УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Q.E.D.

Q.E.D.

Основателем афинской демократии считается поэт Солон. Он один из первых начал писать элегии и ямбы. Может быть, это и стало причиной того, что его социальные реформы более по душе романтикам от политики.

А реальная демократия чаще всего обслуживала интересы невежд и циников. Не зря более близкий к нам по времени другой мастер слова, нобелевский лауреат в области литературы, отказавшийcя от премии, Бернард Шоу печально заметил: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели».

«Голосуй за Ватиуса – за него всегда голосуют пьяницы!» Этот предвыборный лозунг, древний образец черного пиара, был обнаружен при раскопках в Помпеях на уцелевшей под пеплом стене городской постройки.

Платон в своем «Государстве» (Res publika), что на латыни означает «Общественное дело», не скупился на жестокие сарказмы в адрес демократии. Он считал, что результатом такой формы правления станет приход к власти в Афинах шайки невежественных демагогов. Платон предупреждал, что демократия станет причиной быстрого расслоения общества на богатых и бедных, будет сопровождаться частыми восстаниями, снизит уровень патриотизма в обществе и приведет к власти тирана. Мудрый афинянин оказался провидцем. Как показала дальнейшая история народовластия, борьба идей в демократичном обществе очень быстро свелась к примитивной борьбе лозунгов. Под мистически привлекательным лозунгом «Свобода, Равенство, Братство или смерть» пришел термидор 1789года, затем 1848 года, а там и до 1917 было уже рукой подать. Увы, нет такой справедливой идеи или лозунга, под которым бы не пролилась человеческая кровь

Скептическое отношение к демократии высказывали и наши отечественные пророки. В 1835 году Пушкин писал о французской демократии: «...Франция, средоточие Европы, представительница жизни общественной, жизни - все вместе - эгоистической и народной. В ней науки и поэзии не цели, а средства. Народ властвует в ней отвратительною властию демократии».

Один из предшественников русской социал-демократии, автор лозунга «За Вашу и нашу свободу», под которым пройдет не одна революция в XIX и XX веках, Александр Герцен придерживался мнения, что массовые демократии соскользнут в «деспотизм коллектива».

Федор Достоевский устами князя Мышкина (в черновиках князь Христос) очень точно подметил одну из странностей русского характера: «У нас, коль в католичество перейдет, - то уж непременно иезуитом станет; коль скоро атеистом станет, то непременно начнет требовать искоренения веры в Бога. Такова наша жажда». Он отлично понимал, каким будет народоправие в России и сочинил целый «антидемократический» роман - «Бесы».

Недооцененный, неудобный сегодня для многих историк, поэт Российской империи, Николай Костомаров взамен термина «демократия» ввел даже новое понятие «народоправство».

В марте 1917 года в номере популярного российского журнала «Нива» с авторским подзаголовком: «Письмо малороссийского помещика своему петербургскому другу» был напечатан предсмертный очерк Костомарова «Скотский бунт», написанный за полвека до утопии английского писателя Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Можете сами оценить сходство сюжетов. У Костомарова событие происходит в одном из поместий на Украине. Среди домашних животных замечено революционное брожение.

С зажигательной речью выступает старейшина скотного двора — бугай. Он говорит о несправедливости власти физически слабого, но хитрого человека над животными, призывает к восстанию. «Да здравствует скотство! Да погибнет человечество!» Революционная идея заражает всех, и при удобном случае вспыхивает бунт. Животные, возглавляемые бугаем и жеребцом, штурмуют поместье и одерживают победу. Первыми ее плодами пользуются свиньи, разоряющие цветник.

У романтика Костомарова животные не смогли без руководства человека обеспечить себе даже пропитание. Постепенно они возвратились в стойла. Революция угасла сама собой. Власть человека восстановилась. Но в 1917 году получилось иначе. Магия лозунгов Октября заворожила тогда многих, а затем и унесла в многочисленные могилы. Лозунг «За Веру Православную, Царя Самодержавного, Отечество Нераздельное» на котором Россия стояла 300 лет (впервые этот девиз появился на фамильном гербе князей Юрьевских) столкнулся с банальным, но религиозно мощным призывом «За светлое будущее!» и был повержен.

С середины 20-х один из главных лозунгов революции звучал уже так: «Железной рукой загоним человечество в счастливое будущее!» Василий Розанов, которому пришлось увидеть и испытать на себе, что такое «народоправство» в России, с обреченностью писал: «Демократия - это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством».

В середине 30-х Сталин подытожил достижение первых пятилеток фразой: «Жить стало лучше, жить стало веселее». Солженицын в «Архипелаге» приводит эпизод из этого «веселого» времени: «В бухгалтерии совхоза висел лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее» (Сталин). Кто-то красным карандашом приписал «у» - мол, Сталину жить стало веселее. Виновника не искали – посадили всю бухгалтерию».

Не минула чаша тирании, настоянной на целебных злаках демократии, и просвещенную Европу. В Германии к власти пришел Гитлер под демократичным лозунгом: «Одна Страна, Один Народ, Один Фюрер!». Не менее красиво и обнадеживающе звучал лозунг итальянских фашистов: «Воля и Разум!». В 1936 году в комическом шествии по улицам Брюсселя цирковые животные несли лозунги: «Я - осёл, поэтому голосую за Дегреля», «Верблюды голосуют за Дегреля». Но и эта антифашистская акция не остановила лидера бельгийских фашистов Леона Дегрелля. На парламентских выборах 1936 года его фашистская организация впервые получит места в законодательном органе Бельгии (20 из 202).

Журнал Time в номере за 2 января 1939 года назвал Гитлера «Человеком 1938 года». Заключительное предположение весьма пространной статьи звучало так: «Тем, кто следил за заключительными событиями года, представлялось более чем вероятным, что «Человек 1938 года» может сделать год 1939 незабываемым». 1 сентября 1939 года началась вторая Мировая война.

«В политике приходится предавать свою страну или своих избирателей. Я предпочитаю второе». Эти слова принадлежат одному из героев этой войны генералу де Голлю. Символ французского Сопротивления пришел в политику с националистическими лозунгами, но и они не помогли ему добиться власти.

Известный английский аналитик Александр Верт писал: «Он не был прирождённым демагогом. В то же время в 1947 году создалось впечатление, что он решил вести себя как демагог и пойти на все демагогические трюки и уловки. Это тяжело было людям, на которых в прошлом производило большое впечатление суровое достоинство де Голля». Де Голль стал президентом Пятой Республики в 1958 году в результате глубокого политического кризиса, поправ двухвековые демократические устои Франции. В мае 1968 года в Париже вспыхнет студенческий мятеж, который приведет к падению администрации де Голля. Визитной карточкой этих событий будет плакат:

«Мы - власть» и убийственный лозунг-приговор: «Десяти лет достаточно, Шарль!»

Лозунг китайских экономических реформ 1980-х годов был по-азиатски более многословен и звучал в переводе на русский примерно так: «Спокойно иди на зеленый, быстро на желтый, и в обход на красный». В 1989 году в Пекине на площади Тяньаньмэнь студенты Академии искусств за 4 дня создали из пенопласта и папье-маше статую «Богиня демократии». Восстание было жестко подавленно, а статуя уничтожена. Цвет крови обойти не удалось.

Демократичному Западу это казалось варварством и откровенным проявлением тирании. Неизвестно, увлекались ли правители Китая Платоном, но Ли Эра, получившего прозвище Лао-цзы, что значит «мудрый старец», чтили всенепременно. В его книге «Дао дэ цзин» («Книге о Пути и Славе») сказано мудро и лозунгово кратко: «Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты». А дальше совсем «хорошо и весело»: «В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

К сожалению, русская почва за 70 лет «народоправия» не перестала быть благодатной для зерен коварной европейской демократии. Василий Ключевский когда-то писал: «Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум».

Двадцать лет демократических преобразований в Украине лишь подтвердили древние опасения Платона. Молодежь не хочет служить в армии. За разговорами о национальной идее и украинском возрождении не заметили, как общество расслоилось не на богатых и бедных, а на богатых и нищих. Национальная политическая элита сформировалась не из опытных ученых и экономистов, не из неподкупных юристов, а из невежественных демагогов с криминальным прошлым.

С тех пор, как булгаковский Шариков обронил основной лозунг народоправия: «Все поделить!», искусство демагогии и манипуляции нашим сознанием достигло небывалых высот. Вот только некоторые лозунги и названия программ развития страны, которые буквально на днях предлагали нам наши политики.

Программа Петра Симоненко, которую он провел под старым своим лозунгом: «Власть коварна и хитра. Вся надежда – на Петра!» называлась «Кто виноват». Коммунисты органично влились в новую коалицию, из чего можно заключить, что Петр Николаевич правильно в своей программе ответил на когда-то ребром поставленный Герценом вопрос. Он уже готов разделить вину, а не только средства бюджета?..

Предвыборная программа кандидата в Президенты Инны Богословской называлась: «Дорога правды. Робота, порядок, вера». В сочетании с ее роковым черно-белым изображением на плакатах такое название было бы более уместным в виде мобилизующего лозунга на воротах концентрационного лагеря.

Владимир Михайлович Литвин действовал скромно под многозначительным лозунгом «Час Литвина». Программа его называлась тоже скромно: «Час народа». Всё бы хорошо, если бы не еще один лозунг его президентской компании: «Душа и земля не продается». Судя по тому, как Владимир Михайлович повел себя после первого тура голосования, в котором набрал катастрофический для себя процент – вместо часа считанные секунды – нужно было торопиться. И Литвин заложил душу, как землю, под высокие проценты. Высокие не в смысле морали, конечно.

Юлия Владимировна Тимошенко, надеюсь, никого не удивила своими многофункциональными лозунгами-перевертышами: «Украина – это вона!» и «Украина – это ты!». В отличие от других кандидатов в президенты, списавших свои демократические лозунги с предвыборных программ европейских и североамериканских политиков, Юлия Владимировна, судя по всему, пыталась повторить молниеносно успешный путь национал-социалистической партии Германии. Тогда надо было быть откровенней и еще более пафосной: «Одна Страна! Одна Она! Она – это Я!»

Ей аккомпанировал Олег Тягнибок с лозунгом «Украина – для украинцев». Кстати, лозунг «Украина – для украинцев!» впервые выдвинут Николаем Михновским, создавшим в 1902 году национал-социалистическую партию задолго до появления первых фашистских образований в Австрии и Германии. Олег Ярославович так артистично кричит о засилье «жидов» в «Богом нам данной стране», что невольно начинает казаться, что эти самые «жиды» его всесторонне и спонсируют, оттягивая в нужный для себя бок

всю «украинскую» демократию.

Виктор Андреевич Ющенко, страдающий гамлетовскими рефлексиями, с лозунгом «Украине – быть!» не излучал достаточной уверенности. Избиратель легко прочитывал другое: «Украине Ющенко – быть! Или не быть?» Ответ был предопределен.

Арсений Петрович Яценюк со своим запоздало рузвельтовским «Новым курсом» - Куда? Зачем? А не рано ли? - на фоне всех остальных выглядел, как не принятый в комсомол пионер.

Когда в милитаризированных палатках – даешь «Зарницу»! - молодые люди навязчиво раздавали его агитки, вспоминалась фраза Фаины Раневской: «Пионэры, идите в жопу!» Этой емкой и точной по адресности фразой гениальная актриса ограждала себя от не дававших ей прохода детей после фильма «Подкидыш» с бессмертным: «Муля, не нервируй меня!». Между прочим, и то и другое очень похоже на скрытые лозунги наших политиков: «Электорат, не нервируй меня!», «Избиратели, идите в жопу!»

Предвыборные программы других украинских политиков, в том числе и еще вчера такого решительного кандидата в Президенты Сергея Леонидовича Тигипко «Украина: проект развития» можно оставить без комментариев, потому что победил в этой войне лозунгов бесхитростный призыв Виктора Федоровича: «Украина - для людей!». Список этих людей был приложен к призыву уже после выборов. Одним из них и стал Сергей Леонидович...

Вот уже 20 лет новоявленная элита с криминальным душком пытается перезагрузить нашу память, сделать из народа, который победил в Великой войне, и из его потомков «костомаровское» стадо- электорат, готовый голосовать за любых проходимцев, научившихся выкрикивать пафосные лозунги.

Демократия - штука опасная. Особенно, если её используют не по назначению. В Москве, в том самом доме, где некогда жил Булгаков и в котором находилась «нехорошая» квартира №50, уже в наше время, после двадцати лет демократии в подъезде на стене кто-то написал отчаянный призыв: «Воланд, приходи, слишком много дряни развелось!».

Quod erat demonstrandum (что и требовалось доказать). В древних научных книгах это выражение часто встречается в сокращенной форме – приводились только начальные буквы Q.E.D. Отец геометрии Эвклид подобными словами заканчивал каждый математический вывод.