УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Баскетбольное Политбюро Мира

285
Баскетбольное Политбюро Мира

...И в вашей чековой книжке содержится больше пафоса, чем во всех коротких жизнях ваших бывших конкурентов. На одной из самых дорогих улиц мира, где расположен Рокфеллер-центр, а домом номер 350 является "Эмпайр-Стэйт-Билдинг", шушера не водится. Даже латиноамериканец, торговавший жареным мясом на перекрестке с 53-й улицей, по-моему, тоже когда-то был магнатом. НХЛ, которая никак не может оторваться от своих крестьянско-канадских корней, довольствуется главным офисом здесь же, но в "захудалой провинции" - на Шестой авеню. Баскетболу, любящему показывать товар лицом, мелочиться не пристало.

Дела Национальной баскетбольной ассоциации ведутся отсюда, из 51-этажной "Олимпийской башни", построенной греческим магнатом Аристотелем Онассисом, женившимся на вдове президента Кеннеди. Отсюда греческий флаг у входа и лепнина на стенах, изображающая какие-то типичные лошадино-копейные сцены времен Александра Македонского. По соседству - кафедральный собор Святого Патрика, крупнейший неоготический храм Америки, в своем роде "штаб-квартира" католической церкви в Штатах. Обитающий там архиепископ Нью-Йорка наверняка болеет за "Бостон Селтикс"...

Мы с вами - в сердце империи баскетбола, организации уникальной и уникально могущественной. Всего за пару десятков лет превратившей второразрядный даже в собственной стране вид спорта в грандиозную отрасль промышленности. Не американской - мировой.

Что мы знаем об НБА? Майкл Джордан, "Лос-Анджелес Лейкерс" 80-х и видеоклипы с подборкой воздухолетательных и кольцесрывательных подвигов темнокожих гигантов. А о тех винтиках-шпунтиках, которые приводят всю эту махину в движение, знаете? Если нет - айда на экскурсию.

МАТРЕШКА ШАКИЛОВНА

Встреча с вице-президентом НБА у меня была назначена на вторую половину дня, поэтому для "затравки" девушка из пресс-службы лиги предложила пройтись по еще одному уникальному заведению - магазину НБА, расположенному на другой стороне улицы. Огромному, двухэтажному, даже в рабочее время кишащему народом. Идея открыть собственный торговый центр возникла у баскетбольных боссов лет десять назад. Примерно в те годы, когда пришедшие в лигу на гребне мэджико-бердо-джордановской волны бешеные деньжищи, позволили ей удариться в небольшой декаданс.

Хорошо, в большой. В декадансище! Магазин НБА - это вам не просто лавка с майками. Там, например, еще и матрешки есть. Честно говоря, когда я увидел на одном из прилавков деревянных клуш, раскрашенных под Шакила О'Нила, Стива Нэша и Тима Данкана - таких аккуратненьких, с фирменными наклеечками, - за власть над эмоциями вашего корреспондента началась жестокая война между умилением и приступами хохота. Заведующий магазином начал объяснять, как разные компании предлагают НБА свои идеи - в плане продажи атрибутики. Видимо, представитель одной из таких компаний не так давно побывал на московском вернисаже, где, отбрыкиваясь от назойливых продавцов ушанок, вдохновился народным промыслом.

НБА - единственная в мире лига, имеющая собственный центр по продаже атрибутики. Естественно, такие же магазинчики, только значительно меньше, есть у каждой из команд. Но и они приносят немалые доходы непосредственно в казну лиги. Более миллиона покупателей в год позволяют с лихвой окупать аренду центральной "торговой точки". Одной из самых дорогих в США вообще.

Впрочем, банальной торговлей дело тут не ограничивается. На нижнем этаже магазина есть бесплатные баскетбольные аттракционы и даже небольшая телестудия с маленьким амфитеатром для зрителей. Лига зачастую проводит тут разного рода презентации, транслируемые на принадлежащем ей спутниковом канале. Сегодня съемок нет, и в креслах для ведущих может посидеть любой посетитель. Если сидеть понравилось - можете кресло купить. Впрочем, нам рассиживаться некогда. Равно как и размышлять, выдержит ли бюджет командировки покупку китайского болванчика, похожего на Кириленко. Нас ждет штаб-квартира НБА!

КАКОЕ ПИВО ПЬЮТ СТУДЕНТЫ?

В "Олимпийской башне" под офисы баскетбольной лиги отведено семь этажей, на которых напряженно трудятся на благо НБА более тысячи человек. Где-то тут офис всесильного комиссара Дэвида Стерна. У него сейчас горячая пора - в субботу стартует плей-офф.

Кстати, работа комиссара НБА уникальна. США давно избавились от свирепствующего в Европе предрассудка о том, что спортивную лигу должен возглавлять выходец из соответствующего вида спорта. Американцы - слишком бизнесмены, чтобы поручать миллиарды долларов какому-нибудь бывшему центровому "Кливленда". Дэвид Стерн - профессиональный адвокат, эксперт в экономической юриспруденции. Его нанимает совет директоров для координации деятельности всех составных частей лиги. Комиссар обязан быть и экономистом, и законником, и пиарщиком, и третейским судьей, и профессиональным менеджером. И Стерну все это удается! Недаром хитрый Гэри Бэттмен, комиссар НХЛ, - ученик баскетбольного маэстро.

Нашим с вами гидом по штаб-квартире главной баскетбольной лиги мира будет все-таки не Стерн, а Терри Лайонс. Вице-президент, глава отдела международных связей, лицо чрезвычайно ответственное. Если вашей жизни каким-либо способом коснулась НБА - это дело рук Терри. Все вопросы - к нему, на 47-й этаж "Олимпийской башни".

Посидев около сорока минут в президентском офисе, я почувствовал себя просветленным не только в вопросах структуры лиги, но и в технике грамотного, профессионального пиара, объектом которого стал. Впрочем, одного взгляда на то, как и в каких условиях работает ставка баскетбольного главнокомандующего Стерна, достаточно, чтобы проникнуться глубочайшим уважением к этой лиге. Путь из практической безвестности ко всемогуществу она проделала буквально за 30 лет. Когда "Даллас" пришел в лигу в 1980 году, его хозяева заплатили членский взнос в размере 12 миллионов долларов. В конце 80-х "Шарлотт", "Майами" и "Орландо" вывалили под 40 миллионов. А сейчас потенциальному новичку надо будет положить на бочку $ 400 000 000!

- В 1981 году финал чемпионата НБА показывали в записи! - восклицает Лайонс. - Вы можете в это поверить? Шел разговор о закрытии нескольких клубов. О том, что наши переговоры с телеканалом CBS, скорее всего, провалятся. Вокруг лиги витали слухи о стероидах, о наркотиках, игроков называли ленивыми, игру - неинтересной. В общем, будущее было очень туманным.

- Крутой взлет произошел благодаря приходу Мэджика Джонсона и Лэрри Берда?

- Это одна из причин. НБА тогда очень повезло. В начале 1980-х в стране произошел баскетбольный бум, связанный со студенческим чемпионатом. У народа появились свои кумиры в NCAA, и, когда они перешли в НБА, за ними продолжали следить. Урожай талантов был совершенно уникальным: Мэджик, Берд, Джордан, Юинг, Маллин, Стоктон, Уилкинс. Молодежь вылезала отовсюду, великий ветеран Доктор Джей (Джулиус Ирвинг. - С.М.) играл в "Филадельфии". Как-то очень много хорошего одновременно. Ну а потом пришел Дэвид Стерн. Он не только отличный координатор, но и прекрасно умеет прогнозировать экономическое будущее. Дэвиду не надо было объяснять значение всевозможных технических новшеств: кабельного и спутникового ТВ, интернета...

Тот факт, что своим взлетом НБА во многом обязана студенческому баскетболу, весьма примечателен. По идее эти две организации должны конкурировать друг с другом. При том что НБА в Соединенных Штатах до сих пор менее популярна, чем студенческий чемпионат. "Финал четырех" NCAA - одно из главных спортивных событий страны, рейтинги которого одной левой "убивают" рейтинги финала НБА. И тем не менее профессиональная лига не смотрит на студенческую как на врага.

- У нас нет и не может быть никакой конкуренции, - говорит Лайонс. - Во-первых, мы служим одному делу - культуре баскетбола в США. А во-вторых, как мы можем конкурировать с нашим собственным поставщиком? Разве что кое-где расходиться в маркетинговых планах. Скажем, НБА заключила контракт с пивоваренной компанией "Буш", а студенческий баскетбол - с "Миллером".

- Но разве, например, в Вашингтоне команды университетов Джорджтауна и Мэриленда не отбирают болельщиков у "Уизардз"? - Ни в коем случае. Ведь болельщики Джорджтауна захотят посмотреть на своих кумиров и после того, как они ушли в НБА. Наша конечная цель - сделать так, чтобы как можно больше людей любили баскетбол. И студенческий, и международный. Человек, любящий баскетбол, будет любить и НБА. Да, смотреть на то, как ребята-студенты сражаются за титул в своей лиге, безумно интересно. Но если вам захочется увидеть лучших игроков на планете - вы пойдете на матч профессионалов.

ПОЛИТБЮРО ИЛИ МАТЬ РОДНАЯ? Со стороны НБА кажется этаким политбюро, выстраивающим своих подопечных в шеренгу. На самом деле все наоборот: жизнью лиги управляют клубы, посылающие своих представителей в совет директоров. Офис НБА со всей его канцелярией о семью этажах и Стерном во главе попросту помогает совету объединить свои усилия. И представляет интересы клубных хозяев в связях с остальным миром.

В отличие от европейских лиг НБА - по существу единая корпорация. Ее 30 команд - отдельные компании, но существующие в рамках одной структуры. И конкуренция между ними допускается только на баскетбольном паркете. С финансовой точки зрения все клубы - партнеры. Доходы НБА от контрактов, скажем, с "Диснеем", спортивным каналом ESPN или "Адидасом" распределяются поровну. Сколько бы маек "Лейкерс" ни продала лига, калифорнийский клуб получит от этого ровно столько же, сколько, скажем, "Нью-Орлеан Хорнетс".

- Лига сильна настолько, насколько силен слабейший из наших клубов, - объясняет Лайонс. - "Лейкерс" не будет вгонять в "гроб" своих соседей из "Клипперс", а финансовое благополучие "Нью-Джерси" ничуть не расстроит руководство "Нью-Йорка". С одной стороны, такая структура препятствует возникновению суперклубов (что-то вроде нашего ЦСКА в сегодняшней НБА практически невозможно), с другой - способствует процветанию лиги в целом...

Клубу НБА нужно думать только о том, чтобы команда играла в красивый баскетбол, билеты на матчи хорошо продавались, существовал хороший контракт с местными ТВ и радио, на арене висели рекламные плакаты, и в раздевалках не пахло позавчерашней тренировкой. Обо всем остальном позаботится "лига-мама". И никого из своих тридцати "детей" она не обидит.

- Наша обязанность - поддерживать "слабые звенья" НБА. Подтягивать их к уровню более благополучных команд. Например, в администрации лиги есть целый отдел, занимающийся исключительно стратегией продажи билетов. Посмотрим, в каком городе какие методы приносят лучшие результаты, подскажем другим командам, чтобы попробовали перенять. Или, например, нашли хорошего спонсора - тут же внедряем его по всей лиге. Подписали, скажем, большой контракт с "Кока-колой" - активизируем повсеместно, но - стоп! "Денвер" играет в арене "Пепси-центр"! Значит, для них сделаем исключение. Телевидение, связи с общественностью, тысяча зарубежных журналистов - все это лига берет на себя. Знаете, как мы, например, проводили Матчи звезд в 1970-е?

- Как? - Никак. Это делала команда, принимавшая матч. Утром открывали стадион, играли - и все. Теперь отдел мероприятий организовывает все хозяйство, отдел "Баскетбол без границ" выискивает партнеров по всему миру и так далее. Организация драфта, показательных тренировок для наших скаутов, связи с международной общественностью - все это делает лига.

КТО ОТПРАВИЛ КИРИЛЕНКО В ХЬЮСТОН?

Однако цветущее благополучие НБА отнюдь не гарантирует прибыльность каждой ее команды. Более того, даже во времена Майкла Джордана значительная часть клубов несла убытки. Да и сейчас многие не знают, завершит команда год с прибылью или нет. Все зависит от итогового результата в чемпионате. Это, кстати, ответ тем, кто считает, что в североамериканских лигах финансовое благополучие стоит выше спортивных достижений. В американских лигах чаще всего одно без другого невозможно. Когда разговор зашел об этом европейском стереотипе, Лайонс вообще едва не вышел из себя.

- Клуб НБА создается и существует в первую очередь для того, чтобы успешно играть на площадке, - сказал как отрезал Терри. - Ставить что-либо выше этой цели - значит полностью противоречить всей нашей структуре, ставящей игру во главу угла. Такие вещи могут предполагать лишь люди, которые не видят НБА вблизи и не имеют понятия о том, какие усилия и средства каждая команда тратит на то, чтобы побеждать.

- Но насколько зависит благополучие НБА от благополучия отдельных клубов? Есть ли у вас, например, ориентир: столько-то команд должны быть прибыльными каждый год, чтобы лига достигла своих целей?

- Нет, потому что клубы вольны распоряжаться своими финансами, как они хотят. Нередко команды даже идут на сознательную потерю денег в одном сезоне, чтобы обеспечить прибыль в следующих. Чаще всего это касается подписания дорогостоящего игрока. Мы не гарантируем прибыль каждому клубу, но мы создаем условия, при которых шанс получить прибыль есть у каждого. Если будут побеждать, если сумеют хорошо продать себя местному ТВ, если будут заполнять арену и если будут иметь хороший имидж в своем регионе посредством благотворительной деятельности или просто популярных и харизматичных игроков.

- Но ведь "Нью-Йорк" или "Лейкерс" вряд ли будут когда-либо терять деньги. Не становятся ли для них во главу угла другие приоритеты?

- Во-первых, "Никс" и "Лейкерс" тоже ни от чего не застрахованы. Да, их прибыль из местных источников может быть повыше, но ведь они и играют в куда более дорогих местах. А вот посмотрите на "Юту". Что ни год - все билеты проданы! И вот результат - команда вновь вышла в плей-офф. "Кливленд", у которого в 90-е годы дела шли не очень здорово, сейчас имеет прекрасную возможность оказаться в очень большом плюсе.

- Что является главным источником дохода для команд НБА - продажа билетов, телевидение или спонсорские контракты? - Продажа билетов - на первом месте, ТВ - на втором. Эти два пункта - больше всех остальных, вместе взятых. Не думайте, что мы очень много выручаем от продажи атрибутики. Большая часть доходов там все равно идет производителю, нам лишь отдают процент за лицензирование.

- Значит, когда команда решает переехать из одного города в другой, главная причина - плохая продаваемость билетов?

- Без разрешения совета директоров ни один клуб никуда не уедет. Переезды для нас очень нежелательны. Взять, например, "Мемфис". Для того чтобы перевезти клуб из Ванкувера, владелец был вынужден доказать, что на нынешнем месте он не может зарабатывать. У нас есть целая команда юристов, в задачи которых входит рассматривать подобные вопросы: оценивать сравнительный потенциал обоих рынков и представлять отчет совету директоров...

Баскетбол в Северной Америке не статичен - в правилах и регламенте постоянно происходят те или иные изменения. Так, например, в этом сезоне НБА перекроила формулу проведения плей-офф, в результате чего чемпион Северо-западного дивизиона "Юта" теперь не только "посеяна" под четвертым номером вместо третьего, но и будет лишена в первом раунде преимущества своей площадки, уступив его пятому номеру - "Хьюстону". Как принимаются подобные решения? А очень просто.

В НБА существует так называемый соревновательный комитет, который ведает всеми вопросами правил и регламента. У каждой команды есть в комитете свой представитель. Если комитет порекомендует какое-либо изменение в правилах, оно должно уйти на утверждение в совет директоров. Есть в лиге и "оперативный отдел", занимающийся техническими деталями. Например, судейством, в том числе использованием замедленного повтора для разрешения спорных моментов. Совет директоров в итоге голосует и по таким вопросам, как, например, где судьи должны носить часы. Любое изменение становится результатом длительных дискуссий. Но работает эта бюрократия на удивление споро.

Большинство решений комитета, по утверждению Лайонса, мотивированы исключительно спортивными интересами. Перекройка формата плей-офф, например, вызвана тем, что благодаря старой системе две лучшие команды "Запада" ("Финикс" и "Сан-Антонио") были вынуждены в прошлом году сыграть друг с другом в четвертьфинале. Однако у некоторых новшеств есть и финансовая сторона. Скажем, расширение первого раунда плей-офф с пяти матчей до семи - исключительно экономического толка.

ДЕЖУРНАЯ ПО РОТЕ

Отношения НБА с Европой - отдельная тема. От идеализации американской лиги ваш корреспондент далек, но, во всяком случае, местный баскетбол в отличие от хоккея может себе позволить не только использовать весь остальной мир в качестве сырьевого "придатка", но и вкладывать деньги в его развитие. С персоной, ответственной за этот участок фронта, мне тоже довелось встретиться...

В кабинете Ким Бохуни на стенке висит плакат сборной Литвы, а на столе лежат значки олимпийской сборной СССР 1988 года и... "Дежурный по роте".

Должность Ким - вице-президент НБА по международным баскетбольным операциям. То есть в отличие от Лайонса она не несет весь мир к ногам НБА, а наоборот - НБА в мир. О том, какая страна за пределами США - ее любимая, можно и не спрашивать. За несколько минут до моего прихода Ким читала письмо от Александра Гомельского-младшего, предлагавшего НБА сотрудничество с фондом Гомельского.

Откуда у Ким российская грусть? Ее первая работа была в оргкомитете Игр доброй воли в 1986-м, и долгое время Бохуни провела в Москве. Видимо, работа была не из самых тяжелых, поскольку Ким, чтобы убить время, учила русский и постоянно ходила на матчи ЦСКА. В итоге подружилась почти со всеми звездами советского баскетбола - от Гомельского, которого до сих пор называет "Папа", до Сабониса, Марчюлениса, Волкова, Тараканова и Тихоненко.

А два года спустя Бохуни приняла участие в организации приснопамятного турне "Атланты" по СССР.

- Дело в том, что "Хоукс" тогда были очень заинтересованы в Саше Волкове и Шарунасе Марчюленисе, - рассказывает Ким. -

Это турне в Москву, Вильнюс и Тбилиси задумывалось как жест дружбы, который в идеале должен был бы приоткрыть дверь этим игрокам для перехода в "Атланту".

Болельщикам со стажем это шокировавшее советскую общественность событие памятно во всех деталях. А вот знаете ли вы, что сборная СССР настолько очаровала "Атланту", что под конец визита главный тренер американского клуба Майк Фрателло накормил всех игроков ужином, собственноручно приготовленным в кухне гостиницы "Космос"? Ким рассказывает, что Майк, страшно страдавший без итальянской кухни, специально распорядился о доставке в Москву спагетти и томатного соуса...

Сейчас в ведении Ким в числе прочего находится программа "Баскетбол без границ", целью которой является развитие детского баскетбола в разных регионах мира. НБА устраивает детские баскетбольные лагеря в Африке, Европе, Азии и Латинской Америке. Они действуют каждое лето. Сейчас планируется проведение аналогичного лагеря в России.

- Многие игроки хотят активно помогать своей стране, - говорит Бохуни. -

Поэтому мы помимо тренировочного лагеря даем возможность игроку НБА выбрать еще три проекта, в которые можно вложить деньги. Недавно азиатский лагерь проходил в Китае, и финансы распределял Яо Мин. Он, например, хотел, чтобы мы помогли детям, инфицированным вирусом СПИДа, и построили школу для детей рабочих-мигрантов. По-моему, "Баскетбол без границ" - один из наших самых успешных проектов. Очень надеюсь, что в 2008-м мы сможем задействовать его в России. Распоряжаться будет, естественно, Кириленко.