УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Иван Салий: «В столице отсутствует коммунальный транспорт»

1,0 т.
Иван Салий: «В столице отсутствует коммунальный транспорт»

Пока одни газеты интере­совались у горожан, что изме­нилось в их жизни с волюнтаристским удорожанием проез­да в маршрутках, мы пыта­лись разобраться, зачем нуж­но было разваливать комму­нальный транспорт столи­цы, отдавая его на откуп ча­стному извозчику с его непод­контрольной «густой те­нью»? Как сообщил «ВВ» экс-мэр Киева Иван Салий, мощ­ный некогда парк киевских ав­тобусов, троллейбусов и трамваев сократился за пос­ледние годы почти втрое.

Иван Николаевич, почему в Киеве маршрутки в таком фаворе?

— Посудите сами. Раньше в городе было 1800 больших ав­тобусов, сегодня осталось 560. Было 1100 троллейбусов, оста­лось 400. Из 900 трамваев в на­личии 400. В этом и причина: фактически отсутствует комму­нальный транспорт, оттого мар­шрутки и в фаворе. Хотя тако­вых как вида городского транс­порта нет нигде.

Кому выгодно такое по­ложение дел?

— Тому, кто не хочет выде­лять из бюджета деньги на ком­мунальный транспорт. Адекват­ные средства на транспортную отрасль из бюджета Киева не выделяются.

Вам известна статисти­ка по ДТП с участием маршру­ток? Говорят, будто они — один из самых опасных видов транспорта.

— Кроме того, что они опас­ны, они еще и неэффективны с экономической точки зрения. Один большегрузный автобус по вместимости заменяет 5-7 мик­роавтобусов. Следовательно, на одного водителя приходится в среднем 6 водителей «Газелей». С точки зрения эффективности труда и иных показателей, мар­шрутки — невыгодное использование трудовых и прочих ре­сурсов. Но если нет больших ав­тобусов, трамваев и троллейбу­сов, на чем еще ехать пассажи­рам? Ведь метро в Киеве еще как следует не развито...

Где же выход?

— Например, в Санкт-Петер­бурге в этом году частными пе­ревозчиками закуплено 200 большегрузных автобусов. Гово­рят, их к этому обязали город­ские власти. Нужно, чтобы в ус­ловия договоров для наших пе­ревозчиков также вписали пункт, что они свои «Газели» за­менят на автобусы большой вместимости.

Это решит проблему с тарифами?

— Тут выход один. Микроав­тобусы, как известно, льготни­ков не возят. У города имеются 500 микроавтобусов, но они то­же не возят льготников. А ведь главное, чтобы люди, которых называют «незащищенными категориями», могли пользо­ваться транспортом. В этом случае цену на проезд должна компенсировать власть, т.е. нужна дотация. И частному пе­ревозчику тоже следует доти­ровать свои затраты и убытки. Тогда и тарифы будут меньше, и частным транспортом смогут пользоваться все без исключе­ния. Пока частники будут во­зить лишь тех, кто платит, а не льготников, до тех пор у нас кардинальные вопросы на пассажирском транспорте решены не будут.

Как видим, свести на нет го­родской коммунальный транс­порт — дело нехитрое. Столич­ным властям это удалось за ка­ких-то 10 лет. Граждане вынуж­дены ездить на том, что в циви­лизованных странах пассажир­ским транспортом и не считает­ся. Ну а «незащищенные кате­гории» вынуждены теперь про­стаивать на остановках по 40 минут и более. А ведь принятый во многих европейских столи­цах интервал движения город­ского транспорта 3-5 минут. Недалек тот день, шутят киев­ляне, когда все пешком начнут ходить.

Но руководство города эти проблемы в упор не видит. В Ки­еве все больше процветает ча­стный извоз, где оборот денег абсолютно не контролируемый и учету почти не поддается. Так, может, пришло время провести аудит да посчитать... с помощью ГлавКРУ и Счетной палаты? А там, глядишь, и прежние тарифы вернутся...

Янина ЗЕЛЕНЬКО, «ВВ»

Есть мнение

Депутат Киеврады Виталий КОМОВ:

— Городские власти утверждают: «Мы даем 279 млн гривен дотации на транспорт». Хотя, в принципе, не им, а гражданам определять, какие давать дотации и кому, ведь это они пла­тят деньги в бюджет города. Можно заявлять, что «мы так много тратим на транспорт» лишь тогда, когда городской бюджет будет открытым и прозрачным. А он — как раз на­оборот.

И я как депутат Киеврады не могу сказать, что бюджет эф­фективно расходуется, поскольку этого не зною. Тут целый ком­плекс вопросов, начиная от недоверия городским властям и за­канчивая тем, что сами депутаты не знают, как расходуются бюджетные деньги. К сожалению, городская власть работает не в интересах своих граждан, а идет на поводу больших денег.