УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

О перспективах отношений Украины с Таможенным союзом

О перспективах отношений Украины с Таможенным союзом

Заявление российского премьера Д.Медведева о невозможности сотрудничества Украины с Таможенным союзом - в случае подписания Киевом Соглашения об ассоциации с Европейским союзом (и, следовательно, создания ЗСТ с ЕС) – следует рассматривать не как попытку шантажировать украинскую сторону, а как отражение политических реалий, в которых сейчас вынуждены действовать российские власти. Сформулированная позиция России определяется нынешним положением дел внутри самого Таможенного союза.

В последнее время российская сторона сталкивается уже не только с проблемами в отношениях с Беларусью, которые сами по себе осложняют диалог по вопросам развития ТС; к ним добавились и сложности в диалоге с Казахстаном. Последний отчасти недоволен медленным притоком российских инвестиций, которые рассматривались Астаной, как один из важнейших результатов создания ТС, а, кроме того, опасается ослабления влияния на Киргизстан в случае присоединения последнего к союзу.

Москва рассматривает Казахстан как важнейший элемент ТС, поэтому угроза замедления интеграции Казахстана рассматривается Россией как прямая угроза существованию Таможенного союза.

В этой ситуации, используя заинтересованность руководства России в запуске ТС, оба партнера пытаются "выбить" дополнительные уступки со стороны Москвы. Российская сторона отказывается от "индивидуального подхода", о котором Лукашенко говорит с момента запуска ТС, и про который теперь стал говорить и Казахстан. Обосновывая свою позицию необходимостью строго следовать положениям подписанных соглашений, в которых прямо указывается, что ко всем членам ТС будет применяться одинаковый подход по всем вопросам.

Если в этой сложной ситуации Украина получит какие-то специальные условия участия (которые на сегодня не прописаны ни в одном документе ТС), это будет означать поражение России и в переговорах с Беларусью и Казахстаном, и, в конечном итоге, фиаско всего проекта создания полноценной экономической интеграционной организации на постсоветском пространстве.

Провал ТС недопустим для нынешнего российского руководства, поскольку создание такой организации является важным элементом всей евразийской стратегии России. Кроме того, ТС важен для сдерживания экономической экспансии ЕС и Китая на постсоветском пространстве, что также принципиально важно для российской внешней политики. Поэтому, хотя участие Украины в Таможенном союзе очень важно для Москвы, предоставление Киеву особых условий партнерства недопустимо, поскольку ставит под угрозу само существование ТС, что еще важнее для России.

В такой ситуации не приходится ожидать оформления Таможенным союзом с Украиной каких-либо отношений, кроме как полного членства. Фактически, единственным способом получения преференций в ТС будет оставаться достижение соответствующих соглашений на двусторонней основе, с отдельными членами союза (и в тех сферах, которые прямо не регулируются соглашениями в рамках Таможенного союза).

Изменение ситуации для Украины будет возможно лишь после успешного завершения имплементации соглашений тремя участниками ТС, когда Росси сможет без опасений по поводу единства союза перейти к обсуждению вопроса об ассоциированном членстве третьих государств. Однако с учетом глубины противоречий трех участников ТС, а также перспектив ускоренного присоединения Киргизстана и Армении, ожидать этого поворота в политике союза в ближайшие два-три года не приходится.