УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Леонід Кравчук: "Я говорив Медведчуку: не бери бруд на себе, це закінчиться погано ..."

627
Леонід Кравчук: 'Я говорив Медведчуку: не бери бруд на себе, це закінчиться погано ...'

Председатель парламентской фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук - пока единственный экс-президент, который с готовностью общается с журналистами. Смена статуса его партии с провластной на оппозиционную никак не повлияла на политическое поведение Леонида Макаровича. Наоборот, он уверяет, что ему очень даже комфортно в оппозиции. Тем более что Кравчук очень часто демонстрировал самостоятельную, отдельную от коллег по СДПУ(о) позицию.

- Леонид Макарович, насколько комфортно вы лично и СДПУ(о) чувствуете себя в оппозиции?

- Мне нравится быть в оппозиции, поскольку я не несу никакой ответственности за то, что делает власть. После президентских выборов мы сразу определились: СДПУ(о) не претендует ни на какие должности, ни в каких органах власти, чтобы нам потом не приписывали причастность к тому, что делает новая власть. Более того, мы отказались даже от места вице-спикера, которое по квоте СДПУ(о) занимал наш бывший однопартиец Александр Зинченко. Мы не будем мешать власти, если она будет делать доброе дело, но мы будем остро ее критиковать, когда она будет отступать от провозглашенных принципов. Мы будем контролировать действия власти.

- Вы сказали, что не несете ответственности за действия власти. А чувствуете ли вы и ваша партия ответственность за то, что было сделано ранее?

- Безусловно. Нашей партии не хватило сил и мужества называть черное - черным, а белое - белым. Партия несколько приукрашивала ситуацию, так и не поднявшись до критики власти и президента. Тем самым СДПУ(о) создала вокруг главы государства ауру безнаказанности. Мне тяжело объяснять людям многие вещи, поскольку они считают, что я также имел отношение к власти. Но и для меня многое открылось. Ведь я никогда не был близок к президенту Кучме. Наоборот. Я его всегда критиковал...

- Но вы были близки к Виктору Медведчуку...

- Виктор Медведчук - это условная власть. Есть власть конституционная, а есть неконституционная. В нашем Основном Законе нет даже пункта об администрации Президента или Государственном секретариате. Таким образом, это нелегитимная, неконституционная власть. Ведь у меня тоже был секретарь - Николай Хоменко, но у него не было никакой реальной власти. А вот бывший глава администрации Кучмы Дмитрий Табачник получил значительные полномочия, о которых в Конституции не сказано ни слова. Сейчас происходит то же самое. Неконституционным образом передаются полномочия Александру Зинченко, Петру Порошенко. Однако впоследствии отвечать за их действия будет именно Виктор Ющенко. Точно так же было и с Виктором Медведчуком. Кучма незаконно передал полномочия Медведчуку, Табачнику, а отвечать теперь приходится не им, а ему. Конечно, Кучму устраивало то, что во всех грехах обвиняли именно Медведчука, который всю грязь взял на себя. А я ему говорил: не бери грязь на себя, потому что это закончится плохо для партии...

- Каким же образом партия собирается очиститься от той грязи, которую "взял на себя" Медведчук?

- Партия должна отмываться не Медведчуком. Например, региональные партийные организации могут провести такую работу на местах, что население не будет отождествлять СДПУ(о) исключительно с личностью Медведчука. Хотя здесь, конечно, у нас есть проблемы. Но все меняется тогда, когда меняется фон, на котором тебя показывают. Если власть будет продолжать проводить такую политику дальше - и кадровую, и экономическую (рост инфляции, цен, снижение экономического роста), то народ на этом фоне будет по-другому воспринимать и социал-демократов. К тому же мы хотим создать блок оппозиционных партий. Я не могу пока говорить конкретнее о формате этого блока. Еще рано. Но если он будет, то сместятся и личностные акценты.

- Среди главных союзников по блоку будет Партия регионов?

- В блок смогут войти и Партия регионов, и другие партии со схожими идеологиями. Я считаю, блок не должен иметь разноцветную идеологическую основу. К примеру, если в блок войдет какая-нибудь маргинальная политическая сила, которая, скажем, выступает за восстановление СССР, то я в таком блоке находиться не смогу. Для меня выборы не являются самоцелью. Я участвую в них не ради властных амбиций, а ради того, чтобы иметь возможность обеспечивать Украине процветание.

- Несмотря на то что вы не входите в руководящие органы партии, учитывает ли руководство ваш голос, прислушиваются ли к вашему мнению?

- Естественно. Но я же не могу претендовать на то, чтобы мое слово было истиной в последней инстанции. Я так не считал даже, когда был президентом. По каждому вопросу я высказываюсь откровенно. Да и вообще у нас на политбюро всегда проходит откровенный разговор. Никто никого не сдерживает в оценках, соображениях, критике. Мы и председателя критикуем, и его замов. Моя точка зрения, как и любого другого члена партии, воспринимается серьезно.

- Почему первым заместителем председателя партии назначили Нестора Шуфрича?

- За его активность. Нестора можно критиковать, но нельзя обвинить его в непоследовательности.

- Может ли так случиться, что СДПУ(о) на выборы пойдет самостоятельно во главе с Нестором Шуфричем?

- Если взять за аксиому, что партия на выборы пойдет самостоятельно, то, думаю, с лидером Виктором Медведчуком.

- А барьер преодолеете?

- Думаю, да. У нас 400 тысяч членов партии. Если каждый член партии с собой возьмет хотя бы одного человека - это уже будет 800 тысяч голосов, а для победы нужно то ли 730, то ли 770 тысяч. Но лично для меня проблема в другом. Если новая власть получит в следующем парламенте 300 мест, то они смогут делать в стране все что им заблагорассудится. Поэтому для меня важно, чтобы власть не смогла взять 300 мандатов.

- Согласны ли вы с прогнозами некоторых экспертов, что грядущие парламентские выборы будут еще грязнее президентских?

- Это будут очень жесткие выборы, ведь именно они либо дадут, либо не дадут возможность реализовать политреформу. Если конституционные изменения вступят в силу с сентября этого года, то парламент начинает играть ведущую роль в политике. Он создает коалицию с правительством и несет ответственность за дальнейшие действия власти. Исходя из этого, можно предположить, что выборы будут очень жесткими и грязными. К тому же не нужно забывать и то, что это будут первые парламентские выборы на пропорциональной основе. В отличие от предыдущих, это этапные для Украины выборы, поскольку совпали с процессом реформирования самой структуры власти... Надеюсь, у власти хватит ума изменения в Конституцию не пересматривать. Но то, что мы слышим такие разговоры от высоких чиновников, настораживает. Президент молчит. Создается общественное мнение. Начнутся выступления, мол, зачем нам реформа... Мы такое уже проходили в советское время, когда собирались депутаты, находили подходящего передовика производства, который выступал с трибуны и просил Брежнева: "Леонид Ильич, рабочие считают, что такие-то реформы не нужны". И Леонид Ильич говорил: "Ну, ладно"...

- Почему, на ваш взгляд, Юлия Тимошенко не поехала в Россию, а туда отправился секретарь СНБОУ Петр Порошенко?

- Думаю, разворачивается борьба за российское направление. И, скорее всего, в данном вопросе предпочтение отдадут Порошенко... У меня нет личных симпатий к кому бы то ни было: мне безразличны и Тимошенко, и Порошенко, и Зинченко. Однако в данной ситуации я на стороне Юлии Владимировны, поскольку у нее отбирают то, что ей определено Конституцией. Если уже сделали ее премьером, дайте возможность работать. А то получается, что человека назначили главой правительства, потом дали ему без согласования людей, с которыми придется работать, а после еще и полномочия забрали. Однако отвечать за чьи-то действия все равно придется именно премьеру. И если в июне -июле обстановка в стране не изменится в лучшую сторону, то власть начнет искать козла отпущения, которым и станет премьер-министр. Вспомните, Кучма поступал точно так же. Ведь не зря же при нем сменилось столько премьеров: чуть что - главу правительства в отставку. Таким образом, у народа создавалась иллюзия, что во всех бедах в стране виновато правительство, в частности премьер-министр. Однако глава государства, когда подписывает указ, должен подумать, насколько реально для правительства его исполнение. И здесь противоречие лежит в самой системе власти. Поэтому нам и нужна политреформа. Поскольку наша система власти в глазах цивилизованного мира - своеобразное ноу-хау. Ни то ни се, а в результате никто в действительности ни за что не несет ответственности.

- Прокомментируйте, пожалуйста, заявление Александра Волкова о "причастности руководства СДПУ(о) к убийству Георгия Гонгадзе"...

- Волков никак не может найти свое место в этой власти. То он водит под ручку Тимошенко, то Березовского, то пытается пролезть к Ющенко - и все без толку. А при Кучме он имел в политике серьезный вес. Причем, когда произошла история с убийством Георгия Гонгадзе, Медведчука возле Кучмы не было, а вот Волков-то как раз был его советником. К тому же если у Волкова есть какая-то информация по этому делу, то пусть идет к следователю. Иначе получается, что он скрывает важную для следствия информацию, а это противозаконно. Хотя я его вообще серьезно не воспринимаю. Он просто пиарщик.

- Какова ситуация вокруг клуба "Динамо" (Киев)?

- Ситуация серьезная не по содержанию, а по форме. Я это знаю хорошо, так как с "Динамо" работаю с 1976 года. Когда "Динамо" было спортивным обществом, я работал в ЦК и платил в это общество членские взносы. Никакого отношения государство к нему не имело. В горбачевское время начали создаваться коллективные общества, которым также стало и "Динамо". Оно было в жалком состоянии. Не было денег, спортивная база ужасно запущена. Тогда собрались фанаты "Динамо" и решили сделать из него акционерное общество, взяв на себя ответственность за клуб. Сейчас "Динамо" имеет лучшую в мире базу, которая отвечает всем требованиям ФИФА и УЕФА. Футболисты обеспечены всем необходимым. Но пришла новая власть и решила забрать команду у акционеров. Мол, приватизация была проведена незаконно. А приватизации в принципе не могло быть, поскольку "Динамо" никогда не принадлежало государству. И начало твориться неизвестно что. Так, Печерский суд по представлению российского гражданина Григоришина арестовывает акции клуба. Но есть интересный нюанс. За каждую улицу в Печерском районе отвечает конкретный судья. Поэтому для того, чтобы дело попало к нужному судье, инициаторы этого процесса зарегистрировали фирму на нужной улице на имя некой несуществующей гражданки Васильевой, якобы акционера "Динамо". Но у нас нет держателя акций с такой фамилией! И судья об этом знала, но, тем не менее, закрыла глаза и подписала документы. Вот и получается, что с одной стороны на суд давит Григоришин, а с другой - власть, которая просто решила угробить клуб... Им Суркисы не нравятся! Ну мало ли кто мне не нравится! Это все политическая возня накануне выборов.

- Позвольте перейти в геополитическую плоскость. Вы стояли у истоков создания СНГ. Сейчас говорят о том, что этот союз изжил себя. Согласны ли вы с этим?

- Да, Содружество Независимых Государств себя изжило. Оно уже ничего не решает.

- Вам никогда не приходило в голову создать что-то наподобие клуба экс-президентов?

- Так президентов-то маловато для клуба! На двоих можно только на бутылку сообразить. Впрочем, у меня была идея создать клуб экс-президентов СНГ. Но потом я подумал, что Борис Николаевич слишком большой человек, чтобы ездить в Киев на заседания подобного клуба...

- Леонид Макарович, как относитесь к тому, что в печально известной Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП) ректор Щекин приказал соскрести ваше имя с таблички?

- Бог им судья... Знаете, каждый человек должен иметь право на свою точку зрения. Но это право не должно быть обременено ненавистью к другим народам - полякам, евреям или россиянам. Могу сказать одно: представители МАУП ведут себя неадекватно...

"Столичные новости"І. Коробко, В. Чирва