В Украине процветает нелегальная торговля органами

Вернуть в операционную с подпиской о невыезде. За коллег президента попросили ведущие хирурги-трансплантологи и общественные организации по защите прав пациентов. В прошлую пятницу правоохранители задержали двух ведущих работников столичного института Шалимова. Их обвинили в незаконных операциях по пересадке органов. Эта история может отбросить отечественную трансплантологию на нулевой уровень, предостерегают ведущие врачи.
Ведущие хирурги-трансплантологи вместе с пациентами сегодня собрались не в клинике, а в информационном агентстве. Их цель - обратиться к руководству государства и Министерства внутренних дел. На своих жизненных примерах больные и врачи доказывают, к чему может привести арест двух ведущих хирургов. Вячеслав Гузовик год без обеих почек. Трижды в неделю он проходит курс диализа - очищения крови искусственной почкой. Говорит, сын может стать его донором. Но кто теперь будет оперировать?
Вячеслав Гузовик, пациент отделения диализа института им. Шалимова:
- Я же знаю это отделение и вижу, что там творится! И эти ребята - и тот же Рубен, и Владислав - это же золотые руки. Ну, действительно, 5 человек, можно посчитать - Николай Николаевич в Запорожье, кто-то в Днепропетровске. Вот и все!
Правоохранители обвиняют трех врачей столичного института Шалимова в торговле почками. В милиции говорят, установили: они делали подпольные операции в Азербайджане, доноров искали с помощью сети Интернет в Украине и странах СНГ. Более полусотни человек после таких операций стали инвалидами.
О разоблачении "черных трансплантологов" в МВД заявили еще в августе. Врачи якобы вербовали доноров, которые за 10 тысяч долларов отдавали свою почку для пересадки. Было сделано более 400 операций. Медики работали группой - хирург и 2 анестезиолога. Эта история остановила работу отделения трансплантологии, говорят защитники прав пациентов.
Татьяна Вильчинская, директор медицинского направления МБФ "Ликаринфонд":
- В настоящее время отделение трансплантации почки, с которыми мы работаем, находится в кризисном состоянии. Отделение пустое. С пациентами работать некому. На эту неделю было назначено три серьезные операции, две из них по трансплантации почки: один ребенок 13 лет и мужчина. И они понимают, в связи с арестом врачей их оперировать некому и смотреть на это страшно.
В Институте Шалимова в ход предварительного следствия не вмешиваются. Всю необходимую информацию предоставили следователям. В отделении остался единственный трансплантолог, который проходит по делу как свидетель. Другие врачи тоже свидетели. На прошлой неделе отложили два операции, а на ближайший месяц отменили уже пять.
Оксана Гузь, юрист Института им. Шалимова:
- С учетом того, что с августа месяца они ходили на все следственные действия, находясь в статусе свидетеля, то я не думаю, что они и сейчас бы исчезли, если бы их вызвали на допрос в статусе подозреваемых. Адвокаты врачей подают сейчас апелляционную жалобу: если апелляционный суд установит подписку о невыезде, - это будет оптимальный выход из ситуации.
Коллеги арестованных хирургов не берут на себя функции суда. Они указывают на медико-социальный аспект.
Борис Тодуров, кардиохирург-трансплантолог, директор "Центра сердца":
- Людей, которые ожидают трансплантации почки или печени, в стране десятки тысяч. Они обречены на верную смерть. Никакие другие методы их не спасают. Это, как правило, молодые люди до 40-ка и очень много детей. А специалистов, которые могут им помочь, можно посчитать по пальцам одной руки.
Министр внутренних дел говорит, что изменить меру пресечения на подписку о невыезде можно.
Анатолий Могилев, министр внутренних дел Украины:
- Если от его нахождения у нас зависит жизнь людей, то, разумеется, будет приниматься наиболее оптимальное решение.
Врачи и пациенты раз просят безотлагательно рассмотреть изменения в законодательство о трансплантации. Сейчас по отечественным законам донором может быть либо ближайший родственник больного, или же человек, у которого уже не работает мозг и есть согласие его родственников. Таких случаев совсем немного. Зато в соседней Польше операций по трансплантации проводятся в 15 раз больше.










