УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бронзо/завры

Бронзо/завры

Глубокое разочарование и тотальная агрессия. Таковы основные политические тренды осени. Или – если быть справедливым – всего поствыборного политического сезона. Скорые «местные выборы» принципиальной роли уже не играют. Просто дань обязательной «демтрадиции». Агрессивное и поспешное переустройство структур власти – основная нынче «любимая жена» правящей команды. И детские, «бабкие» (не о гендерной окраске речь, а только о стилистических особенностях), истерические, экзальтированные – сильно раздражающие – ответы со стороны формальной оппозиции. Что происходит? Почему вдруг оказалось, что команда президента Януковича без малейшего профессионального сопротивления и в считанные минуты смогла решить целый ряд тяжелейших ситуативных задач?

В частности, «зачистить» Киев от «молодой аэро/команды Черновецкого», лихо переформатировать местные органы власти по всей стране, подмять под себя все ключевые ресурсные и силовые министерства, убрать политических конкурентов из центров формирования общественной повестки дня, сломать многие альтернативные медийные вертикали? И почему как-то «вдруг» выяснилось, что системной, адекватной и остроатакующей оппозиции, гарантирующей профессиональный, резонансный прессинг власти по всем фронтам, у нас по-прежнему нет? Два вроде бы опять риторических (а все, что касается украинской политики, носит риторический, уже набивший оскомину характер) вопроса, которые абсолютно естественно между собой взаимосвязаны. Все дело в нашем традиционном (и полностью несменяемом даже вне зависимости от революций и эволюций) политическом устройстве, которое опирается на три фундаментальных инструмента. Первый: в основе любой политической группы находится вождь. Человек со своим субъективным пониманием, что и как нужно делать.

Человек со своими политическими болезнями, страхами, ожидания. Человек со своим устоявшимся окружением «славословных» фаворитов. Второй: теневые деньги, которыми финансируется «заход» во власть любой формально-политической команды. Деньги нужны и на покупку «общественного мнения», и на покупку выборных технологий, и на покупку административной лояльности. Третье: последующая обязательная продажа управленческих функций (проще - министерских должностей и ниже по вертикали) тем же выдвиженцам «теневых денег». Все – точка. Такая система существовала вчера. Существует она и сегодня. Будет существовать и завтра. Система приносит конкретные деньги неформатным «вкладчикам» и абсолютно понятна им – покупаешь власть, устанавливаешь собственные правила. По крайней мере, до той поры, пока конкурент не заплатит большую сумму за власть. Все прочие (не/вкладчики) – только обязательные статисты.

Но стоить убрать один из элементов этой системы, и она начинает быстро рушиться. К примеру, Виктор Ющенко (в далекую уже бытность его президентом) оказался совершенно несостоятельным вождем. И сразу же потенциальные «финансисты коррупционных вертикалей» бросились искать иные центры приложения. Наиболее яркие звезды этого процесса – Петр Порошенко, Давид Жвания, Виталий Гайдук, Сергей Тарута etc. Еще пример – Юлия Тимошенко и ее упущенные возможности. Теневые деньги сразу же побежали прочь. Впрочем, когда мы говорим о деньгах и Юле, нужно быть особенно аккуратным. Возможно, сама Юлия Владимировна и числилась вполне адекватным «реализатором» правильных властных технологий, но вот ее доверенный человечек – Александр Туричнов – неизменно вызывал крайнее отвращение у всех теневых переговорщиков. Почему? Отдельная тема. Не сегодняшняя. Тем более, что Турчинов и есть одна из базовых причин нынешнего глубокого падения Тимошенко.

В любом случае, очередная правящая команда в очередной раз реанимировала старые правила игры. И сделала это весьма эффектно. Но не все так печально. По странной причине, команда Виктора Януковича слишком уж старательно и слишком жестко подходит к тактическому решению, в общем-то, банальной задачи – тотальному перераспределению власти. Она (команда) старается панически быстро перебрать все распорядительные функции на себя и совершенно не оставляет места для каких-либо социальных или политических компромиссов. А это, в свою очередь, означает несомненный системный конфликт в самое ближайшее время. Реально недовольных (в том числе, из числа теневиков) окажется слишком много, чтобы их можно было бы безболезненно загнать в какое-нибудь отстойное гетто. Дело в том, что властные ребята, с одной стороны, быстро подминают ресурсы и влияние, но с другой – точно так же быстро радикализируют ту часть общественности (и денег), которая готова выбросить новые альтернативные идеи. Грубо говоря, если Леонид Данилович К. шел к идее монопольно-фаворитской вертикали около шести лет, то Виктор Федорович Я. планирует закончить формирование этой самой вертикали в течение ближайшего года. И что дальше?

А дальше произойдет следующее: общество, нынче политически деморализованное и разочарованное тем, что политика в Украине - это скорее базарное «купи/продай», все таки обнаружит себя в глубокой яме. Из которой желательно либо выбраться наверх, либо прорыть боковой туннель и эмигрировать в какой-нибудь соседний регион. Произойдет сравнение цен на оба варианта движения (наверх и в бок). Выяснится, что наверх дороже, но намного выгоднее. После этого появятся новые протестные идеи, которые (по маркетингово-сетевому принципу) быстро захватят сначала западные, чуть позже центральные и параллельно юго-восточные области. Начнется очередное масштабное консолидированное противостояние по линии власть - социум. А так как диалоговых режимов команда Януковича предпочитает не замечать, то все выльется в жесточайшие сценарии с резкими атаками власти со стороны юных и агрессивных социальных групп. Не блицкриг, конечно, но и не слишком долговременная осада. Тем более, что Украина – хочет того или нет Банковая и сателлиты – уже почти интегрирована в мировые сигнально-информационные системы. Закрыть страну (по мягкому – российскому или жесткому – северокорейскому варианту) не получится, а любая попытка это сделать неизменно вызовет дополнительное внешнее давление на группу Януковича.

Так что вывод очень даже оптимистический: чем сильнее сейчас «перераспределяют и закручивают», тем быстрее общество достигнет дна собственного разочарования и тем резче будет ответная реакции. Украина – ведь не Россия (спасибо, Леонид Данилович, за блестящую крылатую фразу). Это у северного соседа выборные вертикали невозможны, так как огромные географические расстояния, сырьевые соблазны и разительные ментальные различия неизменно провоцируют у любого местного избранника-губернатора желание тут же автономизироваться, сепаратизироваться. В Украине всегда доминировала вольница, иногда даже граничащая с радикальным антигосударственным протестом (читай – анархизмом). Так что настоящие схватки только впереди…

Другое дело, что, к большому сожалению, ключевой доминантой в оппозиционной игре пока остается Юлия Владимировна Тимошенко. Формально, она имеет на эту самую «доминанту» полное право – всего трехпроцентное отставание на последних президентских выборах от победившего кандидата Я. наделяет ее специальной легитимационной опп/аурой. Но формально – совершенно не означает эффективно или перспективно. В нашем случае – и вовсе наоборот. Юлия Владимировна, увы, так и не поняла собственной базовой проблемы. А проблема эта кроется не столько в командной неразборчивости или чрезмерном партийном бюрократизме. На самом деле, все намного проще и свойственно всем ярким популистам: слова, которые явно расходятся с делами, всегда вызывают резкое социальное отвращение. Тимошенко ведь не просто вечный «обаятельный оппозиционер». Она имела несколько ходок во власть. Одна из этих ходок длилась смачных два года на ключевой распорядительной должности. И что она доказала? А все то же.

Юлия Владимировна - кровное дитя старой «продажной» системы. Той самой системы, которая требует теневых денег в качестве «артериальной крови», вождя в качестве «мозгов» и продажу должностей в качестве «обмена веществ». А если человек – лидер крупной политической силы – ничем принципиально не отличается от доминирующих коррупционных команд, то почему он должен раз за разом получать «еще один шанс»? Разумеется, Юлия Владимировна всегда располагала и располагает по сегодняшний день огромнейшим личным PR-ресурсом – шармом. Подобного шарма нет больше в украинской политике ни у кого. Но шарм хорош на ток-шоу или в ожидании власти, а никак не на влиятельной премьерской должности. «Сексуальный смех в обмен на стабильные макро- и микроэкономические показатели», к ее огромному сожалению, совершенно не работает. Но, тем не менее, концепции ЮВ пока доминируют в оппозиции. Остальные – такие как Луценко или тот же Жвания – оказались еще хуже. Мельче. Примитивнее. Беспринципнее.

Для нас же вся «плохость» нынешней ситуации кроется в том, что, во-первых, сама Юлия Владимировна не считает нужным трансформироваться (уже устоявшимся образам это крайне сложно сделать) и/или же уходить в глубокий тыл. А во-вторых, она явно занимает чужие места, не позволяет проявиться новым альтернативным политическим концепциям. И вообще, в этом плане пока все не очень здорово. Альтернатива нужна, но для того чтобы ей (альтернативе) претендовать на ведущие роли, нужны большие деньги. Чтобы купить себе рекламные места. А все большие деньги – как я уже сказал – заинвестированы в старые (традиционные) коррупционные политпроекты. Замкнутый круг. Придется разрывать.

И еще одна хорошо узнаваемая метка нынешнего времени. Бессмысленная, беспощадная и имеющая странный эффект атака правящей команды на Тимошенко. Зачем? С точки зрения стратегии – не зачем. Игнорирование ее инициатив – гораздо более выгодная стратегия. Или перевод ее инициатив в «юмор и сатиру». Но с точки зрения компенсации старых страхов – пожалуй да, атаковать нужно. Чтобы спать спокойно. Выгодна подобная атака и обществу, так как она (атака) отвлекает силы и ресурсы властной машины от инициатив прочих альтернативных центров. Позволяет этим центрам вырасти хотя бы до какого-то минимально узнаваемого уровня. С другой стороны, категорически нельзя сказать, что атака на Юлию Владимировну выглядит обдуманно, профессионально и прогнозированно.

Но, тем не менее, она оказалась весьма эффективной к краткосрочной перспективе. Ее больно ударили сразу по нескольким направлениям. Первое: личная дискредитация. Зародили не только сомнения в ее менеджерской подготовке, но и почти доказали (условно, разумеется), что она предпочитает коррупционные схемы. Госкомрезерв, казначейство, отраслевые министерства – везде хищения, растраты и неэффективное расходование бюджетных средств. По сути, ей настойчиво, на протяжении девяти с лишним месяцев приписывают «умышленное формирование команды, которая ворует». Так ли это на самом деле?

Нет, конечно. Никакого умышленно формирования чего-либо не было и в помине. Просто – как сказано выше – ЮВ и есть дитя классической коррупционной системы управления. Не она ее придумала, но она не знает других принципов. Второе: газовые войны, которые нарочито выглядят как «личное наказание для Юли». Как демонстративное якобы доказательство того, что это не ее рынок и что она на этом рынке ведет себя неадекватно. А самое главное – заинтересованным сторонам как бы намекают, Юлия Владимировна умышленно «подставила людей (того же Игоря Диденко). Третье: доказательство ее системной слабости. Удар по таможеннику Макаренко преследует сугубо пропагандистскую цель. Ключевое послание элитам, финансистам, теневикам, схемотехникам – она не в состоянии никого защищать. Четкий и недвусмысленный сигнал бизнесу и членам команды самой Тимошенко: она - пустая и умеет только кричать «помогите!», но реального ресурса влияния нет и не будет.

А ведь и вправду ее нынешняя пиар-программа хиреет просто на глазах. Никаких новых идей. Никакого креатива. Сама же Юлия Владимировна пытается играть на эмоциях и крике, но не предлагает никакой профессиональной контригры. Оказалось, что у нее вообще нет нормальной «яйцеголовой команды», которая способна придумывать оригинальные ходы, учитывая ту самую разочарованность и инерционность общественного мнения. Такой вот интересный казус. По фронту уже наступает «властный танк Я.», жаждущий монополии и тем самым быстро радикализирующий протестные настроения. В обороне же стоит растерянная «пушка Т.», которая стреляет исключительно по воробьям и мешает внедрению новой оборонной стратегии…

Карикатура Марины Туровской