УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Андреас Умланд
Андреас Умланд
Старший научный сотрудник Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве

Блог | Как изменится Германия в 2017 году?

германия

Немецкие парламентские выборы, возможные новые расклады политических сил в Берлине и будущая восточная политика ФРГ

24-го сентября 2017 года в Германии будет переизбран федеральный парламент. После этого в новом составе Бундестага будет образована правящая коалиция, как минимум, двух партий, которые будут совместно иметь большинство голосов в парламенте. Эти фракции проголосуют за нового канцлера, который в свою очередь сформирует новое правительство – скорее всего до конца 2017 года. Кто именно будет новым канцлером, пока на сто процентов ещё нельзя предсказать. Например, новый кандидат в канцлеры от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Мартин Шульц, бывший спикер Европарламента, более популярен, чем его предшественник в этой роли и новый министр иностранных дел Сигмар Габриель.

Но на данный момент выглядит так, что Ангела Меркель скорее всего останется на своем посту канцлера – главной исполнительной должности ФРГ, наделённой обширными прерогативами. Это особенно касается т.н. директивной компетенции (Richtlinienkompetenz), которой канцлер направляет деятельность всего правительства, т.е. и тех министров, которые не представляют партию канцлера. Даже в случае, если по какой-либо причине Меркель перестанет быть главой правительства, скорее всего Христианско-демократический и Христианско-социальный союзы (ХДС и ХСС - формально две организации, но де-факто единая сила) останутся относительно самой сильной фракцией в Бундестаге. Таким образом, ХДС/ХСС с высокой долей вероятности будут номинировать нового канцлера после выборов – скорее всего Меркель.

Читайте: Какие международные вызовы ждут Украину в 2017 году?

Такой прогноз пока наиболее вероятный потому, что единственно гипотетически возможной альтернативной коалицией, не включающей ХДС/ХСС, может быть объединение Социал-демократической, Левой и Зеленой партий. Такое совершенно новое правительство в настоящее время, однако, не (или, по крайней мере, ещё не) представляется возможным – ни с арифметической, ни с политической точек зрения. Несмотря на то, что новый кандидат в канцлеры от СДПГ Шульц за последние дни заметно повысил популярность социал-демократов, т.н. красно-красно-зелёная коалиция, по сегодняшним опросам, ещё не имела бы большинство в парламенте. К тому же, такой союз кажется трудным по причине ряда несопоставимых политических позиций потенциальных коалиционеров. В частности, партии Левых и Зеленых имеют разнящиеся взгляды в сфере внешней политики – не в последнюю очередь касательно подходов к России и Украине.

Единственно пока возможным фундаментальным изменением в Берлине может стать замещение настоящего коалиционного партнера ХДС/ХСС – Социал-демократической партии, партиями Либеральных демократов (СвДП) и Зеленых как новых правительственных партий. По сегодняшним опросам, такая новая комбинация – помимо повторения настоящей "большой коалиции" христианских и социал-демократов – имела бы тоже большинство в Бундестаге. Это означало бы, что в Германии появится первая т.н. Ямайка-коалиция, названная так, поскольку флаг Ямайки содержит черный, зеленый и желтый – т.е. цвета ХДС/ХСС, Зеленых и СвДП соответственно. Такой преобразившийся кабинет министров, кроме всего прочего, подразумевал бы не только нового министра иностранных дел, но и переход контроля немецкого МИДа от СДПГ или к Зеленым, или к Либерал-демократам, которые обе – относительно проукраинские партии.

Читайте: Ставки и риски умиротворения российского империализма

В любом случае, даже такие большие изменения в правительстве не приведут к снижению значимости и влияния Берлина в процессе формирования внешней политики ЕС. Не изменится, скорее всего, и подход Берлина к российско-украинскому конфликту. Например, т.н. формула Штайнмайера, названная в честь бывшего министра иностранных дел и нового Федерального президента ФРГ Франк-Вальтера Штайнмайера, в любом исходе выборов, дальше будет определять немецкое видение Минских соглашений и вопроса, как решить донбасский конфликт. Главная идея "формулы Штайнмайера" то, что Киев должен только предоставить, как это предусмотрено Минскими договоренностям, постоянный особый статус сегодня временно оккупированным территориям Донбасса после успешных местных выборов, которые будут признаны демократическими в соответствующем докладе БДИПЧ ОБСЕ. Эти выборы должны произойти по украинскому законодательству, при участии временно перемещенных лиц и при полной свободе действий украинских партий, СМИ и гражданских активистов, а также международных наблюдателей на территории ОРДЛО. Имплицитно "формула Штайнмайера" таким образом предусматривает фактический конец т.н. "ДНР" и "ЛНР" ещё до выборов.

Этот подход к минскому процессу касательно Донбасса останется у немецкого правительства и после выборов в Бундестаг в этом году. Гипотетически возможная замена представителя СДПГ во главе министерства иностранных дел Германии с новым министром из СвДП или Зеленых после сентября 2017 не повлияет значимо на позиции Берлина в отношении Москвы или Киева. Даже пока мало вероятная замена канцлера после выборов вряд ли что-то в принципе изменит. И даже пока ещё менее вероятный восход Шульца на должность главы правительства не отменит "формулу Штайнмайера" – так как Шульц и Штайнмайер оба принадлежат к СДПГ. Германия будет продолжать свое активное участие в западных попытках урегулирования российско-украинского конфликта и будет и дальше работать на сплочение позиции всего Евросоюза касательно этого вопроса. Таким образом, отношение Берлина к Киеву более или менее останется таким же, как сегодня – независимо от того, кто именно станет новым канцлером и министром иностранных дел ФРГ к концу 2017 года.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...