа не поставлена на должный уровень. Я делаю все, что могу. Но основная команда ГНАУ еще не готова к такому сотрудничеству. А без этого наши шаги будут достаточно неуклюжими. Нельзя только с помощью авторитета членов правительства проводить через парламент нужные законы. Необходимо наладить системный подход и помогать депутатам.

— На чьей вы стороне в конфликте Верховная Рада — Кабинет министров? Ведь у вас интересная ситуация: с одной стороны, вы все еще депутат, а с другой — представитель исполнительной власти...

— Я на стороне Президента. (Смеется) На самом деле там вопрос взаимного недоверия. В ВР нет парламентского большинства, что серьезно мешает прохождению законопроектов. Кроме того, большая проблема с взаимодействием внутри парламента: не все депутатские фракции находят общий язык с руководством Верховной Рады. Я считаю, что в этом конфликте обе стороны небезгрешны. С одной стороны, есть некоторые лидеры фракций, которые сначала ставят свои подписи, а потом своим голосованием полностью нивелируют все договоренности. С другой — у правительства есть желание слишком быстро, без должной обработки, провести все законы. А это сложно. В результате члены Кабмина стали заложниками собственной доверчивости. Им пообещали, что все будет сделано. И они упустили момент, когда в этих договоренностях возникли какие-то проблемы. В результате чисто экономический вопрос по вступлению в ВТО был предельно политизирован. Кстати, нельзя забывать, что в этом кризисе власти не последнюю роль сыграло одно из соседних государств. Никто ведь не будет спорить, что три фракции украинского парламента заняли в этом вопросе определенную позицию. Проблема не нова: если Украина вступит во Всемирную торговую организацию раньше своего северного соседа, то именно наша страна будет диктовать России торговые условия. Я уже молчу о банальной конкуренции. Но если Россия первая вступит в ВТО, тогда Украина опять должна будет встать на колени. И я бы хотел спросить у коммунистов: это что, национальные интересы? Да и другим фракциям, которые блокировали принятие «сотовских» законов, нужно бы объясниться со своими избирателями: а что они сделали для снижения стоимости энергоносителей, газа и так далее? Ведь не секрет, что энергетическая зависимость Украины сильно бьет по экономической ситуации в стране в целом. На все эти вопросы нужно давать ответы, и в определенной степени эти ответы лежат в нашем присоединении ко Всемирной торговой организации. Подытоживая сказанное, я считаю, что о каких-то серьезных конфликтах говорить не стоит. Идет этап становления. Хотя, конечно, обществу хочется видеть слаженную команду, такую, какой она была на выборах, а не публичное выяснение отношений. Впрочем, в том, что мы видели, был значительный элемент театральности.

— Конфликт это был или нет, но он произошел очень «кстати»: накануне выборов. Как вы считаете, не поставит ли этот скандал крест на «коалиции трех», о которой так мечтает Президент?

— Трудно сказать! Маловероятно, что этот блок состоится. Хотя это было бы очень полезно для нивелирования раскола Украины на запад и восток. Что плохого в том, что каждый из участников блока имеет свою точку зрения по вопросам языка, религии и так далее? А если каждая из партий перессорится с партнерами и решит идти на выборы самостоятельно, это приведет к политической нестабильности в парламенте. А значит, не сможем проводить экономические реформы. Поэтому когда Виктор Ющенко сказал, что НСНУ, БЮТ и Народная партия должны идти вместе, он имел в виду то, что нам нужно сблизить позиции, вывести всех из состояния оцепенения и продемонстрировать обществу, что для новой власти интересы украинцев и с востока, и с запада — одинаково важны.

— Так что же стопорит все договоренности?

— Амбиции отдельных политиков. И то, что многие никак не могут забыть прошлого. А я считаю, что политику нельзя долго жить прошлым — это тормозит его развитие. Ведь у тех политиков, которых Президент воспринимает в качестве потенциальных партнеров, огромный опыт и политическое чутье. И они должны воспользоваться им, чтобы принять правильное решение. К сожалению, в Украине доминирует пока политика эгоизма. Но как только мы перейдем от принципа «партии звезды» к «партии звезд», когда принимать решения будет команда, а не только лидер, поменяется и качество политики.

— А ваша партия «Народный союз «Наша Украина» — это партия звезды или партия звезд?

— Это партия команды победителей. Я ни в коем случае не умаляю роль наших партнеров: те партии, которые поддерживали Президента Ющенко на выборах, внесли огромный вклад в его победу. Разница в том, что именно НСНУ в основу своей программы положила предвыборные тезисы кандидата в президенты Виктора Ющенко. И нам важно сделать так, чтобы реализация этой программы имела поддержку у избирателей. Именно людям решать, сколько звезд должно быть в нашей партии.

— Вы тоже считаете, что именно Президент должен возглавить список партии?

— Думаю, он этого не сделает. У него другие задачи: ему гораздо важнее стать общенациональным лидером. Конечно, он не оставит без внимания свою партию, но возглавлять список он не будет. Хотя юридически имеет право это сделать.

— А кто тогда возглавит список?

— Этот вопрос решит съезд. Кроме того, важно, в каком виде мы пойдем на выборы. Мое личное мнение: мы будем обречены на победу в том случае, если повторим ту успешную избирательную конфигурацию, с которой прошли президентские выборы.

— С Александром Морозом?

— Да. Чем шире будет коалиция, тем больше слоев населения она будет затрагивать, тем более прогнозируемый у нас будет парламент. Это мое личное мнение. К сожалению, амбиции отдельных политиков не позволят нам пока создать мощную избирательную коалицию...

Беседовала Виктория Чирва

http://cn.com.ua/