УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Микола Катеринчук: "Поки ми працюємо з олігархами по-доброму..."

1,1 т.
Микола Катеринчук: 'Поки ми працюємо з олігархами по-доброму...'

В новом качестве первого заместителя председателя ГНАУ Николай Катеринчук дает интервью еженедельнику "CN-Столичные новости" впервые. По всему видно, что молодому энергичному политику роль чиновника поначалу кажется непривычной. Поэтому осмелимся сделать предположение, что долго просиживать в кабинетах и на всевозможных заседаниях Николай Дмитриевич не будет. Работы в налоговом хозяйстве много - впору засучить рукава и разгребать "завалы", оставленные старой властью. Собственно, в таком рабочем настроении, образно выражаясь, с лопатой в руках, мы и застали нашего героя...

- Ваше ведомство все-таки собираются переподчинить Министерству финансов. Помнится, вы выступали за то, чтобы не спешить с такими шагами...

- Скажем так: меня услышали в том, что этого не нужно делать поспешно. На сегодняшний день Министерство финансов направляет и координирует работу ГНА Украины. На этом пока мы остановились. Сейчас мы выстраиваем с Минфином абсолютно четкую коммуникативную связь и устанавливаем систему постоянного диалога и обмена информацией. ГНАУ готовит ежедневный анализ налоговых поступлений для Минфина. Могу сказать, что общество от этого только выигрывает. А у правительства есть вся необходимая информация для ежедневного мониторинга и контроля над выполнением заданий бюджета 2005 года.

- Премьер Юлия Тимошенко заявила, что у каждого министерства должна быть своя программа деятельности на год. Есть ли она у вашего ведомства?

- Главная программа - это, конечно, обеспечить те поступления, которые заложены в бюджете на каждый месяц, на каждый квартал. Все остальное работает на эти абсолютные числа. И налоговая милиция, и система аудита, и другие органы в системе ГНАУ занимаются преследованием "минимизаторов" и тех, кто пытается скрываться от уплаты налогов. Мы, конечно, меняем подходы в работе и структуру. Учитывая то, что политика репрессий с появлением Президента Ющенко закончилась, мы пытаемся найти функции и методы, которые помогали бы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, способствовать инвестиционной привлекательности Украины. Мы также общаемся с представителями крупного бизнеса, олигархами, показываем им их же схемы ухода от налогов, сколько они зарабатывают, куда они девают эти деньги. Пока мы по-доброму просим их соизмерить свои заработки с пониманием той социальной ответственности, которую они должны нести перед обществом. Платить налоги должны все - это сейчас для нас главное задание.

- Президент заявил, что он готов идти на парламентские выборы и возглавить избирательный список. А как относится ваша политическая сила к идее открытых списков?

- Я стою на этой позиции с 2002 года. Мне очень импонирует польская избирательная модель. Мне приятно, что и Литвин стоит на тех же позициях. В чисто пропорциональной системе есть свои опасности. Если очень низкий избирательный порог (три процента), то парламент будет структурирован мелкими партиями. Это может привести к неустойчивости коалиционного правительства и отразится на эффективности его политики. Кроме того, закрытые списки ведут к узурпации власти партийной номенклатурой. То есть политическими лидерами. Мандат депутата может обесцениться. Все решения будут приниматься пятью людьми из списка. А остальные будут в роли кнопкодавов. Это сделает парламент ущербным.

Система же открытых списков может дать политике больше публичности, эффективности и решит задачу регионального представительства. Да и внутри каждой отдельной партии будет здоровая конкуренция. То, что было навязано обществу через определенные компромиссы, - это попытка сохранить какую-то часть коммунистического крыла, но это не имеет отношения ни к демократии, ни к появлению плюрализма мнений в отдельно взятой партии. Мне кажется, что закрытый список - шаг назад от демократии. Поэтому нужно провести широкое обсуждение избирательной модели. Давайте спросим у людей, хотят ли они знать своего депутата, хотят ли они его видеть, призывать к чему-то, или они будут апеллировать к той пятерке, которую они избрали и никогда не увидят у себя на округе? Обратная связь очень важна. Президент неоднократно говорил, что ему нужен мониторинг чиновничества. И население должно в своих же интересах критиковать перекосы, ошибки депутатов, чиновников и так далее. Я считаю, что будущее - за польской моделью. Это открытый список и самое главное - понимание того, что демократию нельзя построить только на лозунгах.

- По какому принципу могли бы формироваться открытые списки: рейтинговое голосование или что-то другое?

- Будет два бюллетеня. Первый - за партии, второй - за место в партии, где стоят фамилии кандидатов. Люди ставят галочки напротив того или иного кандидата - кто набирает больше голосов, тот и становится проходным, а не тот, кого поставили в начале списка. Это заставляет кандидатов работать в кампании. Кроме того, если партия в данном регионе имеет сильные позиции, то там и лидер понятен. А если за регион нужно бороться, то там нужно выставить не менее пяти кандидатов, которые бы пропагандировали бренд партии, ее идеи. А кто из них пройдет, это уже будет не столь важно.

- А не может случиться так, что кандидат придет на округ и просто купит себе рейтинг и поддержку избирателей?

- Думаю, что избиратели изменились, они понимают, какова реальная цена их голоса для будущего, для политики. Кроме того, идет много процессов по фактам подкупа избирателей на последних выборах... Думаю, что при системе открытых списков желающих играться в выборы будет значительно меньше.

- Если на выборы "Народный союз "Наша Украина", БЮТ и Народная партия пойдут единым блоком, то как тогда мог бы выглядеть открытый список?

- Сейчас идет конструктивный диалог о блоковой форме. Что касается персоналий, то, думаю, мы подойдем к этому вопросу ближе к осени. Наверняка каждый из политиков, кто согласится участвовать в блоке, будет пытаться привлечь как можно больше тех, кто уже проявил себя на прошлых выборах. Виктору Ющенко в этом плане будет легче: из его плеяды есть 20-30 публичных политиков. Юлии Тимошенко сложнее. Хотя и у нее есть до десятка таких активистов, которые превосходно представляли ее и партию на выборах. Владимиру Литвину будет еще сложнее. В его партию пришло много тех, кто не проявил себя в избирательной кампании. Они либо держались в тени, либо работали в каких-то других непубличных сферах. Думаю, что почетный президент нашей партии Виктор Ющенко прекрасно понимает, что другого такого лидера, который мог бы возглавить избирательный список и поддерживать такой же рейтинг, у нас нет. И это проблема для партии. Поэтому нам нужно выращивать новых лидеров. Политике нужны молодые лица с горящими глазами.

"Столичные новости", Наталі Моріс