УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Замглавы МВД Геннадий Москаль: «Работники милиции – не стадо баранов, чтобы отдавать голос по приказу»

1,1 т.
Замглавы МВД Геннадий Москаль: «Работники милиции – не стадо баранов, чтобы отдавать голос по приказу»

«Милиция возвращается к методам режима Кучмы. Да и сама ее работа, в целом, далека от удовлетворительной». Такие заявления сегодня раздаются все чаще.

Насколько они обоснованы? Мнения на этот счет разные…

К словам этого человека из МВД нельзя не прислушаться. Поскольку в органах он с 1973 года и по сегодняшний день. Как никто другой, способен оценить работу правоохранительных органов - нынешнюю и прошлую. Конечно, кто-то упрекнет его в необъективности – дескать, оставаясь в системе, критиковать ее никогда не станет. С другой стороны, даже сильно обиженные новой властью генералы отмечают высокий профессионализм этого человека. Речь идет о заместителе министра внутренних дел Украины Геннадии Москале.

- Геннадий Геннадиевич, сейчас идет много разговоров, что уровень работы милиции упал донельзя…

- Я с этим не согласен в корне. Тем не менее, не стоит впадать в эйфорию. Минувшее полугодие было очень сложным. Прежде всего это связано со становлением новой милиции, приходом в нее новых людей. Во всех 25-и областях и шести железных дорогах прошли массовые замены. Заменены практически все начальники угрозысков, УБОПа и так далее. Все это повлияло не в пользу раскрытия преступлений.

Что нас сегодня беспокоит больше всего, так это количество преступлений в отношении детей. Проанализировав ситуацию за полугодие, мы пришли в ужас. Это не просто ряд случаев, а страшная эпидемия. О чем говорить, если тут и там родители издеваются над своими чадами, убивают их. Не секрет, что в Украине целая армия маленьких беспризорников, бродяжек. Очень многие из них становятся жертвами разного рода сексуальных извращенцев. Вот хотя бы совсем недавний случай… В Городке на Хмельнитчине была изнасилована, убита и брошена в озеро 10-летняя девочка. Конечно, и раньше случались такие преступления. Но они не были столь массовыми.

К большому сожалению, нам никак не удается искоренить такой вид преступлений, как нападения на частных таксистов. Гибнет много водителей. Эта проблема в Украине была и остается. Справедливости ради, отмечу, что процент раскрытия этих преступлений высок. Но жизни-то не вернешь.

Очень беспокоят квартирные кражи. Особенно тревожит их плохая раскрываемость. Она не превышает 50 процентов, а в некоторых регионах – 35-40 процентов. А настоящий бич сегодня – грабежи с целью завладения мобильными телефонами. Раньше срывали шапки, серьги, а теперь нападают ради мобилки. Что-то вроде моды.

Правда, есть чем и гордиться. У нас достаточно высока раскрываемость убийств. К настоящему времени по Украине 65 нераскрытых убийств. Это гораздо меньше, чем в других странах, даже вполне благополучных

Что касается краж машин, то это особая статья. Она остается для правоохранителей настоящей головной болью. Положение особенно катастрофическое во Львове и Киеве. «Уводят» наиболее престижные иномарки – «Ауди», «БМВ», «Тойоты». Так, во Львовской области последние шесть месяцев угнаны 165 машин. Удалось найти только семнадцать. В Киеве из 127 угнанных иномарок удалось разыскать одиннадцать. Куда же уходят краденые авто? Не в Польшу, не Румынию, не в Словакию. Какая-то часть легализуется в Украине, хотя это и сложно. Наиболее вероятно, что идут через Белоруссию в Россию. Или сразу в Россию. Часть «принимает» Молдова. Стоит сказать, что особую популярность сейчас принимает такой вид криминального бизнеса, как угон машин под выкуп. Происходит все следующим образом… «Положив глаз» на машину, преступники наводят подробные справки о ее хозяине, не забывая добыть его контактный телефон. Угнав авто, прячут его в надежном, заранее подготовленном месте и выжидают. Когда несчастный доходит «до кондиции», теряя надежду возвратить машину, ему звонят и объясняют, что машину вернут в целости и сохранности за определенную плату. Хозяин без разговоров «отстегивает» названную сумму. И не подозревает, что его злоключения только начинаются. Через некоторое время машина снова исчезает в неизвестном направлении, после чего опять звонят угонщики и требуют денег. В результате, размер двукратного выкупа достигает стоимости самой машины.

- Раз уж мы коснулись темы машин… Ходят слухи, что автомобиль, на котором ездит глава МВД Луценко, до сих пор не растаможен…

- Это, мне кажется, абсолютный бред. Почему подчас пытаются увильнуть от растаможки? Чтобы не платить НДС и акциз. А, насколько мне известно, в числе прочих министерских, машина, на которой ездит Юрий Луценко, бралась под кредит и освобождалась от НДС. Было и соответствующее постановление Кабмина. Держать их нерастаможенными не имеет никакого смысла.

- Геннадий Геннадиевич, на днях Президент разослал письма руководителям правоохранительных ведомств, чтобы они избегали использовать «прослушку» высших должностных лиц, депутатов, крупных бизнесменов. Таким образом, он – пусть и косвенно - подтвердил, что «прослушка» велась. Кем она могла вестись в МВД?

- Из той категории, о которой идет речь, МВД никого не прослушивало. И прослушивать не может. Я, как руководитель блока, в который входит и оперативно-розыскная деятельность министерства, утверждаю все задания. В качестве справки: все прослушивания происходят только с санкции суда. Туда обращаются и уголовный розыск, и БЭП, и УБОП … Все оперативные службы. Тем не менее, после суда, оперативный работник выписывает задания, которые подписываю лично я. Под свою ответственность.

Поэтому говорю прямо – среди тех лиц, которых мы прослушивали, прослушиваем или собираемся прослушивать нет ни народных депутатов, ни министров с их замами, ни представителей большого бизнеса. Да, мелкий и средний бизнес есть. Я знаю каждую фамилию из тех, в отношении кого ведется прослушивание. И начальник оперативно-технического управления головой отвечает по этому вопросу. Здесь мы очень и очень щепетильны.

- Тем не менее, последний скандал в МВД связан именно с «прослушкой»? Кстати, вы не боитесь, что и вас она тоже может коснуться?

- Насколько понимаю, имеется в виду история с отставкой Александра Фокина. Заявляю, что я никаких санкций на его прослушку не подписывал. Отвечаю за весь блок, который курирую.

- А Луценко мог подписать? К слову, кому подчиняется Департамент внутренней безопасности?

- Насколько мне известно, Юрий Луценко тоже никаких заданий не подписывал. Что касается Департамента внутренней безопасности, то он находится в прямом подчинении министра.

- То есть ручаться, что ДВБ не вел «прослушку» вы не можете?

- Этот вопрос не ко мне. Я не куратор ДВБ. Кстати, я точно такой же объект его внимания, как и мои коллеги. А вообще, работу этого департамента понимают как-то односторонне. Эта служба занимается не только внутренней разведкой, но и защитой работников министерства. Например, у меня была информация, что один российский политтехнолог по заданию определенных политических кругов собирает на меня материал. Об этом узнал министр и поручил заняться вопросом Департамент внутренней безопасности. Его сотрудники приняли необходимые меры по моей защите.

- Помнится, когда-то утверждалось, что ни за Гонгадзе, ни за политиками слежка не велась. Однако потом открылись обратные вещи… Где гарантия, что сейчас все изменилось в сторону соблюдения закона?

- Да, беззаконие было. Мы открыто об этом говорим. Расскажу даже, как именно происходило. Например, писали, что прослушивают какого-то бомжа на предмет причастности его к убийству. А на деле под прослушкой оказывались телефоны Ющенко, Тимошенко и других. Что касается гарантий... Я лично гарантирую. Своей должностью и репутацией.

- Хорошо, оставим в покое ДВБ и обратимся к пресловутой «семерке». Она-то в чьем подчинении?

- Вот «семерка» - в моем. (Седьмой отдел, т.н. «семерка» - служба наружного наблюдения. Именно ее сотрудников считают главными вигурантами в деле об убийстве Гонгадзе – прим. «Главреда») За ее былые дела мы извинились. Хотя понимаю, что такая травма не проходит даже за годы. Это скорее пятно, от которого никогда не отмоешься.

- Итак, мы незаметно подошли к оборотням. Что-то за последнее время их развелось… Вспомним события в Белой Церкви.

- Дело о взрывах? Выяснилось, что они гремели в Белой Церкви еще с 2000 года. Два раза объектом покушения становился один из начальников отделений. Под подозрением оказался милиционер не мелкого звания. Целый подполковник. Стоит сказать, что оперативно-розыскные мероприятия шли три с половиной месяца. Вот тут было все. Как в захватывающем детективе. И наружное наблюдение, и «прослушка»… В общем, весь комплекс. Брали его в момент получения очередного взрывустройства. Очень тонкая операция была. Могли взлететь на воздух все – и сам подполковник, и его «снабженец» - он приехал из другого региона – и оперативники. Риск был огромный. Но другого выхода не было. Надо было брать только с поличным. Злоумышленник – человек опытный, служил раньше в УБОП. Изобличили его полностью, предъявив телефонные разговоры. Кстати, его задержанием были предотвращены три убийства. Он намеревался расправиться с начальником розыска, у которого уже был под подозрением, все с тем же начальником отдела и председателем одного из поссоветов. Короче, больной человек, которого необходимо изолировать. Следствие по этому делу еще продолжается.

- Говоря об оборотнях, нельзя не отметить, что часто они становились таковыми не по собственной воле, а по прихоти политиков.

- Да, от этого факта никуда не уйти. Мы признаем, что милиция зачастую была орудием в руках грязных политиков. Ее использовали в преступных целях. Надо сказать, что особенно это проявилось во времена свергнутого режима в Украине. В этом отношении он даст фору даже советской власти, которая считала КГБ и милицию своими вооруженными отрядами.

Главное, чтобы такого больше не повторилось. Тем более, что не за горами выборы в парламент. От наших сотрудников будет требоваться только одно – добросовестно охранять порядок на избирательных участках и проголосовать за того, к кому душа лежит. Работники милиции – не стадо баранов, чтобы отдавать голос по приказу.

- Но, учитывая политические взгляды министра, можно ожидать, что большинство проголосует за социалистическую партию?

- Почему? Я думаю, что за СДПУ(о) тоже проголосуют. По крайней мере, я. Если, конечно, там первым номером будет идти Нестор Шуфрич. Хотя, возможно, мой голос будет единственным.

- А как же Шуфрич?

- Ну, тогда будет два голоса...

Игорь Чемерис, Виктор Шлинчак, «Главред»

http://glavred.info/