УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Петр Порошенко: Я был среди инициаторов создания объединения, которое потом стало Партией регионов

Петр Порошенко: Я был среди инициаторов создания объединения, которое потом стало Партией регионов

«Шероховатостей внут­ри власти уже не будет»

-ПЕТР Алексеевич, сегодня вы, ко­нечно, прежде всего чиновник, но это не мешает вам оставаться политиком. Ка­кие планы у Порошенко-политика на ближайшее время?

- Порошенко-политик остается членом команды Ющенко. Я глубоко убежден, что честная, порядочная, мо­ральная и прозрачная власть в Украи­не пришла всерьез и надолго. Притир­ка команды в плане реализации кон­цепций экономической, социальной и военной политики сегодня завершена. Мы уже набрались определенного опыта, и шероховатостей внутри ис­полнительной власти уже не будет. Каждый совершенно комфортно чувс­твует себя на своем месте. Ключевой позицией являются парламентские вы­боры 2006 года. Если команде Ющен­ко народ выразит доверие, воспримет ее и поддержит, то уверен: за 2006-2009 годы Украина выйдет на совершенно новый качественный уровень.

- Что вы называете командой?

- Команду людей, одержавших по­беду над старой властью. Сегодня я не вижу проблем во взаимоотношениях СНБО, Секретариата президента и Кабмина. У нас нет конфликтов. А разговоры, которые сейчас ведутся, продолжаются просто по инерции. У нас нормальное взаимодействие, со­вершенно внятное и адекватное взаим­ное восприятие. Я не говорю о струк­турах, я говорю о личностях. Каждый имеет право на собственное мнение в процессе разработки решения, но пос­ле того, как решение принято, оно ре­ализуется совместными усилиями.

- Тем не менее, первый вице-пре­мьер Анатолий Кинах критикует реше­ния правительства, касающиеся цен на бензин. Где же здесь логика?

- Я утверждал сразу после введения админограничений, что так цены не удержать, наоборот, создастся дефицит и будут потери. Кинах позднее гово­рил то же самое. Решение об ограниче­нии цен на бензин на самом деле отб­росило Украину назад в целом ряде стратегических вопросов. Я имею в ви­ду переговоры по вступлению в ВТО, предоставлению нам статуса страны с рыночной экономикой. Потому что все делегации, которые приезжают на переговоры по этим вопросам, первым делом обращают внимание на методы ценовой политики. Очевидно, админограничения скоро будут отменены самим правительством.

«Мы честно хотим из­менить старую неэф­фективную систему»

- СЕЙЧАС усилия команды Ющен­ко направлены на то, чтобы осущес­твить планы, которые были задеклари­рованы еще во время избирательной кампании. Но соответствующие рефор­мы проводятся в лихорадочном темпе. Вы не боитесь, что они будут недоста­точно качественны и это подорвет дове­рие народа к власти?

- Не боюсь. Ошибки у нас есть, но каждый имеет на них право. Мы честно хотим изменить старую неэффектив­ную систему. Да, положительный эф­фект от выполнения ключевых прог­рамм Ющенко, направленных на борь­бу с бедностью, может на сегодняшнем этапе в какой-то мере охладить нашу экономику. Но никто не меша­ет профессионалам Министерств эко­номики и финансов, Кабинета минис­тров достаточно жестко принимать ме­ры для ее разогрева и сдерживания инфляции. Реформы делать не­обходимо, но при этом надо контролировать ситуацию.

Если где-то процессы пойдут не так, как предполагали ав­торы реформ - картину нуж­но быстро исправлять общи­ми усилиями.

- Но оперативно в эконо­мике можно что-то исправить только административными мерами?

- Если мы сейчас говорим о том, что надо разогревать экономику, то ад­министративные меры здесь, конечно, не подойдут. Нужны стратегические подходы: политику льгот заменить по­литикой бюджетной поддержки, поли­тику повышения показаний занятости - стимулированием программы созда­ния новых рабочих мест. Главное, что правительство умеет признавать ошиб­ки и, что более важно, - их исправлять.

- По мнению экспертов, политика правительства сделает Украину государством, ориентированным на импорт. В конечном счете, пострадает отечественный производитель и рабочих мест станет меньше. Вам так не кажется?

- Это одна из точек зрения. Сегод­ня нам необходимо обеспечить товарное покрытие дополнительной денеж­ной массы для того, чтобы удержать инфляцию. Временное сокращение пошлины здесь будет совершенно справедливым.

- Но ведь вы тоже высказывали опа­сения, что снижение пошлин может уда­рить по отечественному производителю?

- Да, но никаких серьезных проб­лем я здесь сейчас не вижу. Вызывало опасение снижение пошлин в легкой промышленности, которая и так нахо­дится в тяжелом положении, но сейчас я убедился: это временные меры, а не избранная правительством линия по­ведения. Но главное, что все под кон­тролем. Сегодня все очевидные эконо­мические угрозы находятся в поле зре­ния Кабмина. Я почему вам так под­робно обо всем рассказываю? Потому что не нужно бояться говорить правду – тогда мы понимаем, что ситуация кон­тролируется, а рычагов влияния у пра­вительства достаточно.

«Дружеских отноше­нии с Азаровым у меня никогда не было»

- А КОГДА вы сдадите мандат депутата:

- После решения Конституционного суда по поводу указа президента о моем назначении. Когда оно будет принято - пока никто не может сказать совершенно определенно, но оно дол­жно быть независимым и влиять на скорость его принятия я считаю некор­ректным. Кстати, я единственный на­родный депутат, назначение которого обжаловано в суде и принято судом к рассмотрению.

- И снова о политике. Ходят слухи, что Партия регионов подумывает о смене лидера и в качестве наиболее ве­роятного кандидата рассматривается Николай Азаров. Вы когда-то создава­ли эту партию вместе, не идет ли сей­час речь о формировании «карманной оппозиции»?

- Я действительно в сентябре 2001 года был среди инициаторов создания объединения, которое позже превра­тилось в Партию регионов. У нас бы­ли достаточно жесткие взаимные обя­зательства, цель которых - создание единой партии под лидерством Викто­ра Ющенко. Я считаю, что если бы та­кая партия тогда возникла, Ющенко поддержали бы и Донецк, и Луганск, и Львов, а страна не потеряла бы два года. В сентябре 2001 года, когда стало очевидным, что цель этого объедине­ния была кардинальным образом изменена, партия «Солидар­ность» вышла из объединитель­ного процесса. Мы с коллегами создали блок «Наша Украина», затем я возглавил избирательный штаб и парламентскую кампанию 2002 года. В общем, мне стыдиться нечего. А дру­жеских отношений с Азаровым в силу и разницы в возрасте, и разных точек зрения по целому ряду вопросов и подходов к их решению у меня никогда не было. С Николаем Яновичем мы совместно работали над бюджетом 2003 года, принятием которого я гор­жусь, потому что тогда мною были впервые предложены новые источни­ки наполнения, а им они были в ос­новном приняты, что позволило зна­чительно увеличить показатели гос­бюджета.

А по поводу оппозиции - власти нужна здоровая и честная оппозиция. Думаю, что Янукович, просто как про­игравший, своей партии сейчас на са­мом деле мешает. Но это внутренние дела этой партии. Думаю, что кандида­тура Азарова в этом случае будет маловероятной, но в любом случае - это бу­дет выбор Партии регионов.

Беседовала Анна НЕСТЕРОВА, «Аргументы и Факты в Украине»