УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Падение экономики преподносит уроки

Падение экономики преподносит уроки

На этой неделе мировые цены на нефть превысили отметку в $50. Впервые с начала двухлетнего спада можно говорить о том, что самые низкие показатели текущего ценового цикла, судя по всему, миновали. Поведение нефтяных цен в течение последних двух лет должно стать уроком, позволяющим в будущем предотвратить или суметь справиться с перебоями в энергетике.

Главный урок состоит в том, что основным фактором, влияющим на стоимость черного золота, является конкретный физический спрос. Последние два года заявления ОПЭК и других производителей поднимали цены не более чем на пару дней. Основой для долгосрочного изменения цен были события, отражавшие изменения в фактическом соотношении спроса и предложения, пишет Бренда Шаффер для Нового Времени.

Рост цен на этой неделе подтверждает сказанное: он стал следствием обнародования данных, согласно которым количество нефти, хранящейся в Соединенных Штатах, снизилось. Соответственно, спрос на данный момент превышает предложение. Причиной этому послужили перебои с поставками из Канады, Ливии, Нигерии и Венесуэлы, а также прогнозируемое снижение производства в Ираке. Сокращение предложения связано с увеличением спроса в Китае и Индии, а также ожидаемым повышением спроса в Соединенных Штатах летом.

Сколько бы раз нам не говорили, что цены на нефть цикличны, мы всегда склонны верить, что текущая тенденция сохранится надолго. Это второй урок, который следует усвоить. Предполагая, что цены на "черное золото" сохранятся на низком уровне, политики в целом воздержались от больших дискуссий по поводу энергетической безопасности, а американцы покупали все более и более крупные транспортные средства. В течение последних двух лет наблюдается наибольшее падение инвестиций в производство нефти, что также стало основанием для очередного скачка цен.

Читайте: Почему для Путина Афон важнее газа

Более того, нижняя точка этого цикла, по сути, не была низкой. В течение последних полутора лет цена в среднем держалась на уровне $30 за баррель – в сегодняшних долларах это очень близко к средней мировой цене на нефть в течение большей части последних сорока лет.

Третий урок заключается в том, что прогнозы финансовых институтов относительно цен на нефть, как правило, неточны и склонны пролонгировать существующие тенденции. Даже хорошо осведомленные аналитики зачастую игнорируют циклическую природу цен на нефть. В течение последних двух лет долгосрочные прогнозы пересматривались почти каждые два месяца, а в преддверии финансового кризиса 2008 года аналитики банка Goldman Sachs прогнозировали, что нефть дойдет до $200 за баррель. Через несколько недель цены на нефть упали вместе с американской экономикой. В прошлом году, когда цены летели вниз, Goldman Sachs неудачно спрогнозировали, что те могут дойти до $20 за баррель. Исключением стал лишь специалист по нефти корпорации Citigroup Эд Морс, прогнозы которого на протяжении большей части ценового цикла сбывались.

Учитывая эти уроки, очень важно определить факторы, которые повлияют на курс нефтяных цен в будущем.

Что касается предложения, то здесь один из главных факторов – устойчивость производства сланцевой нефти в Соединенных Штатах. Повысившиеся цены должны стать сигналом для увеличения производства. На техническом уровне американские сланцевые производители способны быстро нарастить скорость производства. Помехой может оказаться нестабильное финансирование новых разработок и добычи нефти. Неизвестно, насколько оперативно компании и банки смогут вернуться к финансированию новых разработок. Многие нефтяные компании США в прошлом году обанкротились. Банки и другие инвесторы, возможно, сомневаются, стоит ли возвращаться к финансированию наращивания производства после тех прошлых значительных потерь.

Читайте: "Правосудие" оккупированных территорий и заложники в Крыму

Поставки могут сократиться и по геополитическим причинам: расширение конфликта в Ираке, гражданская война в Йемене или затянувшийся конфликт между Саудовской Аравией и Ираном. С другой стороны, сегодня, кажется, есть больше ясности относительно постсанкционного производства нефти в Иране. Цены росли даже после возвращения иранской нефти на рынок. Производство нефти в Иране приближается к досанкционному уровню, а скорость этого возвращения может свидетельствовать о том, что во время санкций на рынке оставалось намного больше иранской нефти, нежели предполагалось ранее.

Ряд стран воспользовались низкими ценами на нефть, чтобы избавиться или снизить внутренние субсидии на топливо. Это еще один важный фактор, влияющий на спрос. По мере роста цен потребители нефти в этих странах столкнутся с неприятным ударом, что должно сократить потребление. Вместе с тем, сокращение субсидий может спровоцировать протесты, и в ответ некоторые государства могут восстановить прежние субсидии, по крайней мере, частично. Другие страны-производители нефти могут сократить внутренние топливные субсидии, чтобы провести реформы по адаптации к условиям все еще достаточно невысоких цен на нефть.

Поскольку спрос на нефть обычно связывают с экономическим ростом, самый большой вопрос заключается в том, какими будут тенденции экономического роста среди основных потребителей нефти. Особенно озадачивают тенденции в Соединенных Штатах. С одной стороны, создаются новые рабочие места, а доход домохозяйств стабилен. С другой – уровень задолженности домашних хозяйств близок к показателям, предшествующим кризису 2008 года. На этот раз долги накапливаются не в ипотеке, а по кредитным картам, автомобильным и прочим кредитам. В конце концов, спрос на нефть, прежде всего, находится под влиянием общих тенденций в экономике, а тут прогнозировать пока очень сложно.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...