УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Маленький бизнес служителей порядка

Маленький бизнес служителей порядка

При этом у некоторых из них обида от этого незавидного положения засела так глубоко, что желание все же «приобщиться» к заветным зеленым купюрам берет вверх. Подобная оказия случилась с несколькими высокопоставленными лицами Черниговского Управления СБУ, которые четыре года назад по сути украли партию нефтепродуктов на миллионы гривен у киевской компании

Для тех, кому повезет

День 31 октября 2000 года стал крайне удачным для некоторых высокопоставленных сотрудников Черниговского СБУ, а вернее начальника следственного отдела подполковника Павлика. Большая партия нефтепродуктов, пересекавшая российско-украинскую границу, очень быстро была признана не только сомнительной, но и контрабандной. Фактически, единственной зацепкой, позволившей задержать, а впоследствии конфисковать топливо стал тот факт, что нефтепродукты отгружались неким ООО «АКРИОН» (г. Москва) в пользу ООО «СИГМА» (г. Шостка), тогда как на самом деле их отгружала латвийская фирма «Динас Нефть» для ЧП «АСТАТ» (г. Киев). В конечном итоге горюче-смазочные материалы должны были попасть в распоряжение государственной компании «Укрнефть».

Поистине ценному вещественному доказательству (а это порядка 1100 т. дизельного топлива, 1850 т. топлива для реактивных двигателей и 540 т. бензина А-76) шустрые борцы с угрозами национальной безопасности быстро нашли применение. Не без пользы для себя. Менее чем через две недели после открытия уголовного дела №601 подполковником Павликом нефтепродукты были проданы. Помимо Государственной налоговой инспекции Чернигова в продаже топлива непосредственное участие принимало мало известное ООО «Альфа-С». Интересно, что хозяин этой структуры является большим товарищем подполковника Павлика. Посему неудивительно, что многочисленный конфискат Черниговского управления СБУ частенько сбывался именно через «Альфа-С». Какой была роль этой современной конторы «Рога и копыта» в нашей истории, объясним ниже.

Ох, рано!..

О том, что такое презумпция невиновности, наверное, знает каждый порядочный милиционер с самого начала своей карьеры. Однако, судя по всему, авторитет этой писаной нормы действует отнюдь не на всех «служителей закона и порядка». Вышеупомянутый подполковник Павлик и все, кто над ним стоит, прямо нарушили нормы статей 79 и 80 уголовного кодекса Украины. Эти нормы, в частности, обязывают сохранять все вещественные доказательства до вступления приговора в законную силу. Более того, необходимо, как минимум, выдержать все сроки, в течение которых судебное решение может быть обжаловано.

В той же 80 статье недвусмысленно прописано, что продажа вещдоков, в отношении которых существует спор о правах собственности, невозможна по определению. Логично, не правда ли? Ведь, окажись, что реальным владельцем товаров (а по совместительству - вещдоков) является добросовестная компания, скандала правоохранителям не избежать. Впрочем, соблюдай Черниговские сбушники все эти норм, денег от продажи нефтепродуктов им было бы не видать.

Дело в том, что согласно законодательству, регулирующему порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, все взрывоопасные вещества должны быть переданы на хранение на склады военных частей или госпредприятий, отвечающих условиям их содержания. Подобных мест в Чернигове и окрестностях предостаточно. Однако следователи решили до последнего оставаться под угрозой взрыва, и видимо, предпочли бы, скорее, сгореть в пылу собственной алчности, нежели упустить легкие деньги. В данном контексте довольно занимательным выглядело то, как по прошествии нескольких лет сбушники оправдывали поспешную продажу топлива. Мол, забота об экологической ситуации в регионе и здоровье населения превыше всяких там правил. К тому же, глядишь, пять минут позора и начальники при деньгах, а исполнители при начальниках. Интересно, что за заслуги перед родиной в светлом деле борьбы с «нефтяной контрабандой» г-на Павлика даже повысили в должности – с начальника следственного отдела он перебрался в кресло заместителя начальника областного управления.

Но скандала доблестные стражи порядка все-таки не избежали. С момента ареста нефтепродуктов владелец ЧП «АСТАТ» О. Белостоцкий не раз публично заявлял о неправомерности таких действий СБУ. Предприниматель не ограничился заявлениями и подал иск в Новозаводской суд Чернигова. При этом тот факт, что нефтепродукты принадлежат именно компании «АСТАТ» никто, включая фигурирующих в деле «АКРИОН» и «СИГМА», не опровергает. Вину ЧП «АСТАТ» в контрабанде нефтепродуктов не доказано, однако сам предмет спора уже давно продан.

СБУ демпинговало?

Реализация нефтепродуктов по заниженной цене после вышесказанного выглядела достаточно логичной. Правило «за что купил, за то продал» здесь было явно не уместно: разница в цене проданных ГСМ ушла в неизвестных направлениях. Согласно положениям контракта между «АСТАТом» и компанией «GANAFTA Corp» партия топлива была оценена в 6,4 млн. грн. С такой оценкой согласился и Хозяйственный суд Киева, до которого дело о контрабанде докатилось в 2002 году. Согласно же мониторингу цен нефтепродуктов, который делала Торгово-промышленная палата Украины два года назад, эти нефтепродукты оценивались более чем в 8 млн. грн. О том, сколько они могли бы стоить в условиях бензинового кризиса сегодня, даже говорить не приходится.

Впрочем, Черниговская прокуратура, проводившая проверку данного дела, по-дилетантски оценила нефтепродукты как раз в ту цену, по которой они были проданы при посредничестве «Альфа-С», а именно – за 3,7 млн. грн. Чем больших оборотов набирал скандал вокруг этого дела, тем выше росла цена украденного топлива. Так, Генеральная прокуратура на конец 2002 года оценивает ту же партию дизеля и бензина уже в 4,7 млн. грн. Эти расчеты осенью следующего 2003 года подтвердил замгенпрокурора Шокин.

В общем-то, недооценку продуктов переработки черного золота можно было бы списать на несведущесть в таких делах налоговиков и местной отмывочной конторы под ничего не значащим названием «Альфа-С», если бы не одно но. Даже те деньги, за которые в итоге были проданы нефтепродукты, на счет УСБУ в Черниговской области в полном объеме не поступали. Как оказалось, «комиссионные» «Альфа-С» и услуги налоговиков и местных властей, закрывших глаза на беспредел местных сбушников, обошлись, по самым скромным оценкам, в 1,3 млн. грн. Из 3,7 млн. грн. на расчетном счете СБУ оказалось лишь 2,4 млн. Факт, надо признаться, отдает стойким запахом таких понятий, как «хищение в особо крупных размерах» и «коррупция». Это к слову, подтвердила и «свежая проверка» столичного КРУ, которая доказала, что за несколько лет недостачи за проданный конфискат по Черниговскому Управлению СБУ составили ни много ни мало 9,4 млн. гривен.

По сути дела

Неудавшиеся контрабандисты, в коих Черниговское СБУ хотело превратить владельцев и сотрудников фирмы «АСТАТ», в итоге оказались жертвами противоправных действий самих следователей. Дело о контрабанде, давшее зеленый свет реализации право- охранителями отработанной схемы съема денег с нерадивых импортеров, фактически развалилось при отсутствии доказательной базы. Ошибка, допущенная в сопроводительных документах фирмой «Диназ-Нефть», была ею оперативно исправлена. А больше никаких «ниточек», ведущих к злостным контрабандистам, не оказалось.

И еще один факт, заслуживающий особого внимания. При всем желании совершить (уж допустим в угоду следователям такую возможность) незаконный ввоз нефтепродуктов, сделать этого участники сделки просто не успевали. Напомним, уголовное дело замначальника СБУ Павликом было возбуждено 31 октября, тогда как нефтепродукты попали на таможенную территорию Украины только 1 ноября. Это несоответствие вскоре породило еще один казус. Как только начался «разбор полетов» и всерьез запахло жареным, дата открытия уголовного дела каким-то немыслимым способом переместилась с 1 на 4 ноября.

То, что сотрудники Черниговского СБУ вляпались, стало ясно после того, как разницу в датах открытия одного и того же уголовного дела обнаружили в центральном офисе Службы безопасности в Киеве. Последствия этого могли бы быть самыми неутешительными – внутреннее расследование, разжалование – это как минимум. А как максимум – суд со всеми производными. Жалобы Белостоцкого, которые только подогревали интерес к делу руководителей СБУ и Генпрокуратуры, поперек горла стали черниговским следователям. Через два года после возбуждения дела тамошние органы попытались ненавязчиво дать понять предпринимателю ошибочность его действий: были проведены бессмысленные обыски в офисе компании «АСТАТа». Дальше - больше. Непосредственный начальник подполковника Павлика А. Пода предложил руководству «АСТАТа»…. завести липовое дело на какого-нибудь гражданина СНГ и свалить на него вину за провоз якобы контрабандного топлива: вы, мол, получаетесь чисты перед законом, а мы, правоохранители, не будем отвечать за то, что напартачили в расследовании уголовного дела.

Единственным способом хоть как-то отвести от себя подозрения в хищении средств и других правонарушениях остается затягивание дела о контрабанде. На что нынче и направлены все усилия Черниговского Управления СБУ и подполковника Павлика в частности. Кроме того, не исключено, что дело с конфискованными нефтепродуктами отнюдь не единственный случай, когда следователи позволили себе самым непосредственным образом поучаствовать в бизнесе коммерсантов.

До сих пор все обращения пострадавшего нефтетрейдера в центральные правоохранительные органы заканчивались формальными ответами и отписками об отсутствии каких-либо нарушений в нашем деле. Впрочем отсутствие реакции как со стороны старой, так и уже новой власти, не единственная пикантная деталь дела о пропаже бензина на миллионы долларов. Например, когда фактами конфискации топлива на Черниговской таможне заинтересовался киевский УБОП, следственную группу попросту расформировали, а дело попытались быстро замять.

Господа Павлик и Пода после «оранжевой революции» не только преспокойно пережили скандал с незаконной продажей топлива, но и сейчас продолжают работать в правоохранительных органах. Вероятно, за годы добросовестной службы эти господа сумели заиметь немало высоких покровителей в столице, которые помогают избегать ответственности и по сей день.

Что же касается киевского предпринимателя Белостоцкого, компания которого стараниями органов оказалась банкротом, то он продолжает писать во все правоохранительные инстанции с требованием разобраться в черниговской афере местного управления СБУ. Последнее обращение датировано маем нынешнего года. Внятного ответа, со стороны властей, до сих пор так и не появилось.

«ОБОЗ» готов изложить аргументы и другой стороны.