УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Что делать с кучмовским дворцом в Гуте, пока не знает никто

1,1 т.
Что делать с кучмовским дворцом в Гуте, пока не знает никто

С первых дней своего существования резиденция Президента Украины в селе Гута на Ивано-Франковщине была овеяна тайной, от которой сильно «попахивало» скандалом. Впервые об этой резиденции мы написали тогда, когда школьников изо всех сел по течению Быстрицы заставили в учебное время собирать речной камень для «президентской дачи». Тогда говорили, что мастера, работая в три смены, возводят в Гуте дворец, которого не видел мир. Теперь, когда с «государственных сокровищ" Леонида Кучмы сняли гриф секретности, у нас появилась возможность проверить эти слухи, как говорится, собственными глазами.

Вокруг резиденции ходят восемь медведей...

Неправда, что до строительства резиденции Гута была глу­хим, Богом забытым, уголком. Еще в советские времена здесь работали два больших пансио­ната, которые после распада Советского Союза стали соб­ственностью печально известного «Юкоса» и «Укргаза». В Гуте любили отдыхать донетчане и одесситы, сибиряки и москвичи, отдавая должное це­лебному воздуху этих мест, ко­торый содержит 20% озона при норме 8-12%. Живя в пансио­натах, можно было пройти курс лечения грязями, озокеритными ваннами, посетить Манявский скит и заповедное урочи­ще Муливцы.

Но сезон отдыха в Гуте для простых смертных закончил­ся в конце августа 2000 года, когда около четырех тысяч ра­бочих из Украины и Польши в три смены начали возводить дворец для Президента Кучмы.

Проект изготовили архитектор «Киевпроекта» Юрий Мельничук и Ивано-Франковский фи­лиал НИИ «Гипроград». Четы­рехэтажное сооружение суме­ли построить всего за полго­да. По неофициальным дан­ным, строительство обошлось государству в более чем 600 млн. грн., а ежемесячное со­держание (вместе с зарпла­тами работникам) достигает 100 тыс. грн.

Дальше было еще интерес­нее: пансионат «Синегора» от «Укргаза» перешел к Государ­ственному управлению дела­ми и фактически превратился в резервное жилье для президентскои свиты и охраны. Обычных курортников разре­шалось брать лишь в небольшом количестве и в опреде­ленное время. Естественно, что за несколько лет пансионат растерял своих постоян­ных клиентов. Сейчас в комп­лексе, рассчитанном на 96 мест, отдыхают лишь двое ки­евлянок...

В Госуправление делами перешли также два лесниче­ства - Сивульское и Межирицкое - общей площадью 11 тыс. га, а также две пилорамы и под­собное хозяйство.

Своевременное (и в полном объеме) финанси­рование, о котором обыч­ные лесхозы и не мечтают (на «президентское» лес­ное и охотничье хозяйства каждый год выделяется 1,5 млн. грн.), сделало мест­ные леса образцовыми. Количество зверей с 1992 года удвоилось. Теперь вокруг резиденции прези­дента ходят 8 медведей, 68 оленей и 6 карпатских рысей.

- Резиденция дала ра­боту многим местным жи­телям, - рассказывает пер­вый заместитель Госу­дарственного оздоровительно-производствен­ного комплекса «Синегора» Богдан Полатайко. - В Гуте построили но­вую школу, отремонтирова­ли мост, проложили дорогу, поставили вышку «Киевстара». Жаль только, что газ так и не провели.

Владельцам тех домов, окна которых выходят на дорогу, ведущую от рай­центра Богородчаны к Гуте, бесплатно выдавали дос­ки для забора и краску. Чтобы глаза президента не мозолила местная нище­та...

Президент тоже немножко железнодорожник

Президентское «жилье» в Гуте как резиденция пер­вого лица государства ниг­де не фигурирует. По доку­ментам, она всего лишь... база отдыха Львовской же­лезной дороги. Правда, до­пуск на территорию базы, кроме начальника желез­ной дороги и министра транспорта, еще могут дать президент и руководитель Госуправления делами. Именно это требовал от корреспондента «ВЗ» ди­ректор базы Эдуард Обиночный. После нескольких звонков от заместителя на­чальника Львовской же­лезной дороги Леонида Ткачука меня согласились пропустить. Мне приходи­лось брать интервью у раз­ных людей, быть на пресс-конференции у Леонида Кучмы, но нигде меня так не "трясли", как перед вхо­дом на эту пустую базу. Я должен был не только вы­ложить все вещи на стол, но и перелистать все стра­ницы блокнотов, чтобы до­казать, что у меня нет ни взрывчатки, ни наркотиков. После этого меня зас­тавили оставить на про­ходной... диктофон. Я по­лучил также проводницу, которая тщательно следила за тем, чтобы я не подхо­дил близко к окнам дворца и не фотографировал внутреннее убранство ком­нат.

То, что я увидел, пре­восходило все ожидания. Огромный готический дворец, крытый красной металлочерепицей, со мно­жеством оригинальных ве­ранд, балконов и террас, высокими окнами в фигур­ных рамах, изящными ко­лоннами. Высокая шести­этажная башня добавляла ему схожести со старин­ным замком. Все элемен­ты сооружения так орга­нично дополняли друг друга, что весь дворец ка­зался одним нерушимым целым, прекрасным и со­вершенным.

Рядом с дворцом тянет­ся вверх горнолыжный подъемник а в прудах плещутся зеркальные и японские карпы. Все доро­ги выложены гранитным булыжником. Рядом - вер­толетная площадка, в га­раже, по словам работни­ков резиденции,стояли не­сколько снегоходов. На горе - утопающая в пестрых азалиях деревянная из­бушка а гуцульском стиле. Думаю, любой король про­шлого и современности мог бы позавидовать украинскому «королю» Леониду II...

В середину дворца меня не пустили, однако из ком­петентных источников я узнал, что дворец рассчи­тан на 11 номеров. В нем есть лестница из зеленого индийского мрамора, уни­кальные люстры, зимний сад, бассейн, русская и финская бани, джакузи и огромные холлы для пере­говоров и отдыха.

«Когда Кучма приезжал, казалось, что началась война»

За все время своего пре­зидентства Леонид Кучма был здесь лишь четыре раза. Дважды - вместе с Квасьневским и раз - с Ельци­ным. Принимая таких вы­соких гостей, не очень-то и расслабишься. Он, возмож­но, рассчитывал отдохнуть здесь как следует, сойдя с политической арены и пере­дав дела преемнику, кото­рый радушно будет прини­мать в своей резиденции се­мью экс-президента. Навер­ное, он не начинал бы стро­ительство, если бы знал ре­зультаты выборов 2004 года.

- Когда Кучма приезжал в Гуту, казалось, что нача­лась война,- рассказывает врач «Синегоры» Владимир Яремчук. - Наша гос­тиница и пансионат «Юко­са» были забиты охраной из Киева и Ивано-Франковска, подразделения внутренних войск ночевали в школе, СБУ контролировала подсту­пы к резиденции, на верто­летную площадку опускался вертолет. Никто не знал, как прибудет Кучма, - на вер­толете или на машине. Ющенко совсем другой. Он только раз был в Гуте, да и то лишь для того, чтобы взглянуть, какое наследство оставил ему Леонид Дани­лович. Приехал с нескольки­ми охранниками и сразу же уехал...

Что теперь будет с рези­денцией, не знает никто. Так выглядит, что Ющенко не захочет останавливаться во дворце Леонида Кучмы. Но переоборудовать резиден­цию в отель - дело затратное и едва ли выгодное. Воз­можно, резиденцию будет со­держать «Синегора», куда сейчас очень активно при­глашают туристов и желаю­щих проводить семинары. Однако и у этого комплекса хватает проблем. Долг за энергоносители достигает 180 тыс. грн., а все имуще­ство комплекса принадле­жит... Львовской железной дороге, которая делала здесь капитальный ремонт. Сам пансионат до 10 июня был в аренде у неизвестной жито­мирской фирмы «Лаброгран», которая отказалась от «Синегоры», задолжав ра­ботникам пансионата зар­плату за два месяца. Одна­ко Богдан Полатайко убеж­ден, что комплекс сможет прокормить себя. Особенно если туристам будут разре­шать хотя бы издали осмот­реть дворец Кучмы...

Как сообщил заведующий отделом госу­дарственных резиденций Государственного управления делами Александр Коваль, в Ук­раине есть шесть зданий, имеющих статус государственных резиденций и использую­щихся в мероприятиях с участием Прези­дента. Все они в Киеве. Это Мариинский дворец и дома по адресам: Липская, 4; Грушевского, 22; Грушевского, 24; Лютеран­ская, 23. Недавно статус резиденции полу­чил и «Дом с химерами», который будет выполнять функции Мариинского дворца на время его капитального ремонта.

Дмитрий Синяк, «Высокий Замок»