УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Новый кодекс для старых судей

Новый кодекс для старых судей

Общество желает видеть в судье образец честности и справедливости. Но эти ожидания оправдываются далеко не всегда. Причем профессиональный уровень служителей Фемиды порой не идет в сравнение с их амбициозностью и невоспитанностью, отношением к людям.

Урегулировать этические моменты в работе судьи призван специальный акт – Кодекс судейской этики, разработкой которого сейчас активно занялся Совет судей Украины. После поступления всех замечаний и предложений будет проведен круглый стол, и ближе к осени планируется представить окончательный вариант Кодекса. Кстати, в Канаде аналогичный документ обсуждали в течение 20 лет, однако украинская Фемида откладывать его принятие не может.

Кодекс судейской этики должен стать не просто общей декларацией принципов поведения служителей Фемиды. Его нормы должны иметь практическое применение. С таким утверждением выразили солидарность в комментариях «Судебно-юридической газете» (см. материал «Облико морале» судебной системы») представители как Высшего совета юстиции, так и Высшей квалифкомиссии судей. А именно эти два органа, напомним, сегодня отвечают за вопросы привлечения судей к ответственности. Нормы Кодекса могут послужить своеобразным «зеркалом», базисным документом для оценки, имело ли место нарушение и какова степень его тяжести. Ведь в деятельности ВСЮ и ВККС не всегда ответ на данный вопрос можно назвать однозначным.

Напомним, что переломным моментом в практике привлечения судей к ответственности стало принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование» от 13 мая 2010 г., а затем – Закона «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля того же года. И 2010 г., прямо скажем, стал для ВСЮ непростым – его члены успели услышать о себе немало нелицеприятных обвинений от уволенных за нарушение присяги судей. Стоит лишь вспомнить скандальное увольнение Александра Волкова – члена ВСЮ, судьи ВСУ, председателя Военной судебной коллегии, за то, что он принимал «нужные» решения в компании со своим родственником – братом жены, который являлся судьей Киевского апелляционного админсуда. Выстроив такую удобную семейную вертикаль, они и не думали прятаться. Во всяком случае, сам А. Волков на судебном разбирательстве в Пятой палате ВАСУ (которая, к слову, была создана специально для таких дел) заявил, что о том, что судья И. Бараненко – его шурин, знали многие, в т. ч. и судьи ВСУ, где тот некоторое время стажировался. Не менее резонансным стало и увольнение председателя Окружного админсуда Киева Олега Бачуна, который питал любовь к дорогостоящим международным перелетам.

Рассмотрение дел по жалобам вышеуказанных судей и других личностей стало настоящей «головной болью» для судей Пятой палаты ВАСУ. Ведь, по сути, перед ними была поставлена задача толкования не установленного четко в законе предмета нарушения присяги судьи. И этот предмет до сих пор четко не урегулирован.

Если с умышленным нарушением сроков как «составом» для констатации факта нарушения присяги все более-менее ясно, то в отношении морально-этических принципов поведения судей так говорить не приходится. Например, за их нарушение был уволен О. Бачун. Означает ли это, что любой судья может быть уволен за нарушение присяги, если он живет «не по средствам»? В законе вы ответ на данный вопрос не отыщете, как и в существующем Кодексе профессиональной этики судьи. Но очевидно, что поскольку Закон «О судоустройстве и статусе судей» прямо устанавливает обязанность судьи соблюдать правила судейской этики (п. 2 ч. 4 ст. 54), что именно подразумевается под этими правилами, должен дать ответ новый Кодекс судейской этики.

Наталья Мамченко, журналист «Судебно-юридической газеты»