УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

«Народная самооборона» - в обороне и без народа

774
«Народная самооборона» - в обороне и без народа

У Юрия Луценко – небо в клеточку, у его «Народной самообороны»  сгустились тучи разброда и шатания. За этим, как уже не раз бывало в жизни партий, медленное угасание на политнебосводе. Что ждет партийное детище Юрия Витальевича в ближайшее время и более далекой перспективе – «Обозреватель» взял на себя неблагодарную функцию прогнозиста.

Страшилка для… дураков

Сначала о ЧП «самооборонного» масштаба. Верные «оруженосцы»-депутаты Владимир Арьев и Олесь Доний испугали донельзя общественность. Готовится возможное покушение на народных избранников от НС. «Мне об этом сообщил знакомый предприниматель, который услышал разговор регионалов, - передала газета «Сегодня» (17.01 с. г.) слова обеспокоенного депутата Арьева. – Речь не шла о конкретном «заказе» - просто звучали фразы, мол, надо кому-то дать 10 тысяч долларов, чтобы Арьеву и Донию закрыли рот… Не думаю, что речь идет о «заказе» сверху, но инициативных дураков хватает».

Закрытие рта вызвано, по версии Арьева, тем, что они с Донием дали брифинг для дипломатов, в результате которого экс-министру экономики Данилишину предоставили убежище в Чехии.

Эй, вы там на верху и … внизу, которые на нарах, знайте теперь к кому обращаться за политубежищем. Ребята организуют все в лучшем виде – да так, что и дипломаты не придерутся.

Смущает, правда, сплошная конспирация: разговор каких регионалов, где и когда он происходил, какой знакомый – военная тайна. Почти как у Юрия Витальевича, в свое время шокировавшего общественность заявлением о «диоксиновой тайне»: я, мол, знаю, кто привозил яд, откуда, в каком количестве. А потом на допросе в Генпрокуратуре дезавуировал свою «сенсацию»: пошутил я, ребята…

А может, и теперь прозвучала шутка для дураков? Вернее, против «инициативных дураков». Впрочем, один из регионалов – Вадим Колесниченко – оперативно обратился в Генпрокуратуру и МВД с просьбой разобраться в ситуации и предоставить Донию и Арьеву защиту, чтобы они не могли даже «поскользнуться на арбузной корке». Удастся ли этого избежать его однопартийцам в условиях усиливающейся политконкуренции на оппозиционном фронте?

Взлеты и падения Луценко

У Юрия Витальевича нынче много времени для размышлений и воспоминаний. Вот и мы решили вспомнить, как рождалась его «Народная самооборона». 20 декабря 2006  г. экс-министр внутренних дел, на то время советник президента Ющенко, объявил о создании общественного движения под таким названием. В нем – ставка на всенародную электоральную поддержку, а «самооборона» подчеркивает, во-первых, отказ от «непротивления злу насилием», а во-вторых, гражданское противостояние. В случае необходимости.

Впрочем, в названии детища Луценко было очевидное стремление перетянуть одеяло политинициатив, а с ним – и активистов из лагеря радикалов и «національно свідомих» - УНА-УНСО. Организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская национальная самооборона» после долгих внутренних войн за бремя лидерства да затяжных боев с властями за легитимизацию нуждалась в реорганизации и четком политструктурировании. Эту миссию, как видим, взял на себя Луценко – создал «Народную самооборону». И «пришпилил» ее к своему имиджевому политмундиру. Продемонстрировал таким образом классический перехват инициативы и устранил конкурента… за счет его же ресурса.

На фоне растущей популярности «полевого командира» УНА-УНСОвцы «сдались» на милость победителю. Они заявили о намерении сотрудничать и поддержали инициативу НС о проведении всеукраинского «марша справедливости» на Киев. Идеологам «Народной самообороны», наверное, запали в душу знаменитые шахтерские социальные марши на Киев пятнадцатилетней давности со стучанием касками у стен Кабмина да на крещатикском асфальте. И потом, не сидеть же всю жизнь в окопах да «самообороняться».

В новой затее Юрий Витальевич с присущей ему политической виртуозностью вдохнул в старые меха новую жизнь: «Марш справедливости» на Киев – это не идея Луценко. Это требование времени и тех людей, которые приходят на митинги. Цель наша – оказывать давление на политиков, которые обещали служить гражданам. И добиваться выполнения данных обещаний». Тогда же, в феврале 2007-го, Луценко четко обозначил круг сателлитов и оппонентов. По его словам, для участия в «марше справедливости» он встречался со всеми, кроме Партии регионов, социалистов и коммунистов.

Позже активным попутчиком НС становится Народный Союз «Наша Украина». Почему? Одним из главных посылов стало тиражирование идеологического тезиса: главное назначение «Народной самообороны» - объединение национально – демократических сил. То, что не удалось НСНУ, «Батькивщине», взялся воплощать в жизнь «полевой командир».

К середине лета 2007-го, когда замаячила перспектива досрочных выборов в парламент, появится новый право-центристский мегаблок «Наша Украина – Народная самооборона».

Созданию такого конгломерата предшествовало вынужденный союз (перед возможным парламентским провалом) «старих друзiв» - партий «Вперед, Украина!», «Народный Союз «Наша Украина», Народный Рух Украины, Украинская народная партия, Христианско – демократический союз, Украинская республиканская партия «Собор», Европейская партия Украины, «Пора», Партия защитников Отечества и Конгресс украинских националистов и их объединение в коалицию демсил для участия во внеочередных выборах. Экс-министр Луценко блестяще воспользовался ситуацией и проконвертировал личный растущий рейтинг в объединительный капитал мегаблока НУ-НС.

Парламентская фракция НУ-С после переформатирования власти снова делегировала одного из своих лидеров на пост руководителя МВД. Министр сразу же начал «крутить» старую пластинку о «возвращении к власти старых бандитов, которые хотели навязать стране другую систему ценностей». Публично жаловался на Генпрукуратуру, которая, дескать, «покрывает бандитов, взяточников и перевертышей» - уголовные дела по линии МВД спускают, мол, на тормозах в ГПУ.

Когда на горизонте замаячили президентские выборы, Юра-Терминатор не стал цацкаться с президентом, ради которого мерз на Майдане, а смело стал под знамена Тимошенко, из -за которой, отчасти, и пострадал. Служебные прегрешения – это хороший повод, а поучительная отсидка в СИЗО – прекрасная возможность «вернуть должок» за безосновательные и недоказательные обвинения в адрес политоппонентов, чем не раз грешил экс-министр.

«Народная Самооборона» без народа

Собственно, о том, что «Народная самооборона», как отдельный политический проект, закрыта, Луценко заявил еще в ноябре. Зачем политик позволил себе такое недержание речи, неясно: ведь масса деятелей существует под брендом виртуальных, из одного человека состоящих «партий» - и не стыдятся этими брендами в случае чего размахивать. Как, например, Анатолий Кармазин со своей «Партией защитников отечества». Единственное объяснение – это публичная демонстрация преданности для Тимошенко, чтобы Лидер Оппозиции не сомневалась, что собственным проектом Луценко готов пожертвовать ради участия в общем оппозиционном деле.

Но, увы, - проект дохлый, после ухода Жвании – нищий, а сам Луценко, ну, никак не производит впечатления надежного партнера. Кроме того, можно вспомнить октябрьское заявление Юрия Витальевича о том, что лидером объединенной оппозиции должен быть Леонид Кравчук. Луценко пошел на такой демарш, поскольку так и не дождался от Тимошенко внятного сигнала «К политической близости готова!» Впрочем, сам Кравчук вовсе не был в восторге от протекции политического банкрота и поспешил дезавуировать заявления Луценко.

И до, и после «закрытия» вождя «Народной самообороны» сухой остаток этой политической силы занимался чем угодно, только не партстроительством. Скорее, своими периодическими громкими заявлениями в адрес режима они скорее заявляют о себе как о политических легионерах, которые хорошо дерутся и которых стоит взять в команду на будущих парламентских выборах. Причем, если повезет, взять оптом, а если нет – то хотя бы по отдельности. Это касается и ветерана Майдана Стецькива, и взбалмошного Дония, и застрявшего в журналистском имидже Арьева, и невзрачного, но активного Грымчака.

Геннадия Москаля в эту компанию можно уже и не включать. Слишком уж он дистанцируется от НС, слишком открыто говорит о крахе проекта – этот уж точно будет искать политического пристанища самостоятельно. Остальные пока еще изображают из себя – нет, не «Народную самооборону», а «команду Луценко». Этого требуют и личные отношения, и элементарное понятие о политической чести – но кто не знает, какой ограниченный диапазон действия у этого понятия? Поддержать товарища в трудный час – это святое, но вот отправляться вслед за ним в политическое небытие – совсем не обязательно.

В связи с этим, всем оставшимся «штыкам» НС даже на руку арест Луценко. Кто будет главным, пока Юра сидит – так вопрос, похоже, вообще не стоит. Возглавлять просто нечего, а по длине рейтинга, пусть даже негативного, с «военнопленным» вождем никто из его боевых товарищей не сравнится. А СИЗО, камера смертников и жестокая ГПУ – прекрасные информповоды, которые позволяют самооборонцам напоминать о себе, а в случае чего – не помешают решить свою дальнейшую судьбу в индивидуальном порядке.

Выгодна посадка Луценко и Лидеру Оппозиции. Тимошенко старательно игнорировала и демонстративные позы подчиненности, которые периодически принимал Юрий Витальевич, и его же анти-БЮТовские демарши. И лишь когда Луценко оказался в СИЗО, Тимошенко сменила тактику. Потому что сидящий Луценко – это очень удобная площадка для Юлиного самопиара. Впрочем, как и сидящие Диденко, Макаренко и Корнейчук, а равно и политически убежавший Данилишин.

От подобной поддержки Луценко ни радости, ни защиты – единственная надежда, что он чудом переместится из камеры в партийный список «Батькивщины». Чудом – даже не потому что из СИЗО просто так не выпускают, а скорее потому что мало кто из окружения Тимошенко хочет видеть рядом Юрия Витальевича. Но это уже совсем другая история – не «Народной самообороны», а «Батькивщины».

Что же касается НС, то ее будущее крайне неопределенно. Более конкретно по этому поводу высказались опрошенные «Обозревателем» эксперты.

Михаил Погребинский

«Народная самооборона» исчерпала себя как политическая сила, о чем говорил сам Луценко. На сегодня она - младший партнер «Батькивщины».

У этой политической силы нет никаких шансов попасть в парламент на следующих выборах.

Задача «Народной самообороны» – найти паровоз, который их протащит в парламент. Этим паровозом сегодня они считают Юлию Тимошенко.

В НС кроме Юрия Луценко нет явных лидеров. Да и не надо. Если они решат идти на выборы самостоятельно, им выгодно использовать имя Луценко. Луценко -- это бренд. И его нынешний арест можно использовать в своих интересах.

Владимир Корнилов

«Народная самооборона» – изначально фантомный проект. Первые полгода его активно финансировали с Банковой, Администрация президента Ющенко. И как только финансирование прекратилось, пути Ющенко и Луценко разошлись. «Народная самооборона» начала поиски иных источников финансирования. И сегодня, насмотря на то что политическая сила есть, фактически ее нет.

Прохождение в парламент, зависит от работы политтехнологов, от повышения рейтингов. Был период, когда личный рейтинг Луценко достигал высокого уровня. Но на проекте «Народная самооборона» можно ставить крест. Сами в парламент они не пройдут. Возможно создание блоков в регионах для прохождения силы в органы местной власти.

В «Народной самообороне» лидеров, кроме Луценко, нет. Политическая сила создана под конкретную персону. Это, так сказать, семейный проект, поскольку организационными вопросами занимался брат Луценко, и финансирование силы не обходилось без участия бизнеса жены.

Володимир Фесенко

«Народной самообороны» как реальной политической силы уже не существует. Это случилось не сегодня, это - не следствие ареста Юрия Луценко. Это случилось тогда, когда из НС вышла группа Жвании, именно тогда фактически и перестала существовать НС.

Луценко хотел реанимировать «самооборону» на местных выборах, пытаясь протянуть своих людей в органы местной власти с помощью «Батькивщины». НС сегодня это инерционный остаток.

Что касается, Дония, Арьева и Стецькива, то каждый из них ищет самостоятельных политических перспектив. Еще в прошлом году они начали отдаляться от Луценко. Например, Доний вел переговоры с партией «За Украину!».

Известно, что у Дония были противоречия и конфликты с Юрием Луценко и его ближайшим окружением. Все же следует отметить, что Доний, Стецькив и Арьев с этической точки зрения поступили правильно, оказав поддержку Юрию Луценко после ареста.

Что касается Гримчака, то он «последний из могикан» НС. Но его сложно назвать лидером. Таких лидеров у нас сотни. Не стоит даже сравнивать политическую известность, состоятельность и харизму Луценко и Гримчака. Последний не сможет завоевать такого авторитета, который был у Луценко.