УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Зрители возмущены качеством трансляций

Зрители возмущены качеством трансляций

Самое  время порезвиться  на солнечных поляночках огромной европейской страны, по которой аккредитованные журналисты могут передвигаться бесплатно в скоростных  экспрессах, а болельщики с билетами на конкретный матч путешествовать в тех же поездах за треть цены. Попить пивка под музыку заезжих звезд, накупить сувениров, насладиться сполна атмосферой  праздника. Однако тянет почему-то на теневую сторону…

Соревнование такого масштаба - гигантская работа для всех организаторов и участников, включая журналистов и болельщиков. Особенно тяжко приходится тем, кто играет, обслуживает, наблюдает и освещает дневные матчи. Жара  стоит беспощадная. В Гельзенкирхене и Франкфурте, где крыши стадионов раздвижные, пытались их закрыть, ибо телевизионных операторов  раздражала игра света, картинку портил резкий переход от солнца к тени. Но тогда зрители и футболисты страдали еще больше, попадая в своеобразную закрытую духовку. Поэтому от затеи отказались.

Впрочем, это мелочи по сравнению с ливнем жалоб от телезрителей. Боссы каналов ARD, ZDF, RTL,ведущих трансляции матчей, в восторге от высочайшей квоты телевключений и предвкушают рекордные прибыли. Каждый из трех каналов, ведущих репортажи с ЧМ  поочередно, даже 75-минутные паузы между играми заполняют околофутбольной  тематикой, чтобы привлечь дополнительного рекламодателя, и оставляют за десять горячих часов своего дня трансляций с 14.00 до полуночи всего три семиминутные паузы  для политических и других новостей.

Казалось: смотри и радуйся. А зритель возмущен. Возмущен не прямой рекламой (а ее - великое множество), сделанной на сей раз с большущей выдумкой и юмором, а именно специфическим показом футбола. Раздражает ноу-хау: перебор  общих планов, детальное разглядывание рекламных щитов и почетных гостей, всевозможных спортивных и светских нарядов. И это все, когда за кадром идет игра! Конечно, любопытно узнать, в каких именно бутсах Бекхэм топчет немецкие газоны и маечкой  какой  фирмы отмахивается от комаров Роналдо – но в паузе, а не при подаче углового.

Шеф-редактор ZDF  Николаус Брендер  сам недоволен футбольной картинкой. Ведь во время трансляции  игр национального чемпионата ФРГ она интереснее. Этот парадокс Брендер поясняет так, защищая  специалистов подопечного ему канала: "Во время трансляций ЧМ мы не имеем никакого влияния на режиссуру, - утверждает он.- Бал  правят интернациональные  телебригады, навязанные нам ФИФА. У этих бригад есть четкое задание при первой возможности рекламировать спонсоров любыми доступными способами. А это прямое ущемление прав телезрителей, которые в Германии платят за каждую пару радио - и телеточек  по 70 евро в квартал."

Официальные  лица ФИФА отбиваются по этому поводу довольно неуклюже: "Никакой маркетинговой подоплеки не существует. Унифицированная телекартинка не может понравиться всем. Ведь надо охватить массу нюансов". Меж тем, главный и единственный  нюанс ЧМ – футбол в самом прямом его проявлении. Но чиновники ФИФА, среди которых все реже попадаются люди, сведующие в игре, держат болельщика за дурака.

И не только болельщика! Нашего брата-журналиста тоже. Спасибо великое за бесплатный проезд, но закрывать месячным проездным  массу промахов тех, кто обслуживает прессу, демонстрируя чудеса неповоротливости и откровенной тупости, не вижу резона.

Пишущий и снимающий коллега из России не смог попасть на поле как фотокор во время открытой части тренировки  украинской сборной в Лейпциге, поскольку аккредитован в качестве пишущего журналиста… Два часа спустя он же не сумел попасть на пресс-конференцию Олега Блохина, куда пускали  уже только пишущих, потому что на груди у бедолаги болтался  фотоаппарат.

И таких нелепиц вокруг пресс-центров – воз и маленькая тележка. Жалуются иностранцы, даже японцы с корейцами, всюду проникающие первым колесом, жалуются и немецкие коллеги. Мой старинный знакомый Манфред Хенель рассказал вообще анекдотичную, но весьма характерную историю из жизни медийщиков на ЧМ. Хенелю палец в рот не клади. В советские времена он долго работал собкором комсомольской газеты ГДР "Юнге Вельт" в Москве. После падения берлинской стены оказался совсем по другую сторону баррикад - в скандально-бульварной газете "BILD" с многомиллионным тиражом, где шефствует над репортерами восточного отделения по сей день.

Так вот, Хенель провел эксперимент. В 16.30 в день матча Бразилия  - Хорватия он отправился из центра Берлина на олимпийский стадион. Способ передвижения – S-Bahn – помесь электрички с метро и натруженные ноги 68-летнего корреспондента, побывавшего на  четырнадцати(!) олимпийских играх. Пешком пришлось шагать довольно далеко, поскольку объявленный автобус для прессы где-то затерялся. Вместе с другими Хенель выстоял очередь под палящим солнцем, чтобы пройти проверку на спиртное, наркотики, взрывчатку и любой подозрительный металл. Потом ждал, пока просканируют его журналистский аусвайс. Сканер от частого употребления "заикался" на каждом втором  проверяемом, вызывая всеобщее раздражение. Затем новый рывок по раскаленному асфальту за билетами на конкретный матч. Для Хенеля, к счастью, билет был забронирован, а 506  менее удачливых коллег так и остались на листе ожидания и куковали два часа у большого экрана в ста шагах от вожделенной  ложи прессы.

Когда Хенель добрался до цели, с момента его старта на стадион прошло 4 часа! А теперь фишка. Двумя рядами выше Манфред узрел в пресс-ложе двух молодых сослуживиц, которым утром дал задание проникнуть в святая святых инкогнито. Ловким репортершам это удалось безо всяких билетов и утомительных формальностей, о чем они с восторгом поведали в “BILD”. Разразился скандал. Говорят, кого-то приструнили, что-то укрепили. А на следующий день работник пресс-центра в Лейпциге внаглую отказался выдать билет на матч Испания- Украина корреспонденту из Киева, хотя у того на руках было письмо-подтверждение из ФИФА о попадании в основной список, а не на лист ожидания. Предлог отказа смехотворный: злополучный билет по ошибке уже кому-то выдали. Никаких извинений  и попыток исправить положение. Чао, бамбино, сорри…

Так что и на ярком солнце сверхорганизованной  и приученной к дисциплине Германии  полно пятен  небрежности. Как в том  вагоне-ресторане поезда Берлин – Лейпциг: меню со специальными  футбольными блюдами для сербов и голландцев  на столах  красовалось, а сами блюда отсутствовали, как и официанты, не обслужившие за 73 минуты езды ни одного клиента. Хотите – верьте, хотите - проверьте.