УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Вето. Президентская игра

 Вето. Президентская игра

Не ожидала Тимошенко и ее команда уникальных хлопцев. Это теперь, задним числом можно делать заявления о том, что Янукович проиграл предпринимателям – на самом деле проиграла Юлия Владимировна, чья роль в данном спектакле оказалась близка к эпизодической.

Не ожидали сами предприниматели – кроме, разве что, самых наивных персонажей, из тех, которые верят, будто солнечное затмение можно прогнать ритуальными плясками с разукрашенным бубном.

Не ожидали «регионалы» в Раде, которые еще во вторник утром повторяли с парламентской трибуны ставшие привычными мантры про спекулянтов с Майдана, боящихся налоговой реформы.

Не ожидало экспертное сообщество.

О чем-то знал Азаров, заметно скисший после прогулки на Майдан с Януковичем. И хотя именно в ходе прогулки президент озвучил достаточно прозрачно свои намерения, но иллюзия бело-голубого бульдозера, прущего в заданном направлении, была столь сильна, что загоревшийся на броне мирного регионального трактора стоп-сигнал почти никто не воспринял всерьез.

Но оказалось, что все серьезно. Что президент способен на сюрпризы. Что он при всей своей слоновьей неповоротливости может быть удивительно (если не подозрительно!) гибким.

Янукович мог подписать Налоговый кодекс. Или не подписывать его, включив механизм автоматического вступления Кодекса в силу по истечении определенного срока. В любом случае нынешние протесты предпринимателей – это не Майдан-2004, они гораздо слабее и их социальная база гораздо уже, хотя требования к власти намного конкретнее. Протесты эти в условиях сильных морозов постепенно сошли бы на нет и не влияли бы на ситуацию в стране.

Формально власть вышла бы победителем. Но эта победа стала бы пирровой. Это была бы победа голой силы.

Общество проглатывало такое насилие, пока оно осуществлялось над бессильной оппозицией в парламенте. Нехорошо, конечно, обижать маленьких, но БЮТ и НУ-НС, положа руку на сердце, совсем не жалко, будь они хоть трижды маленькие и трижды обиженные.

Общество проглотило местные выборы. Конечно, нехорошо, мягко говоря, корректировать выбор народа – но сама идея представительской демократии в Украине себя порядком дискредитировала, а кандидаты всех мастей и подавно не вызывают у избирателей симпатии, поэтому и этот демарш «регионалов» оказался без серьезных негативных последствий.

Но налоговый кодекс затронул интересы миллионов. А миллионы уже могут говорить от имени общества. И они заговорили. Проигнорировать их мнение – признать себя врагом общества. Администратор Азаров может себе это позволить. Политик Янукович – нет. Поверьте, мне и самому странно называть Януковича политиком – но этим вето он превратил себя в политика. В государственного руководителя, который может сделать шаг навстречу обществу.

Вот что рассказал по этому поводу «Обозревателю» эксперт Центра Разумкова Василь Юрчишин:

«Здесь сработали две вещи. Во-первых, власть не рассчитывала на такое активное сопротивление. Ведь еще совсем недавно все было нормально, и премьер-министр называл протестующих спекулянтами. Майдан воспринимался как неорганизованный бунт, а возможное его усиление власть могла объяснить происками оппозиции. Однако этот протест вынудил власть пойти на уступки.

Во-вторых, если внимательно присмотреться к предвыборным обещаниям президента, к его экономической программе, то там четко прослеживается тема налоговых каникул и тому подобных вещей. Когда власть забывает о своих обещаниях, это одно. А когда ей настойчиво о них напоминают – это вынуждает президента быть ответственнее и ставить соответствующие вопросы перед подчиненными.

Это ведь и в старину так было – высший руководитель разрешает конфликтные ситуации. Ведь раньше все шло в одном направлении – все поправки, предложения, критика со стороны оппозиции просто отбрасывались, и это отбивало у оппозиции всякое желание участвовать в работе над Кодексом. Так что здесь политический фактор «справедливого президента» сыграл свою роль, и можно даже сказать, что президентская команда оказалась в выигрыше».

Шаг президента навстречу недовольному обществу вовсе не означает, что все требования бастующих предпринимателей будут удовлетворены. Наиболее вероятны еще большие (в сравнении с уже достигнутыми) уступки плательщикам единого налога, да еще некоторые ограничения всевластия налоговиков в разделе об администрировании, о чем говорил во вторник спикер Верховной Рады Владимир Литвин. И хорошо, если это успеют – в четверг рассмотрение вето в парламенте. Без Налогового кодекса нет бюджета, без бюджета нет кредита МВФ, а без кредита МВФ нет вообще ничего – по крайней мере, в нынешних условиях, когда Украина погрязла в долгах перед РосУкрЭнерго, которые таки да, придется выплачивать.

Так вот. Предприниматели требуют не просто вето, а совершенно новый кодекс с чистого листа. Очевидно, что ничего подобного не будет – по вышеприведенным причинам. А вот уступки упрощенцам отправят значительную часть протестующих по домам и по торговым точкам. Оставшиеся, конечно, будут рвать и метать, доказывая, что предпринимателей опять кинули – но это будет уже, как говорится, «в свинячий голос».

Собственно, если бы информационная кампания, разъясняющая выгоды нового кодекса, велась с той же интенсивностью, как и кампания оппозиции по его дискредитации, то вполне возможно, активных противников нынешней налоговой реформы было бы поменьше и, что даже более важно, была бы сформирована прослойка активных сторонников нового кодекса.

Ведь ликвидация рыночного сбора, налога на рекламу, ежегодного транспортного налога, налога на прибыль со средств, направленных на модернизацию – это действительно большой позитив, достойный информационной раскрутки.

Об этом говорил в среду премьер Азаров, раскритиковавший в пух и прах информационную работу по Налоговому кодексу: «Мы не смогли ответить на вранье!» - констатировал премьер.

«Отвечает ли НК основным заданиям, которые стоят перед экономикой? Да. Во-первых, этот документ снижает налоговую нагрузку на экономику. Последовательно снижаются ставки основных налогов. Упрощается администрирование налогов. Сокращается их количество. Налоговая отчетность может подаваться тремя различными способами, в том числе и по электронной почте. Санкции налоговой могут применяться только через суд – ограничение движения средств на счету налогоплательщика. Продление срока административного ареста имущества – исключительно по решению суда. Взыскание налогового долга – исключительно по решению суда. Вранье, что после введения кодекса в действие налоговики получат право врываться в жилища граждан. Зачем это вранье распространяется по стране?» - возмущается Азаров.

Вообще, премьер в среду солидаризировался с позицией президента по Налоговому кодексу так же тщательно, как президент во вторник – дистанцировался от действий правительства. Однако в итоге мы получим результат командной работы: именно на проблемах администрирования и упрощенцев акцентировал внимание президент, именно на этих вопросах требует сосредоточиться Азаров при подготовке поправок: «Нужно максимально принять во внимание замечания, касающиеся предпринимателей, работающих по упрощенной системе обложения. На переходный период, который займет приблизительно год, мы должны отказаться от штрафов, взысканий, и сосредоточиться в основном на разъяснительной работе», - сказал премьер.

Что думают по этому поводу эксперты?

Эксперт Центра Разумкова Василь Юрчишин:

«По единому налогу уже есть шаги навстречу предпринимателям со стороны власти. Предел уже предлагают поднять до 500 тыс., возможно, поднимут и до 800 тыс. Также будет повышено и количество нанимаемых работников. Собственно, если еще несколько лет назад сумма в 500 тыс. была достаточно большой, то сейчас эта сумма явно незначительна. Если мы переведем эту сумму в долларовый эквивалент, получается около 8 тыс. долларов в месяц – это не так уж и много. Так что в этом контексте нужны определенные послабления. В этом вопросе наверняка состоится сближение с требованиями, которые выставляют предприниматели.

А что касается администрирования, то это давняя, застарелая проблема. Она не решалась и не может быть решена в короткое время, поскольку необходима реформа системы государственного управления в целом.

Если вспомнить международный рейтинг содействия бизнесу, то Украина в нем занимает 145, а в прошлом году 147 место из 183 стран, В вопросах же администрирования мы занимаем 181 место из 183 стран. То есть дальше падать, конечно, есть куда, но трудно. Это показывает хроничность данной болезни. К сожалению, административная система настолько инерционна, настолько консервативна, что она не способна сама себя реформировать. Поэтому, как раз в этом самом важном вопросе, к сожалению, серьезных изменений не предвидится».

Директор центра рыночных реформ Владимир Лановой:

«Во многих случаях предложения правительства состоят не в отмене тех или иных мер, а в их отсрочке на один год. Что касается режима кассовых аппаратов – на протяжении года его не будет. Но это значит, что через год он будет. Вот такие уступки малому бизнесу.

Все остальное разработчики считают правильным и хотят оставить. Но ведь там весь кодекс отношений является неприемлемым для предпринимательства, для правового государства, для нормального решения конфликтов, для правового государства, для выполнения своих обязанностей госслужащими, для контроля за их работой. Поэтому этот кодекс не отвечает потребностям современности».

Эксперт по налогообложению «Глобал Консалтинг» Антон Клименко:

«Что волнует предпринимателей? Во-первых, это изменение ставок, их увеличение в зависимости от размера населенного пункта. Вторая проблема – это урезание количества видов деятельности, которыми могут заниматься предприниматели на упрощенном налогообложении. Помимо этого, добавлены были требования по применению кассовых аппаратов.

Необходимо отделить зерна от плевел. Говорят об общем увеличении налоговых платежей. Но если речь идет о платежах в Пенсионный фонд, если речь идет о платежах за аренду – это не касается налоговой системы. То есть налицо некоторая спекуляция. Ведь реально ставки налога были увеличены ненамного – максимум втрое для крупных городов.

Необходимость вести первичную документацию. Это было бы логично для тех же предпринимателей, если они работают в рамках правового поля. Это нормально, однако сама суть кодекса состоит в том, что усиливается административный контроль. Предприниматель, который ранее уделял минимальное внимание документальному обеспечению своей деятельности, теперь будет вынужден заниматься этим гораздо более тщательно, чтобы не пострадать от штрафов и реально заработать на своем рабочем месте.

Было бы правильным изменить градацию ставок в зависимости от объемов деятельности. Ведь 300 тыс. в год – это не так уж много для предпринимателя. Возможно, одной из проблем является то, что уменьшено количество работников до 4 человек – это совсем не много. Редкий предприниматель наймет 10 человек – в рамках магазина или цеха это говорило бы уже о выведении доходов через упрощенца. Но от 5 до 10 работников – это было бы в самый раз.

Возможно, одним из решений проблемы упрощенцев было бы введение динамической или процентной ставки, а не фиксированной. Это позволило бы соотнести размер налога с личной выгодой предпринимателя».