УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

На пути к новому «Кольчужному» скандалу, или Кого вооружает Украина?

627
На пути к новому «Кольчужному» скандалу, или Кого вооружает Украина?

Событие

В минувшем месяце в Грузии произошел инцидент с выходом из строя недавно закупленных в Украине 40 боевых машин пехоты БМП-2. Бронированные машины, полученные из Украины, в конце лета были задействованы в крупных учениях на юге страны, после чего в большинстве из них были обнаружены серьезные поломки.

Некоторые грузинские СМИ поспешили обвинить нашу страну в поставках некондиционной техники. Впрочем, поломки могли возникнуть и вследствие эксплуатации неподготовленными механиками-водителями. Особенно если учесть что ее эксплуатация доверяется солдатам, а уровень подготовки личного состава грузинской армии многими экспертами отмечается как ниже среднего, то не удивительно, что боевые машины оказались в неисправном состоянии. Однако этот факт примечателен другим – Грузия значительно активизировала деятельность по созданию боеспособных вооруженных сил.

Наращивание мускулов

Мнения о том, что при распаде Советского Союза Грузия не получила ничего из военного потенциала и была вынуждена строить свои вооруженные силы практически «с нуля», являются мифом. Так, например, грузинская армия только при выводе бывшей советской дивизии из Ахалциха получила 108 танков Т-55, 111 БМП-1 и 4 БТР-70, заодно "приватизировав" еще 25 БМП на Тбилисском ремонтном заводе. Всего же Грузии по Ташкентскому договору 1992 года доставались 220 танков и 210 бронемашин. Другое дело, что часть техники была потеряна в многочисленных военных столкновениях в ходе внутренних конфликтов. Что-то украли, а многое по причине неудовлетворительного содержания и непрофессионального обслуживания пришло в негодность само.

Приход к власти в конце 2003 г. режима «младогрузин» во главе с Михаилом Саакашвили, поставившего одной из приоритетных целей «восстановление территориальной целостности Грузии», привел к резкому возрастанию внимания к нуждам своей армии, находившейся к этому времени в весьма плачевном состоянии, несмотря на свою довольно богатую событиями постсоветскую историю.

Лозунги о строительстве «демократии» положительно способствовали оказанию грузинской стороне военной помощи многими странами мира. В 2002—2004 годах США вложили в подготовку двух тысяч грузинских «коммандос» 64 миллиона долларов. В рамках новой программы стоимостью 60 млн. инструкторы Пентагона в течение 18 месяцев подготовят до трех тысяч грузинских военных. Ударными темпами формируются батальоны резервистов. Поговаривают, что оплачивает это дело в добровольно-принудительном порядке один из грузинских олигархов в обмен на амнистию своих капиталов.

Согласно оценок военных экспертов, к 1 января 2005 года Грузия имела, по меньшей мере, 97 танков, 135 различных боевых бронированных машин, 122 артсистемы, 7 боевых самолетов и т.п. За последние полгода арсенал грузинских вооруженных сил увеличился еще на 10—15 танков, 40—50 бронированных машин и 25—30 артиллерийских систем.

Среди стран, которые сейчас ударными темпами вооружают Грузию, на первом месте называются Украина и Чехия. Причем Украина официально подтвердила поставки Грузии 41 боевых бронированных машин, Чехия — 14 единиц артиллерийских систем. Эксперты полагают, что остальная тяжелая техника также “на совести” Украины и Чехии. Причем в Грузию поставляются вполне современные и эффективные типы военной техники: модернизированные танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2 и бронетранспортеры БТР-80, самоходные артиллерийские системы 2С3 и “Дана”, реактивные системы залпового огня (РСЗО) типа “Град” и “RM-70”. Именно из Украины попали в Грузию и 13 вертолетов типа Ми-8. Стрелковое оружие поставляют в Грузию те же Украина и Чехия, а так же Болгария. Только в 2004—2005 годах они экспортировали в Грузию около 1 тысячи единиц легкого артиллерийского и примерно 7500 единиц стрелкового оружия. Это немало, учитывая, что численность личного состава вооруженных сил Грузии — 20 тысяч человек, внутренних войск — 6 тысяч.

Против кого собрались дружить?

Против кого может быть направлен военный потенциал и с кем собралась воевать Грузия? Против России? По меньшей мере, это смешно. Также маловероятно, что в обозримом будущем Грузия сможет стать серьезным противником для Азербайджана с его 72-тысячной армией или Армении, численность армии которой достигает, по различным данным, от 45 до 60 тысяч человек.

Очевидно, что армия ей нужна для усмирения «отколовшихся» автономий. Эксперты полагают, что при таких темпах закупок вооружений боевой потенциал грузинской армии уже в 2006 году может быть доведен до уровня, который позволит начать военные действия против Сухуми и Цхинвали. Хотя нынешний грузинский режим и объявлен на Западе маяком демократии, но недавно президент Саакашвили выступил с очередной «мирной инициативой» по урегулированию конфликта в Южной Осетии. “Мы будем очень агрессивными в поисках мира”, — пообещал президент.

Впрочем, итоги первого этапа "военной операции" в Южной Осетии летом 2004 г. оказались весьма неутешительными для грузинских ВС, даже для их элитных частей. В результате со своих постов "за неудовлетворительную работу" были смещены начальник Генерального штаба Иукуридзе и ряд высших офицеров: им на смену пришли лица, которые, по словам Саакашвили, "имеют американское военное образование". Кроме этого, в рамках повышения боевого потенциала частей Министерства обороны страны было принято решение о переподчинении ему внутренних войск МВД Грузии. Их функции должна взять на себя формируемая Национальная жандармерия, численность которой составит примерно 4 тыс. человек, первоначально она будет состоять в основном из призывников.

В оценках западных военных экспертов говорится, что 13-15 тыс. постоянных военнослужащих было бы достаточно для выполнения главных задач, стоящих перед грузинскими вооруженными силами. Эта цифра расходится с принятым в декабре 2004 г. в парламенте Грузии решением о создании 30-тысячной армии. Из них 23 тыс. человек должны служить в вооруженных силах, а почти 7 тысяч - в реформированных пограничных войсках. Аргументы западных партнеров вряд ли будут учтены руководством Грузии при дальнейшей реорганизации своей армии, поскольку они не укладываются в концептуальную основу политики официального Тбилиси - установления своего контроля над всей территорией страны, в том числе в своих бывших "мятежных автономиях".

Все эти факты свидетельствуют: в Грузии началась активная милитаризация страны, которую связывают с вероятной в самое ближайшее время эскалацией ситуации в конфликтных регионах, в первую очередь, в Южной Осетии, а также в Абхазии. Кроме этого, на фоне неопределенности с вопросом российских военных баз в Грузии и выступлениями армянского населения против дискриминационной политики грузинских властей некоторые эксперты считают вполне возможным также проведение силовых акций со стороны официального Тбилиси и в регионе Самцхе-Джавахетия, населенном армянами.

Вместо выводов

На фоне успешно развивающихся отношений Украины с Грузией, неприятный случай, связанный с неисправностями бронетехники украинского происхождения, скорее всего, не будет иметь катастрофических последствий для обеих стран в политической сфере. Которая, в свою очередь, является определяющей для вопросов военного и военно-технического сотрудничества с Украиной.

Но в данном контексте более важно другое. Ряд стран мира получили обвинения в пособничестве международному терроризму, разжиганию межнациональной вражды, поддержке стран, нарушающих права человека при разрешении внутриполитических конфликтов. До сих пор свежи в памяти последствия скандала, связанного с попытками обвинить Украину в якобы имевших место поставках станций радиотехнической разведки «Кольчуга» в «страны-изгои». Грузия, безусловно, к последним не относится и будет сохранять статус «молодого независимого и демократически развивающегося» государства ровно столько, сколько ее будут считать таковой и при этом поддерживать США и другие станы-партнеры. Но также никто не может дать гарантии, что под предлогом «наведения порядка» в Южной Осетии или Абхазии режим Саакашвили не выйдет за рамки дозволенного и решение внутригосударственной проблемы выльется в кровопролитные бои между противоборствующими сторонами, массовые жертвы среди мирного населения и т.п. Прецеденты подобного рода в недавней истории Грузии уже, к сожалению, есть.

Очевидно, что мировое сообщество в данном случае достаточно быстро уточнит свои акценты во взаимоотношениях с Грузией. Но нас больше волнует проблема, не попадет ли Украина в число стран, обвиненных в способствовании очередного нарушения прав человека и вооруживших «преступный и антинародный режим»?