УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Станет ли евро последним валютным союзом Европы

Станет ли евро последним валютным союзом Европы

Оригинал текста опубликован на cnbc.com. Перевод сделан специально для сайта "Обозреватель"

Не хочу утомлять вас историей, но Европе уже доводилось иметь дело с провальными валютными союзами. С 14-го века Европа видела восход и закат более 10 валютных союзов. Наверно, их было даже больше, если учесть то, что такие союзы заключались, по крайней мере, со 2-го века до н.э., когда греческие города-государства имели общую валюту. Тем не менее, есть один неудачный союз, который экономические историки называют прецедентом потенциального провала евро.

В отличие от Германии и Великобритании, в 19 веке Франция имела биметаллическую денежную систему, при которой как серебряные, так и золотые монеты были приняты в качестве законного платежного средства. Поскольку Франция имела большую экономику, ее золотые и серебряные монеты были распространены в пограничных странах, таких как Бельгия, Италия и Швейцария.

В конечном счете, в 1865 году Франция с этими тремя странами сформировала Латинский монетный союз (ЛМС). Франция считала союз инструментом для повышения своего влияния в Европе. Другие страны присоединились, потому что более близкие отношения с Францией приводили к расширению торговли и доступа к капиталу. ЛМС не ограничивал своих членов в выпуске собственных валют, но устанавливал единый стандарт чеканки на основе французского франка.

А потом... Греция присоединилась к ЛМС в 1867 году. Экономист Банка Греции утверждал, что греческие чиновники знали: объединение с богатыми странами ЛМС будет выгодно для бедной страны. Но из-за экономической нестабильности Греции страны ЛМС поначалу не торопились утверждать ее членство. "Греция была бесполезным придатком монетного союза", пишет экономический историк. В конце концов, Франция посчитала присоединение Греции возможностью расширения для своей монетарной системы.

В 1923 году ЛМС распался по двум причинам. Во-первых, вследствие экономического закона Грешема. В конце 19-го века, цена серебра обвалилась, поэтому иностранцы везли свои серебряные монеты в страны ЛМС, где цена была фиксированной, и продали их, получая прибыль. Люди копили золотые монеты, которые стали дефицитным. Страны ЛМС соревновались друг с другом за золотые монеты, чеканя избыточное количество серебряных монет, и не признавая монеты других государств союза. Распад был неизбежен.

Второй роковой ошибкой стала децентрализация. Например, в конце 1860-х годов Италия печатала бумажные деньги для покрытия своих расходов, что привело к росту затрат и инфляции. Валюта Италии должна была иметь фиксированную ценность и приниматься другими членами ЛМС. Тем не менее, Италия погасила свои долги при помощи этой обесцененной валюты, создав проблему "безбилетника" для стран ЛМС. Не было центральной власти, даже Франция не могла обеспечить соблюдение соглашений ЛМС другими странами. Хотя он просуществовал пятьдесят восемь лет, ЛМС был слабым союзом, так как в конечном итоге его члены стали придерживаться стратегий, которые обслуживали лишь их собственные национальные интересы.

В отличие от Европейского экономического и валютного союза (ЭВС), ЛМС не имел общего парламента, центрального банка, стабилизационного фонда или хотя бы валюты. Так что выход из ЛМС не был так экономически опасен, как перспектива ухода в ЭВС.

Но распад ЛМС хорошо иллюстрирует, как потрясение может уничтожить валютный союз. Когда цены на серебро упали, союз раскололся. Что касается ЭВС, государственный долговой кризис потряс Грецию и заставил рассматривать возможность выхода, создав опасный прецедент. Когда случится следующее потрясение, другая "безбилетная" страна может также уйти, особенно если экономика Греции восстановится после выхода. Чтобы ограничить последствия этого потрясения, ЭВС должна осторожней применять положения Пакта стабильности и роста в течение всего экономического цикла.

Крепкий валютный союз должен быть сильным политическим союзом. Конечно, в хорошие времена валютные союзы имеют политическую волю. Однако, как и в ЛМС, политическая слабость ЭВС обнажилась во время греческого кризиса. Политики в Брюсселе и Франкфурте не подотчетны греческим избирателям - и греческие чиновники просто представляют свой народ. Чтобы ЭВС выжил, европейские страны должны выработать общую идентичность, создать фискальный и, в конечном итоге, политический союз.

Если не будет сильного политического союза, ЭВС станет ПВС – Последним валютным союзом. По крайней мере, в обозримом будущем.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...