УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Анна Молчанова
Анна Молчанова
Заместитель шеф-редактора "Обозревателя"

Блог | Донецк. Две оккупации, два подполья

Донецк. Две оккупации, два подполья

История повторяется.

Немцы вошли в Сталино (такое имя тогда носил Донецк) в октябре 1941 года.

В Будённовском районе сформировалась подпольная группа, которая со временем стала крупнейшим партизанским отрядом области – отрядом Авдеева. Всего в Сталино их было, по данным архивов, более 20-ти. Подпольщики и партизаны передавали информацию о передвижении частей противника, уничтожали боевую технику и склады с боеприпасами, вели диверсионную деятельность на железной дороге – подрывали пути и мосты.

В отряде Авдеева была и моя бабушка. Удивительная, красивая и мужественная женщина, мать троих детей. Младшему на тот момент исполнился год - это был мой отец (малыша успели вывезти за сотни километров – к родне, свою маму он не видел 12 лет).

Сила духа людей, не сдавшихся в оккупации, поражала. Они делали невозможное. Не ноя. Ежедневно рискуя. А оккупанты лютовали: за каждого убитого немецкого военнослужащего казни подлежали 100 первых попавшихся местных жителей.

"На территории города усилиями оккупантов было создано три концентрационных лагеря, где впоследствии погибли 92 тысячи человек. В место казни и братскую могилу был превращен шурф шахты 4-4 бис "Калиновка" – здесь в ночь на 1 мая 1942 года гитлеровцы жестоко расправились с пятью тысячами обитателей еврейского гетто в Белом карьере. Сбрасывали в ствол шахты жителей и других городов области, а всего в шурфе было похоронено не менее 75 тысяч человек", - говорится в летописи Донецка.

Из 507 тысяч человек, проживавших в Сталино на момент начала войны, дня освобождения дождались (выжили) только 175 тысяч.

После почти двух лет оккупации, в сентябре 1943 года, Сталино был освобожден. Но победа далась высокой ценой: в боях погибли тысячи человек, город был практически разрушен.

Сталино (Донецк) в годы немецкой оккупации

2014-15 гг. Донецк. И снова оккупация. И снова жертвы. Вот только враг другой: "братский" народ (плюс коллаборанты). Да и война иная – не в открытую, а подлая, гибридная. Российская техника, российские военные есть, но Путин с параноидальным упорством утверждает, что нет.

И в городе СНОВА действует подполье, рискуют жизнью партизаны. Но о многом расскажут позднее - когда закончится ЭТА война.

С начала российской оккупации прошел уже год. Сколько осталось?

8 мая. День памяти и примирения.

Я скорблю вдвойне.

Донецк. Наши дни.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...