VIP-беспредел. Детские лагеря превращают в виллы для мажоров

1,9 т.
VIP-беспредел. Детские лагеря превращают в виллы для мажоров

Детский лагерь «Орленок» расположен в живописном уголке Украины — селе Дахновка Черкасской области. Как пишет газета "Новая", вот уже восемь лет по специальной реабилитационной программе тут летом отдыхают ребята из неблагополучных семей, дети-инвалиды, дети, отстающие в развитии. И у них появляется возможность увидеть, что мир — это не только голод, побои и воровство; здесь им помогают специалисты — педагоги и психологи. Результат красноречив: ни один ребенок, хоть раз побывавший в лагере, не принялся за старое. Аналогов «Орленку» в Украине больше нет, однако и ему грозит закрытие — все соседние детские лагеря в заповедном месте оккупировали сильные мира сего.

О второклашке Вадике (фамилию родители просят не называть) узнала вся страна — бабушка мальчика написала президенту письмо. В нем она жаловалась на то, что малыша обижают в школе и предлагают родителям отдать ребенка в другое учебное заведение. А все потому, что Вадик был неуправляемым, мешал всему классу учиться и закатывал истерики, с ним не могли справиться педагоги.

Родителей заставили пожениться

Маленького «монстрика» служба по делам детей Сосновского райисполкома Черкасс решила отправить на лето в лагерь «Орленок» — об этом «Новой» сообщила заведующая отделом профилактической работы службы по делам детей Анжелика Добровольская. И благодаря этому мальчика теперь не узнать.

— Педагоги выяснили, в каких условиях обитал малыш, — поведала заведующая. — Оказалось, его родители не расписаны и живут порознь, но отец поддерживал с ними связь — был так называемым приходящим папой. А ребенку именно отцовского воспитания и не хватало. Вдобавок у Вадика серьезные проблемы со здоровьем, которые влияют на его поведение.

Работники лагеря по душам побеседовали с отцом мальчика, и тот понял, что должен принимать активное участие в воспитании сына. Родители Вадика поженились. Ребенка перевели в другую школу. Там он ведет себя гораздо лучше. А сейчас в семье ожидается пополнение…

Работал вместо завхоза

Все дело в том, что в лагере «Орленок» проблемные ребята отдыхают вместе со своими нормальными сверстниками — в этом и состоит уникальность реабилитационной программы, которая с успехом проводится здесь на протяжении многих лет. Дети видят, что жизнь может быть счастливой, что можно не бояться побоев, зарабатывать на жизнь и не воровать, и даже если ты инвалид, можно вести нормальную жизнь. В каждом ребенке воспитатели находят какой-то талант и помогают его развивать.

— Кто-то начинает рисовать, кто-то петь, кто-то заниматься спортом, — говорит старшая воспитательница лагеря «Орленок» Елена Ленская. — У нас был один мальчик, у которого в руках все «горело». Если надо было забить гвоздь в стену, прибить полку или что-то починить, мы просили его об этом. Понятное дело, в лагере есть завхоз, который все это делает, но когда ребенка хвалят за его умелые руки, у него растет самооценка.

Елена Ленская припомнила также одаренного парнишку, который отдыхал в лагере несколько лет подряд, а когда вырос, попросился к вожатым — помогать проводить дискотеки. Денег за работу ему не платили, так как такой должности в бюджете лагеря не предусмотрено, поэтому он работал за еду. Нынче парень стал известным диджеем в Черкассах.

В лагере отдыхают и дети-инвалиды. Здесь им дают шанс немного поправить здоровье, а главное — научиться чувствовать себя не хуже других. Таким ребятам внушают: даже если ты инвалид, все равно можно постараться жить нормально.

Несмотря на проблемы со здоровьем, Яна Федюк помогает маме воспитывать братьев и сестер

У Яны Федюк — нарушение функции гипофиза, она не растет. К тому же у девочки нет глаза. Но, несмотря на проблемы со здоровьем, она помогает матери поставить на ноги своих младших сестер и братьев — ведь Яна старшая из четверых детей. С деньгами в семье туго, и Яна подрабатывает — то разносит буклеты, то трудится официанткой. А сейчас она готовится поступать в вуз.

Звать милицию бесполезно

В практике работников службы по делам детей бывает и так: чтобы спасти ребят, приходится идти на жесткие меры. Анжелика Добровольская рассказала «Новой» о двух сестренках — 17-летней Вике и 16-летней Ксюше, которые живут в постоянном страхе. Их отец убил их дедушку, но отмазался от тюрьмы, поскольку работает в милиции. Этот домашний тиран, чувствуя свою безнаказанность, держит всю семью в ежовых рукавицах: избивает жену и девочек.

— Был даже такой случай, — делится Добровольская. — Ксюша ночью, когда ее отец избивал сестру и мать, записала на мобильный эту сцену и побежала в одной ночной сорочке в районное отделение милиции. Наряд стражей порядка, выехавший на место, «успокоил» коллегу, но после этого женщина так и не написала заявления — боится мужа и полагает, что тот избежит наказания. Более того, она начала пить.

По словам Анжелики Добровольской, служба намерена лишить мать и отца девочек родительских прав. Только тогда Вика и Ксюша смогут жить спокойно. Безусловно, лучшим вариантом было бы изолировать отца семейства — без него мать наверняка перестала бы пить, но она сама должна найти в себе силы, чтобы с этим бороться. И хотя пока в семье все осталось по-прежнему, благодаря поддержке педагогов обе девочки после отдыха в «Орленке» стали сильнее, теперь уже не боятся и мечтают о другой жизни.

Максим Пушкин хочет жить в нормальной семье

Похожая ситуация и у Максима Пушкина: его мать одна воспитывает троих сыновей от разных отцов. Двое старших братьев Максима уже пошли по кривой дорожке: один отбывает срок в колонии для несовершеннолетних, другой курит, пьет и ворует.

— Мать Максима пьет, — продолжает Анжелика Добровольская. — Мальчик живет в лачуге, до школы ему добираться целый час. Мы дали матери последний шанс — если она за три месяца не перестанет пить и не приведет жилье в порядок, ее лишат родительских прав. Если этого не сделать, Максим повторит судьбу своих братьев. Пока мальчика поселили в приюте.

Меняем табрики на сладости

Работники лагеря повидали немало обездоленных деток, которые дома часто голодают из-за того, что их родители тратят деньги исключительно на водку. А в лагере детишек хорошо кормят: каждому ребенку на еду ежедневно выделяется 30 гривен. В меню — салат из свежих овощей (помидоров, огурцов), каждый день мясные блюда, горячий борщик или супчик на первое.

— У нас отдыхала 7-летняя девочка, которая съедала по три тарелки борща, — вспоминает Елена Ленская. — Ее мать-алкоголичка не имела времени на то, чтобы кормить ребенка...

Тот, злой, мир крепко держит подростков в своих объятиях. Дети даже буквы в слове «осьминог» умудряются переставить на привычное для них — «самогон». Но здесь у них жизнь другая и развлечения тоже другие: вместо игровых автоматов — игра «туристическая переправа». Ребятня играет в футбол, проходит мастер-класс по разукрашиванию писанок, слушает бардов, ездит в Черкассы на боулинг, побеждает в танцевальном марафоне.

В лагере придумали свою денежную единицу — табрики. Их можно было заработать, если не баловаться и капризничать, а делать что-то полезное. Завели две доски учета: на одной фиксировали удачи, на другой — плохое поведение. За первое начисляли «зарплату», за второе «штрафовали». К концу смены табрики можно было обменять на сладости.

Статистика фиксирует исправления

Многие противники такого воспитания говорят: а что толку — ведь из лагеря «Орленок» дети возвращаются в свою привычную жизнь, где родители пьют, где приходится воровать, чтобы что-то съесть на обед. Многие из них привыкли просиживать ночи напролет за игровыми автоматами, курить травку, драться. Однако Елена Ленская утверждает: все, что делается, не напрасно.

— Я думаю, что главное, что дети выносят из лагеря, — это веру в свои силы и способность преодолеть трудности, — признается Елена. — Есть статистика, согласно которой те дети, кто отдохнул в «Орленке» хоть однажды, после этого не были замечены ни в одном правонарушении.

Воспитатель рассказывает: в «Орленок» приезжало много деток с потухшим взглядом, опущенными плечами и полной убежденностью в своей ничтожности. Зато когда они покидали лагерь, плечи у них расправлялись, в глазках загорался огонек, и они верили в то, что могут изменить свою жизнь к лучшему.

Последнее лето?

К сожалению, единственный лагерь для отдыха детей из неблагополучных семей доживает, возможно, последнее лето. Раньше в «украинской Ривьере» — так назвали еще до революции этот красивый уголок Черкасщины — работало целых пять детских лагерей — «Чайка», «Орленок», «Днепровец», «Дзержинский» и «Свитанок».

Теперь вместо веселого детского смеха и пионерского горна в четырех из них абсолютная тишина. Зато за высокими заборами бывших лагерей полным ходом идет строительство шикарных вилл. Их приватизировали мажоры из Киева, кто точно, тут не знают. Ходят слухи, что одну из дач купила Юлия Тимошенко. А вот в «Чайке», где раньше оздоравливались тысячи деток, сейчас удобно разместилась база отдыха одного из силовых ведомств, по мнению старожилов — «Беркута».

Небольшим островком среди замков пока что остается «Орленок». До кризиса здесь планировали сделать ремонт — четырехэтажный спальный корпус находится в аварийном состоянии. Он огорожен ленточками, которые предостерегают ребятню, что к стенам подходить опасно.

Но уже этим летом отдых детей сократили вдвое — смена продолжалась всего лишь 14 дней вместо привычного месяца. По программе реабилитации детей из неблагополучных семей тут отдыхало 25 детей. У лагеря 20 домиков, но только в двух из них жили дети.

— Каждый год над нашим лагерем сгущаются тучи и нам грозят закрытием, — сетует директор «Орленка» Олег Сергиенко. — В нынешнем году такие слухи стали очень активными. Мы же надеемся, что этого не произойдет, потому что детских лагерей и так осталось мало, а думать о будущем нужно.

P. S. Понять тех, у кого есть деньги, можно — природа здесь шикарная, лес, озеро в 20 минутах ходьбы. Но ведь не может же все быть лишь для богатых! Одна надежда — до окончания срока аренды «Орленка» еще далеко. Но, как показывает практика, тех, у кого есть деньги, такие мелочи не останавливают...

Читайте по теме:

Мажоры VS Фемида. Пасынка нардепа прячут в психушке

«Мажорная» беда Украины, или Как быть детьми богов

На VIP-пати Ющенко прилетел целый самолет гостей

В Ялте строят закрытый курорт для VIPов за 300 миллионов