УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Его все время воспринимали как нечто вторичное». Психологический портрет Буша

1,9 т.
«Его все время воспринимали как нечто вторичное». Психологический портрет Буша

...и в возрасте сорока лет он волевым решением поставил точку...

К визиту Виктора Ющенко в США «ОБОЗ» публикует психологический портрет Президента Соединенных Штатов Джорджа Буша, принадлежащий перу Екатерины Егоровой-Гантман. Г-жа Егорова – глава Совета учредителей группы компаний «Никколо М», лидера российского рынка политического консалтинга. С 1981 года Егорова занимается политической психологией лидеров зарубежных стран. Портрет Буша – часть ее большой книги «Игры в солдатики. Политическая психология президентов». Глава воспроизводится «ОБОЗом» с согласия автора книги.

«Джордж Уильям Буш родился 6 июля 1946 г. в аристократичес­кой семье. Все в основном упоминают в его роду одного президента — его отца. Однако по линии матери в их семье был еще один прези­дент США - Франклин Пирс, а по отцовской линии есть родство с королевским домом Великобритании. Дед. Прескотт Буш, был се­натором-республиканцем в 1952-1963 гг. от штата Коннектикут.

Его отец. Джорж Герберт Буш, был преуспевающим бизнесме­ном, чиновником на высших государственных постах, губернато­ром Техаса и президентом США. После нескольких лет обычной государственной школы Джордж был отправлен в элитарную част­ную школу на Востоке. В возрасте пятнадцати лет он поступил по стопам отца в престижную Академию Филлипса в г. Апдовсре, штат Массачусетс. Впоследствии он учился в Йельском университете, как и его отец, и в Гарвардской школе бизнеса. Так он получил сте­пень бакалавра по истории и соответственно магистра по админи­стрированию в бизнесе. Во время войны во Вьетнаме, в 1968 г., по­сле учебы в Йельском университете он вернулся в Техас и поступил на службу в ВВС Национальной гвардии штата Техас. В 70—80-х годах занимался нефтяным и газовым бизнесом, но не сильно преуспел. В 1978 г. пытался избраться в конгресс, но проиг­рал. Свой успех по-настоящему он оценивает с 1988 г., когда, возглавив группу инвесторов, купил бейсбольную команду «Техас­ские рейнджеры» и преуспел в этом. Интересно и то, что, занима­ясь продвижением этой команды, Буш выступил в качестве марке­толога, PR-специалиста и спикера команды. Вслед за этим успехом последовало два избрания на пост губернатора Техаса в 1994 и 1998 гг. и избрание в президенты США в 2000 г.

Я-концепция Буша является достаточно сложной, полной и раз­вернутой. Он видит в своем собственном образе различные стороны и оценивает их критически. Он свободно выделяет себя из внешне­го мира, рассматривая себя в множественных контекстах: семейном, дружеском, профессиональном, политическом. Он также хо­рошо понимает источники формирования своей личности и главные факторы влияния на собственное развитие и состояние само­оценки. Буш говорил в ответ на вопросы репортеров, что убежден, что источники формирования его личности куда более сложные, чем одно или два, пусть даже очень важных, события в его жизни.

Несмотря на многие критические замечания со стороны жур­налистов, с точки зрения политической психологии образ Я Буша свидетельствует о его зрелости и даже до известной степени мудро­сти в отношении к себе.

Физическое Я. Внешность и состояние здоровья не являются причиной для низкой самооценки Буша. Он всегда был и остается подвижным, энергичным и физически активным. Друзья детства и по университету находили его вполне привлекательным, он нра­вился девушкам и никогда не испытывал проблем с внешностью или в сфере своего физического состояния.

Единственный и очень серьезный повод для проблем с само­оценкой в сфере его физического Я — это долголетняя привязан­ность к алкоголю, хотя ни сам Буш, ни его близкие друзья не счи­тают его настоящим хроническим алкоголиком. И тем не менее эта проблема мешала не только самому Бушу и его жене Лоре, но она также осложняла и его отношения с родителями.

Его пьяные кутежи начались еше в колледже. Известны случаи ' его неприятностей с полицией; арест за вождение в пьяном виде, за хулиганство после спортивного матча.

Тяга к алкоголю, видимо, достаточно тяготила его, и в возрас­те сорока лет он волевым решением перестал пить. Существует ин­формация о привязанности к кокаину в молодости, однако на эту тему Буш отказался говорить, воскликнув: «Я не собираюсь гово­рить о том, что я делал 20 или 30 лет назад».

Семейное Я стало основанием для формирования заниженной самооценки Буша, несмотря на хорошие отношения с родителями. Джордж Буш-старший часто отсутствовал дома в силу своей заня­тости, но был теплым и внимательным отцом. Он всегда открыто общался со своими детьми, никогда не проявлял к ним жесткости, и главными инструментами воспитания были любовь и личный пример достойного поведения.

Мать, Барбара Пирс, была очень преданной матерью, до конца посвятившей себя детям и мужу. Она в основном сама занималась их ежедневным воспитанием и уходом, общаясь не только со свои­ми детьми, но и с их друзьями, выступая в качестве добровольного психотерапевта. Барбара помогала им решать свои семейные и школьные проблемы, была их старшим другом и товарищем по иг­рам. Она всегда служила для детей и их друзей психологической опорой. Именно она устанавливала правила в доме и проявляла строгость в случае нарушения этих правил. Когда маленький Джордж во время игры стал ссориться и ругаться, несмотря на пре­дупреждение матери, она удалила его из игры. Он просидел в ма­шине довольно долго, ожидая, когда остальные закончат играть.

Когда Бушу было семь лет, после смерти маленькой сестры он очень сблизился с матерью, имея с ней тесные и доверительные отно­шения. Однажды, вспоминает Барбара Буш, она случайно услышала, как он отказывался пойти играть с друзьями, желая побыть с матерью, чтобы она не чувствовала себя так одиноко. Его двоюродная се­стра Э. Уокер, также пережившая утрату родной сестры, объявила его поведение в отношении матери: «Ты оглядываешься и видишь, как сильно страдают твои родители, и стараешься быть веселым и смешным и, в конце концов, становишься немного клоуном».

Буша, как первенца, назвали в честь отца. Ему предназнача­лось повторить его путь. С самого начала Буш как интуитивный, спонтанный в своих действиях мальчик очень отличался от своего собранного, с огромным чувством собственного достоинства отца с его большими достижениями в различных областях.

Джорджа отправили в ту же элитарную частную школу, где учился его отец. В этой школе его постоянно сравнивали с отцом, которого чтили не только как спортсмена и хорошего ученика, но и как героя войны. Джордж не мог достичь результатов отца не толь­ко в учебе, но и в атлетике. Он был слабее его, меньше ростом. Ко­нечно, он огорчался, когда сталкивался с этими постоянными сравнениями. Его все время воспринимали как нечто вторичное, производное от его отца, а не как самостоятельную личность.

То же самое его ждало в Андоверской академии и Йельском университете. И тут он не учился столь же хорошо, как его отец, не проявлял большой склонности к наукам.

Когда он поступал на службу в ВВС Национальной гвардии шта­та Техас, он сказал, что хочет летать, как его отец. Уже после оконча­ния службы он в течение четырех лет продолжал время от времени со­вершать вылеты, неся со своей летной частью боевые дежурства.

Годы службы в армии Буш назвал «ключевым периодом, ког­да я пытался переосмыслить, кем я был и кем был мой отец, установить мою собственную идентичность своим собственным пу­тем».

Следуя дорогой отца в нефтяном бизнесе, несмотря на семей­ные связи, Буш достиг более чем скромных успехов. Многое в его проблемной самооценке, окончательно сформи­ровавшейся к сорокалетию, имело корни в отношениях с отцом, с которым его все сравнивали. Быть в тени отца, соревноваться с ним и иметь возможности благодаря ему — все это сильно повлияло на самосознание Буша.

В отношениях Буша с его знаменитым отцом можно выделить три главные проблемы. Во-первых, он старался показать себя сво­ему отцу и доказать, что он достоин его как сын. Во-вторых, ему важно было создать свое собственное Я, отдельное от отца, выйти из его тени. Один из его близких друзей Дж. О'Нил сказал по поводу этой трудной задачи: «Ты становишься ближе со своим отцом, когда взрослеешь, потому что ты становишься более завершенные и перестаешь ставить своего отца на пьедестал. Но чем Джордж становился старше, достоинство его отца вырастало еще больше и его пьедестал становился все выше».

В-третьих, поскольку отец для Буша всегда представлял собор ролевую модель для подражания, ему было важно достичь того, чет достиг его отец. В дальнейшем Буш поставил перед собой боле сложную задачу: он захотел сделать то, что не смог его отец — продолжить его работу в войне в Персидском заливе и сокрушить Саддама Хусейна. Психолог К. ван Вормер оценивает этот мотив — закончил битву, начатую его отцом, — как очень сильный. Для Буша эта мотивация выражается в формулировке: «Он пытался убить моего отца». Она полагает, что сильная фиксация на мысли о реванше в отношении С. Хусейна является признаком некоторого «застревания».

Продолжение следует