УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В гостях у Стеллы Захаровой и Виктора Хлуса

В гостях у Стеллы Захаровой и Виктора Хлуса

Футболисты бегали к гимнасткам через дырку в заборе!

Эта семья безусловно подходит под понятие «Звездная пара». Он - Виктор Хлус – блестящий в прошлом футболист, чемпион СССР в составе «Динамо»(Киев), ныне президент футбольного клуба «Княжа», выступающего во 2-й лиге, вице-президент федерации футбола Киева. Она – Стелла Захарова - многократная чемпионка мира и Европы, олимпийская чемпионка-80, президент федерации гимнастики. И организатор «Кубка Стеллы Захаровой» - турнира по спортивной гимнастике, который вот уже несколько лет не без успеха проходит в Киеве.

Да и просто интересные собеседники, в чем вы можете убедиться из этого интервью.

Общались мы больше со Стеллой Захаровой, но и Виктор Хлус подключался по мере возможностей.

«Серебро» нам бы не простили

- Стелла Георгиевна, в этом году исполнилось четверть века с дней проведения Олимпиады-80. Вы как-то отмечали эту дату? И вообще, как сейчас вспоминаете ту победу, спустя годы? - Громких празднеств не было. А воспоминания… В первую очередь – это гордость. На тот момент нашу команду по гимнастике знал весь мир, нас все боялись. Попасть в команду было практически невозможно. Представьте: всего 6 человек со всего СССР! И на каждое место претендовало по 10 сильнейших гимнасток. Поэтому я очень горда тем, что смогла в свое время пробиться в команду. Я вспоминаю те дни только с теплыми чувствами. Тогда нас ценили. - Многие из олимпийцев-80 признавались, что было несколько неуютно, потому как от всех требовали только «золото». Ведь, образно говоря, Олимпиада в Москве для наших атлетов проходила чуть ли не под девизом «Победа или смерть».

- Ну, мы по крайней мере этого не ощущали…

- Скажете, вам бы простили «серебро»? - Думаю, нет, конечно. Но мы сами не думали о «серебре2. Как спортсменка я всегда стремилась только к «золоту». У меня не было мыслей, как сейчас у некоторых наших гимнастов на чемпионатах мира, мол, вот бы в финал попасть! Это просто стыдно. Помню, однажды на чемпионате мира мы взяли командное «серебро» – 79. Нелли Ким выиграла абсолютное первенство. Я взяла «бронзу» в прыжке, на вольных – «серебро». Так вот: после соревнований главный тренер СССР собрала нас и сказала: «Это самый черный день в истории нашей гимнастики». Представляете!? Так какой день у нас сейчас, в Украине, если мы выходим в финал и радуемся уже одному этому факту?.. - В футболе ситуация не лучше – подключается к беседе Виктор Хлус. – Я, президент профессионального футбольного клуба, вынужден бегать по чиновникам и просить то или это. Футбол как бизнес в Украине невозможен. Тут заработать могут только команды, играющие в Лиге чемпионов, а остальные только тратят деньги. В Швеции, где мы долго жили, отношение совсем другое. Но я не теряю надежды – за этим и вернулись в Украину.

Кто-то - в Америке, кто-то - в Швеции, кто-то - в Канаде…

- Бытует мнение, что в женском коллективе (и спорт не исключение) без интриг не бывает. А как было у вас? - Не-е-ет. Понимаете, мы ведь еще совсем девочки были. Нам в куклы хотелось играть, а не в интриги. Только самой старшей из нас Нелли Ким было 24 года, а всем остальным - по 17-18 лет. И в этом велика роль нашего капитана, которую мы очень уважали, а она уважала нас. Помню, однажды на одном из турниров после Кубка мира, который я выиграла(а Нелли как раз там не очень удачно выступила), перед финальными соревнованиями я разминалась на бревне. Времени мало, надо, чтобы все другие успели. Подходит ко мне Нелли: «Стелла, давай побыстрее». А я отвечаю: «Пока я не закончу - не уйду». Тут она мне говорит слова, которые я запомнила на всю жизнь: «Миленькая, кто ты такая? Сегодня ты - обладатель Кубка мира, а завтра – никто».

- А как сложились судьбы гимнасток-чемпионок московской Олимпиады?

- Нелли Ким – президент УЕЖА (гимнастическая организация. – Прим.ред.), президент женского технического комитета, живет в Америке, мы дружим, поддерживаем отношения. Наташа Шапошникова работает в гимнастическом клубе в Америке, там и живет. А Елена Давыдова - в Канаде. Приезжала ко мне на «Кубок Стеллы Захаровой». Тоже осталась в гимнастике - судья международной категории и тренер. Маша Филатова и Лена Наймушина – вот как них, я даже не могу сказать… Знаю, что у обоих сложная судьба, живут где-то в России… - Америка, Канада… Учитывая, что вы тоже долгие годы прожили в Швеции, создается впечатление, что вы все сговорились. - Нет, это получилось случайно. Появилась возможность уехать из страны, заработать на холодильник или микроволновку. Почему бы не воспользоваться?

Чеснок на экспорт

- А в Швецию вас супруг увез или вы – его? - Муж увез. Тогда существовала возможность для игроков старше 30 лет уехать по контракту играть за рубеж. Витю пригласили, и в Швецию я уезжала просто как жена. Там, правда, меня сразу узнали и пригласили тренером в частный клуб. Но когда я начала применять советский метод тренировок, то родители моих воспитанников этого не поняли и спустя 2-3 месяца сказали мне: «Стелла, мы вас уважаем, любим, но не надо делать из наших детей олимпийских чемпионов». Мне сразу стало неинтересно, и я ушла в простую школу, учителем. Когда устроилась туда на работу - стала получать больше мужа. Он ведь ехал играть по контракту печально известной компании «Совинтерспорт», которая забирала львиную долю денег. Да, тогда мы получали копейки. В клубе, где играл Витя, когда узнали, что он на руки получает всего 500 долларов, за голову схватились! Ведь прожить семье на эти деньги в Швеции невозможно.

Но как-то выкручивались. Я возила через границу гречневую кашу, консервы…

- На продажу что ли?

- Смеетесь? Просто кушать! Один раз меня на таможне остановили. Я везла маринованный чеснок. Запах был тот еще! Шведы, когда увидели, так и не поняли: что за продукт – стыдливо двумя пальцами взяли за краешек пакета - и в урну. У меня такое горе было! Кстати, мне муж только купил со сбережений норковую шубу. И вот я вся такая дама в шубе с чесноком на шведской таможне – картина удивительная. Но что было, то было – стыдиться мне нечего…

- Так как справились-то?

- Через три года расторгли контракт с «Совинтерспортом» и стало легче, – говорит Виктор. - Стеллочка 2 500 000 долларов в школе зарабатывала. Я играл, затем работал тренером футбольной команды первой лиги, там же, в Швеции. Затем открыли свое дело: организовывали учебно-тренировочные сборы футбольных и хоккейных команд в Швеции. В общем, неплохо себя чувствовали…

- Так чего ж вернулись?

- Знаете, мы даже не вернулись, а просто убежали оттуда! Да, там хорошо, там красиво. Можно с открытым ртом год ходить, два, но жить… Мы, украинцы, неприспособленны к этому. Зачем мы будем переписывать историю своей жизни, своих детей? - Наступил момент, когда надо было решать: или становиться бабушкой в домашних тапочках, или дальше жить полной жизнью, – говорит Стелла Захарова. - Мы приехали в Киев в отпуск. И он затянулся на долгие 8 месяцев. Нас потрясло, как изменилась за это время, что мы провели за границей, страна – здесь вновь можно стало жить, трудиться, а не выстаивать многокилометровые очереди за колбасой. Сын Олег учился в шведской школе, но был еще маленький, поэтому еще можно было его «переломать». Зато он в совершенстве знает шведский, английский, сейчас заканчивает институт международных отношений…

В общем, решили вернуться.

- Недвижимость в Швеции у вас осталась? - Нет, дом мы продали, но там у нас множество друзей, к которым мы постоянно ездим в гости. Тот же Вадик Евтушенко с семьей – бывший партнер Вити по «Динамо». Мы хотя и жили довольно далеко - он в Стокгольме, мы в Гетеборге - но ездили друг к другу раз в месяц обязательно, дороги там ведь хорошие. Знаю, Вадик тоже хочет вернуться. Но ему сложнее - сыновья играют в футбол, причем за Швецию.

- Ну а сейчас не жалеете, что вернулись?

- Ни капельки. Мы заняты любимой работой, которая отнимает много сил, времени , но это интересно! Мне интересно жить здесь, бороться каждый день. Когда мы решали: возвращаться или нет, я мужу так и сказала: «Знаешь, Витя, когда будет нам по 60 лет, мы все бросим и уедем в Швецию кататься на лыжах и отдыхать. А пока наш дом – здесь, где можно жить полной жизнью!»

LOVESTORY

Версия Стеллы - С моим будущим мужем мы познакомились экспромтом, чисто случайно. Раньше были очень модны встречи спортсменов с коллективами заводов, институтов, фабрик. Вот на одну из таких встреч – в киевскую сельхозакадемию - меня и пригласили. Сбор был на стадионе «Динамо». Была я и ребята-футболисты: Вадик Евтушенко, Шура Бойко, Витя. В «Динамо» (Киев) в те времена проводились «отоварки» - под Новый год для игроков привозили дефицитные вещи, другие спортсмены об этом только мечтали. И вот они все в одинаковых ондатровых шапках и одинаковых дубленках (как из инкубатора!) и я, такая маленькая девочка, с ними… В общем, начали они меня «травить»: а кто вы, девушка, откуда, как с вами познакомиться? Я уткнулась в стекло и молчала. Приехали в академию, там подтянулись еще покойный фехтовальщик Смирнов, Сергей и Анатолий Белоглазовы – борцы. Вышли на сцену, нам все хлопают. Мы постояли и начали садиться, и один только Витя витает в облаках, о чем-то задумался. Я ему и показываю на свободное место рядом с собой, мол, садитесь уже, уважаемый, не задерживайте! Встреча закончилась, Вадик поспешил к жене, которая только недавно родила,а Шура с Витей стали напрашиваться ко мне в гости: «Стелла, поедемте к вам, возьмем шампанское. Или в кафе». А я такая девочка-недотрога была, отвечаю, что не пью шампанское и по кафе тем более не хожу. Но каким-то образом они меня уговорили. Приехали, а мне квартиру только дали - мебель стояла в коробках - мне было жутко неудобно перед гостями. Послушали немного пластинки, и я говорю: «Извините, было очень интересно, но мне пора спать!» Ребята были просто в шоке! Они ведь привыкли к толпам поклонниц с цветами, которые караулят их возле подъездов – динамовцы невероятно популярны были в те времена. А тут видят, что никакого впечатления они не произвели. Но у меня самой свои поклонники были. Мне интересен был Сережа Белоглазов, но мама была против, говорила: «Маленький такой!» Что сказать… Я еще наивная девочка была и, может быть, эта моя наивность и понравилась Виктору? В общем, стал он заходить ко мне в гости, звонить. Однажды ко мне с цветами и тортом пришел Богдан Макут – мой товарищ по сборной гимнастики. Ничего такого, мы просто дружили. И тут как раз тоже с цветами приходит Витя. «Ага! Тут еще женихи!» - и разворачивается уходить. Но моя мама его удержала – уж очень он ей понравился. Так вот и началась наша «lovestory», которая длится уже 23 года.

LOVESTORY

Версия Виктора «Мы настолько часто вспоминаем ту нашу первую встречу, что я уверен: наш рассказ совпадет с точностью до слова», - сказал корреспонденту «КП» Виктор Иванович, которого мы спрашивали отдельно от супруги с целью подловить на нестыковках. Но нет – все действительно совпало с потрясающей точностью: сельхозакадемия, встреча, поездка в гости. Зато Виктор Хлус раскрыл нам тайну легендарной дырки в заборе на тренировочной базе в Конче-Заспе, через которую он не раз бегал на свидания к Стелле. - Нас за два дня до матча закрывали на базе, и все общение с женами, любимыми проходило строго в телефонном режиме, вспоминает Виктор. - Но я был парень смелый, и хотя тренеры «Динамо» строго следили за теми, кто уходил в самоволку, за два года меня поймали лишь раз. Да и то не на базе. Тогда по приказу Лобановского тренеры, бывало, ездили по вечерам на квартиры футболистов – проверить: не нарушает ли режим? У меня была однокомнатная квартира, мы уже давно встречались со Стеллочкой, и однажды она осталась у меня. Тут неожиданно около 11 вечера приезжает Михаил Михайлович Коман. И видит, что у меня девушка в такое время. А это чревато было неприятностями. Но я всегда был футболист дисциплинированный, претензий ко мне у тренеров не было. Постарался убедить Комана, и Михал Михалыч меня понял. Так что до Лобановского это не дошло.

КСТАТИ

Почему футболисты женятся на гимнастках?

Этому феномену нет объяснения. В свое время сразу несколько ведущих футболистов «Динамо» женились на гимнастках. Блохин, Бессонов, Сорокалет, Буряк, Хапсалис, Бережной, Хлус выбрали в жены именно гимнасток. Словно других девушек и не было вокруг. Но Стелла Захарова считает, что здесь все просто: - Наверное, это просто судьба – они на сборах, мы на сборах. Так и должно было стать. Они ребята молодые, мы и гимнастки-художницы тоже не против мужского внимания. Вот и бегали друг к другу через специальную дырку в заборе тренировочной базы в Конче-Заспе. Но больше браков было между футболистами и «художницами». У них ведь и всесоюзные базы были рядом – в подмосковном Новогорске. А у нас в другом месте – на озере Круглое. А в Конче-Заспе вообще все рядом было.

- Тренеры на это сквозь пальцы смотрели? Мол, дело молодое…

- Вы что?! Это такая секретность была, такая тайна! Чтобы кого-то поймали на свидании – страшно представить! Мой тренер вообще был очень строгим, поэтому когда Витя решился просить моей руки, то он вначале пошел не к маме, а моему тренеру.

Руслан МЕЖЕНСКИЙ, "Комсомольская правда"

www.kp.kiev.ua