УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Все лучшее – детям?

837
Все лучшее – детям?

В разгар финансового кризиса поднимать проблему детского труда не то чтобы как-то неэтично, а попросту неактуально. Казалось бы, сложности с трудоустройством испытывают миллионы трудоспособных взрослых людей разных профессий. Это значит, что рынок труда переполнен желающими трудоустроиться, а потому обращаться к детскому труду попросту не имеет смысла. Детальный анализ демонстрирует обратную тенденцию. Более детально – ниже, однако сейчас о мотивах этого исследования.

Почвой для такого материала стали мои многочисленные командировки по Украине и личные случайные наблюдения. Разъезжая по городам и весям, я неоднократно сталкивалась, как на западе, так и на востоке, с удивительным для меня явлением – повсеместным использованием детского труда. Причем это касается совершенно разных сфер деятельности: как привычных нашей психологии сельскохозяйственных работ, так и достаточно экзотических занятий, например установки высокоточного технологического оборудования.

Вначале мне казалось, что это лишь единичные случаи, связанные с моими фобиями. Однако в негласной беседе с невольными попутчиками или региональными партнерами, я приходила к выводу, что детский труд перестал быть сюжетом советских фильмов про беспризорников или рассказов Короленко. И если 13-летние трактористы уже давно перестали поражать воображение инспекторов труда, то подростки, мирно курящие и попивающие в лучшем случае пиво после трудовых будней возле работающего бензогенератора, все-таки не могут не всполошить урбанистический образ мышления цивилизованного горожанина. Мы привыкли вполне справедливо негодовать, рассматривая с болью в сердце страшные фотографии «Рейтерс», иллюстрирующие все ужасы детского труда в развивающихся странах – юные механики в Китае, пакистанские портные, 11-летние металлурги из Бангладеш, юные шахтеры африканских стран. Однако «в своих глазах мы не замечаем бревна»… Чем монтажники-высотники из Кировограда или подсобные рабочие на стройках Житомирщины (все сплошь не старше 15 лет), с которыми я сталкивалась, лучше, чем перечисленные персонажи заграничной жизни периода упадка капитализма?

12 июня отмечался международный день борьбы с детским трудом, а еще ранее, 1 июня – День защиты детей. Государственные чиновники много говорили о борьбе с этим негативным социальным явлением. Однако и они не скрывают, что в Украине с каждым годом это явление становится все более массовым.

Причем к детскому труду прибегают не только предприятия, решившие одномоментно сэкономить, уменьшив свои растраты в период кризиса. По моей информации, несовершеннолетних на производстве используют и достаточно благополучные компании. И после того как картина повторилась трижды в разных регионах, я попыталась уточнить информацию о ситуации с использованием детского труда в целом.

Дети всем довольны

После неформальной беседы с «пацанами», мирно отдыхающими возле очередного непростого с точки зрения технологического процесса монтажа объекта, стало понятно, что их в этой работе все устраивает – они получают достаточно неплохое, как для них, вознаграждение за роботу, опасность которой они попросту не осознают. Для них что подработать помощником комбайнера, что электрогенератор смонтировать – разницы никакой, а денег больше. Однако дальнейший мой анализ убедил меня, что фирмы, прибегающие к такому труду, экономят очень существенно. И это притом, что услугами несовершеннолетних пользуются и конторы, работающие на очень небедных заказчиков. Я лично, проезжая, видела, как такие вот пацаны копошились возле передающих антенн операторов мобильной связи. И мне без разницы кто это – «Киевстар», МТС или «Лайф». Такие обеспеченные клиенты могли бы как минимум проследить, чтобы их подрядчики не прибегали к таким формам работы. Однако, перефразируя известную фразу, – экономия определяет сознание. А экономия здесь существенная. Во-первых, такой малолетний монтажник обходится в разы дешевле, чем квалифицированный рабочий, официально оформленный и имеющий определенный социальный пакет. Во-вторых, при найме ребенка страховые случаи как правило не наступают, а если и наступают, то компенсация в этой ситуации в разы меньше, чем если бы все это проходило в соответствии с действующим законодательством.

Ребята не скрывают, что по молодости разное бывало – кого током «шандарахнуло», а кто и с высокой площадки падал в полном обмундировании. Однако никто в таком случае на работодателей не жаловался – получали свои деньги, плюс дополнительно на «восстановление» и отлеживались себе до конца летних каникул.

Мегаприбыль при минимальных затратах

Теперь остается самое интересное – узнать, а кто же так радикально экономит на достаточно прибыльном бизнесе? Мои региональные партнеры во время неформального разговора вполне живо согласились обсудить эту проблему. Они в открытую называли фирмы, которые особо и не скрывали факт использования труда несовершеннолетних. По некоторым таким конторам даже проводились соответствующие следственные действия. В частности, я попыталась даже реестр собственный завести. И в этой связи мы даже вышли на некоторую закономерность. Ряд фирм, занимающихся разного рода строительными и монтажными работами, использующими в разных регионах практику детского труда, получали достаточно однотипные заказы. В частности, в моем реестре упоминаются такие конторы, как Консалтинговая группа «Партнеры», «Свемон-Запад» и пр. При этом официальную более-менее полную информацию о работе таких фирм найти крайне сложно. Однако элементарный «серфинг» в интернете по названиям этих контор приводит хоть и неполную, но парадоксальную картину – эти компании не отличаются качественным контролем безопасности труда, а у некоторых были даже смертельные случаи.

Кризис – время для детского труда

Теперь, собственно, остается уточнить, почему же детский труд, да еще и во время кризиса является столь привлекательным для работодателя. Я пообщалась с рядом сотрудников социальных служб в регионах и попыталась сделать общие выводы. Картина вырисовывается достаточно печальная. Во-первых, 99% несовершеннолетних работников никогда официально не оформляются. Это значит, что ни о каком социальном пакете речи не идет. В государственный бюджет и фонды социального страхования никто денег не платит. Во-вторых, средняя заработная плата таких работников на порядок ниже квалифицированных рабочих трудоспособного возраста. В-третьих, в трудовых отношениях работодателя с таким рабочим насчитывается до 30% случаев невыполнения или частичного невыполнения финансовых обязательств со стороны работодателя. Попросту заказчик, что называется, «кидает» малолетних рабочих, не выплачивая им зарплату совсем или же бросая какие-то крохи. Кстати, в случае с моими пацанами такое тоже иногда случалось.

А что же украинская власть? Законодательством определен возраст, когда наступают трудовые отношения – 16 лет. Это значит, что, начиная с 16 лет, рядовой украинец может быть привлечен к работе, получая при этом особые условия труда. В то же время, по неофициальным данным сотрудников социальной сферы, 20% случаев использования детского труда приходится на возраст 14-15 лет (в основном это сельскохозяйственные работы), 30% на возраст 15-16 лет (это как раз мои подопечные), 50% на возраст 16-18 лет. При этом 90% всех случаев использования детского труда приходится на предприятия с частной формой собственности. Кстати, 5% детей работают в недопустимых для детского здоровья условиях. При этом наибольшее количество таких случаев припадает на Николаевскую и Тернопольскую область (это один из «моих» регионов).

Есть у власти и специальные нормативные документы, регулирующие детский труд. И я попыталась, не будучи юристом, определить, какие же нормы нарушил в нашем случае работодатель. Итак:

• статья 150 Уголовного кодекса (эксплуатация детей, которые не достигли соответствующего возраста, карается арестом на срок от 6 мес. или лишением свободы до 3 лет);

• часть 1, статьи 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях (невыплата в полном объеме заработной платы, карается от 30 до 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан);

• статья 173 Уголовного кодекса (злоупотребление доверием, принуждение к работе, не обусловленной соглашением, карается лишением права заниматься деятельностью или арестом от 6 мес. или лишением свободы на срок до 2 лет);

• статья 175 Уголовного кодекса (безосновательная невыплата заработной платы, карается штрафом от 500 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов или исправительными работами на срок до 2 лет, или лишением свободы до 2 лет с лишением права занимать определенные посты и заниматься определенным видом деятельности).

Ну и, наверное, лишним будет говорить о нарушении в таких случаях едва ли не ¼ части всего КЗОТа…

Вот как здесь не вспомнить старый советский лозунг о том, что «все лучшее – детям»?! В условиях капиталистической реальности этот слоган звучит как откровенное издевательство.

Версии.com

Все лучшее – детям?