УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Банки не компенсируют ценности, украденные из сейфов

549
Банки не компенсируют ценности, украденные из сейфов

Банки опять подверглись атаке мошенников. На этот раз преступники не покушались на деньги кассы или карточные счета, а полезли в банковские сейфы.

«Самый надежный способ сохранения ваших ценностей — индивидуальные сейфы», — говорится на сайте практически каждого банка, который предоставляет услугу аренды сейфов. На этой неделе появилась информация, которая подвергает сомнению надежность такого способа хранения ценных вещей.

НБУ разослал банкам письмо, в котором сообщил, что к банковскому регулятору обратился глава Печерского райсуда Киева. В обращении говорится, что в последнее время имели место неединичные случаи подделки постановлений Печерского суда о раскрытии банковской тайны и проведении выемки в индивидуальных банковских сейфах.

Без шума и пыли

Индивидуальные ячейки действительно надежны. Они хорошо оборудованы и защищены, открыть ячейку можно только с помощью двух ключей, один из которых находится у клиента. Помещения, в которых расположены сейфы, хорошо охраняются и закрываются, а банк не знает, что хранится в ячейках. Однако чтобы вычистить содержимое сейфа, как оказалось, не надо ломать двери или делать подкоп — можно просто подделать постановление суда.

Банкиры говорят, что выемка содержимого ячейки без ведома клиента может проводиться в ряде случаев. «Если клиент не вернул ключ на протяжении 3 месяцев после окончания срока аренды; в случае крайней необходимости (пожар, производственная авария); по решению суда или других компетентных органов; в случае смерти клиента, при наличии у наследников свидетельства о праве на наследство», — перечисляет директор департамента пассивных операций Диамантбанка Лариса Корень.

Мошенники сосредоточили свое внимание на варианте с постановлением суда. Юристы отмечают, что это довольно сложно. Ведь, кроме того, что надо знать имя клиента банка, у которого есть ячейка, надо подделать ряд документов. «Подобного рода выемка может осуществляться по постановлению суда только в рамках уже возбужденного уголовного дела. При этом в постановлении суда должно быть конкретизировано, какие именно предметы или документы подлежат выемке, если же такого уточнения нет, банк может отказать в выдаче содержимого ячейки», — объясняет юрист юрфирмы ILF Анна Жебелева.

Кроме того, мошенникам надо будет лично присутствовать в банке при выемке. Ведь этот процесс должен проводить следователь, который ведет следствие, или же его уполномоченный (в случае с мошенничеством это подставные лица). «В постановлении должно быть указано имя следователя, который уполномочен проводить эту процедуру. Он может поручить это дело другому следователю, но для этого необходимо еще и поручительство», — говорит Анна Жебелева.

Вернуть ценности будет сложно

В случае когда ячейку вскрыли и псевдоследователи унесли ее содержимое, вернуть его будет сложно. «Если выемку провели по поддельным документам, потерпевший будет вынужден обращаться с заявлением в правоохранительные органы, которые и будут заниматься расследованием содеянного преступления, поиском преступников и украденных ценностей», — говорит глава юридического управления OTП Банка Олег Заморский. Иными словами, банк не обязан компенсировать потерю ценностей, если к возмещению убытков его не обяжет суд. «Если виноват банк, компенсацию он должен выплатить. Но на практике вопрос чаще всего решается в судебном порядке», — отмечает начальник службы банковской безопасности Укргазбанка Николай Горобинский.

Сумма компенсации, если таковая будет иметь место, будет зависеть от оценки ценностей по протоколу, который составлялся во время выемки. Дело в том, что в случае с выемкой содержимое сейфа увидят как минимум четыре человека: следователь, сотрудник банка и два понятых. Таковы правила. «При проведении выемки составляется протокол, в котором указываются изымаемые предметы и документы. Протокол подписывают сотрудник правоохранительных органов, два понятых и сотрудник банка, присутствующий при выемке», — добавляет Николай Горобинский.