УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

ПР. Зияющие высоты

1,5 т.
ПР. Зияющие высоты

Итог впечатляющий. Формально Партия регионов выиграла. Формально вертикаль власти осталось без изменения. Формально в ВР седьмого созыва можно устроить все те же танцы "с тушками" и ситуативными голосованиями. Но движение вниз, увы, уже началось. Больше окна возможностей для системного реформирования нет. Теперь – только оборона. Своих позиций. Своих должностей. Единственное, что дает регионалам надежду – это качество классической украинской оппозиции. Оно тоже никакое. Никакой против никакого. Время есть. Но его немного.

ПР не умеет делать работу над ошибками. Не умеет меняться по ходу марша. Не умеет брать на себя ответственность. Не хочет возвращаться к реальности. Сплошной неуправляемый поток из мозаики событий – аресты, информационные провалы, имущественные скандалы и бесконечные приватизации. На фоне бравурных агитпроповских маршей. И кто сказал, что этот "коктейль" можно успешно продать в 2012 году?

Потому что второй тренд, который уже обозначен - явная (а главное, действенная) радикализация общественных настроений. Конечно, это происходит, по всему миру. Мы, пусть и с большим опозданием, но все-таки сели в соответствующий поезд. Причины массовой социальной агрессии, правда, в разных странах разные. Как правило, это следствие крайнего неудовольствия формой и способом перераспределения доходов, высказанного публично. Несправедливость же, напрямую связанная с тем, что кто-то забирает львиную долю доходов и хорошо при этом кушает, всегда требует радикальных действий на финишной прямой. Классический революционный передел, в результате которого на передел садятся "новые бедные" и… все начинается сначала. Но основная масса, выпустив пар, несколько успокаивается.

Раньше эти процессы проходили несколько медленнее. Сейчас все ускорилось невероятно. Имеет место резкое сокращение времени между осознанием факта того, что тебя "жестко имеют". Плюс – в какой-нибудь социальной сети тут же появляется улыбающееся и лоснящееся от излишков жиров личико, что также способствует максимально быстрой радикализации настроений. Живем ведь в великолепном медийном мире – все уже известно еще до того, как это случится. Фальсификации, в нашем случае, случились еще до того, как первый бюллетень коснулся дна урны. Почти аллегория. Кое-кто, однако, этого феномена еще не понимает. А потому старается идти старыми проверенными дорогами, где стоят киоски, продающие устаревшую "правду" или "известия". Партия регионов, а если говорить шире – партия власти – стремительно движется именно по этому пути к выдающейся катастрофе. Сколько аэропортов построили? Сколько детских садиков открыли? Сколько законов, регулирующих сферу языкознания, приняли? Впрочем, ключевой вопрос звучит иначе. А все ли активисты знают график вылета рейсов "Аеросвіта" в азиатском направлении? Почему в азиатском? А потому, что в Сингапуре лучше прятать "инвестиционные деньги".

В любом случае, у нас тоже налицо резкий рост экстремистских (именно экстремистских) настроений. Причина очевидна и она несколько отличается от причин, взорвавших ситуацию в иных странах: тотальная неадекватность провластных спикеров. Ребята остались во вчерашнем дне, полагая, что примитивная пропаганда все равно отлично работает. О том, что в медийное время нельзя тупо и примитивно врать, предупреждали давно. Ничтожный жест или полуслово сразу же становится объектом для жесточайшего препарирования злобных (по-хорошему) пользователей мировой паутины. И куда от нее теперь скрыться? Однако если энная "группа влиятельных людей" обожает нежиться в теплой информационной ванной и совершенно не замечает общественных тенденций, тогда нужен палач. Т.е. тот, кто быстро отсекает розовую реальность и прочие мифы.

Парламентские выборы, как это ни странно звучит, и выступили таким палачом. О двух феноменах этих выборов сказано уже достаточно. Тем не менее, повторюсь. Первый феномен – социологический – в ключевой день обнаружилось невероятное количество протестных избирателей. Случился, если так можно выразиться, майдан на участках. Люди вышли и консолидировано проголосовали "против". Не сговариваясь. Не зная имен своих будущих героев. Не понимая, кто есть кто в списках. Главное – против. Это нужно будет как-то оценить? Нужно. Обязательно. Только – некому. И это второй феномен выборов. В партии власти просто некому адекватно оценивать случившееся и некому делать правильные выводы.

Скорее уже можно говорить о начале большой кулуарной войны нескольких групп влияния. Киевская выборная тема (13-ть мажоритарных округов) – судя по всему, ключевой полигон для выяснения, кто и в чем виноват. В Киеве, как известно, тотально и ярко (в пропагандистском смысле) выиграла оппозиция. Не благодаря, разумеется, своим талантам, но только вопреки. Оппозиция – классическая – провела крайне невнятную кампанию. И уж точно сама она никак не ожидала подобных феерических результатов. "Свобода", пусть это покажется странным, тоже вела невнятную и стандартную для себя кампанию. Однако именно голосование за "Свободу"(голосование вопреки самой идеологии Свободы) и стало ключевой меткой так называемого масштабного социального раздражения. Голосуем "за радикалов", чтобы дать в морду тем, кто "зажрался".

Но вместо анализа, что произошло и выработки нового формата общественного диалога, в тех же кулуарах, как я уже сказал, началось "осмысление" трех разных версий того, что же все-таки произошло в Киеве.

Версия первая – виновата "группа Л.", которая столь замысловатым образом подыграла оппозиции, чтобы максимально ослабить регионалов. Или, по крайней мере, не дать им набрать стойкое большинство в новом составе Рады. Нелепо? Конечно. У данной группы не было ресурсов, чтобы контролировать неконтролируемое.

Вторая версия – набором специальных мероприятий "группа К." выбила в Киеве всех так называемых "согласованных кандидатов", получавших разрешения аккурат в кабинетах "группы Л.". Опять же нелепо. Чтобы выбить, нужно контролировать процесс. А процесс никем, подчеркиваю это еще раз, не контролировался. В Киеве на самом деле не было стандартной избирательной кампании, когда потенциальный избиратель оценивает аргументы или хотя бы эмоции. В Киеве за три дня до голосования началась тихая, молчаливая протестная революция, завершившаяся тотальным разгромом чужих (не/ярко/оппозиционных) кандидатов и провластных партий.

Третья версия – выиграл один из странных технологических проектов. "Свобода". Пока для не совсем понятных целей. Сначала ставка делалась на технологический проект УДАР. А после – когда УДАР стал быстро сыпаться – сыграл второй техно/проект. Вопрос? А чей это технологический проект? И кто сможет контролировать этот проект в парламенте, если сам лидер Олег Тягнибок в приватных разговорах признается, что всю вертикаль, особенно низовые боевые структуры, даже он не контролирует? И правильно. Как можно управлять стихией?

Тут вопрос в ином: неужели "региональнымк реаторам" до сих пор не понятно, что их лозунги, их стиль – очень сильно раздражают? И если они не предложат иную модель общения, не предложат иные диалоговые формы, не уберут с первых страниц персонажей типа Колесниченко, то все это рухнет очень быстро. И очень больно. Уже в следующем году. Тихая революция, тихий протест таковым кажется только поначалу…