УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Американский шпион, непотопляемый Луценко и проблема выбора

Американский шпион, непотопляемый Луценко и проблема выбора

Несмотря на то, что «свято место пусто не бывает», сегодня в Украине есть ряд всё еще вакантных престижных должностей. Кто и за какие заслуги их получит? Ответить на этот вопрос «Обозреватель» попросил директора Киевского института проблем управления им.Горшенина Костя Бондаренко и руководителя Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко.

Чрезмерное внимание к должности министра иностранных дел Кость Бондаренко объясняет тем, что «это один из ключевых постов в любом государстве. Это лицо страны. Это человек, который должен осуществлять внешнюю политику и иметь постоянный контакт с аккредитованными в Украине послами, а также координировать деятельность всех посольств Украины за рубежом».

Кандидатуру на пост главы МИДа, ныне посла Украины в США Олега Шамшура эксперт назвал «чрезвычайно интересной хотя бы с той точки зрения, что это один из наибольших профессионалов среди украинских дипломатов, который отличается от большинства своих предшественников двумя чертами: умом и человечностью, а также способностью к компромиссам».

Однако, несмотря на все достоинства кандидата, перспектива его назначения весьма туманна. Одной из главных проблем является то, что кандидатуру Олега Шамшура подал Президент, а отношение большинства парламентских сил к Гаранту общеизвестно. С другой стороны, эксперт не исключает и варианта, когда кандидата просто «съедят»: уволят с должности посла Украины в США, а министерский портфель не дадут. «Если это так, то это будет в стиле «украинского иезуитства». И будет очень жаль, если украинская дипломатия потеряет серьезную возможность получить профессионального руководителя во главе Министерства».

Владимир Фесенконазвал кадровый вопрос «перезревшим». По его мнению, ситуация по кадровым голосованиям отражает противоречия коалиции. «Де-юре она существует, де-факто по принципиальным, особенно политическим вопросам, и особенно по кадровым вопросам реально голосов нет». «Если принципиально не изменить подходы к голосованию по кадровым вопросам, они так и останутся неразрешенными, а это может подтолкнуть и к принципиальным изменениям в парламенте».

Политолог заметил, что «статус министра иностранных дел Украины в последние годы оказался заниженным» - глава МИДа Украины превратился в обычного исполнителя воли Президента. «Он может влиять на организацию работы МИДа, на какие-то отдельные локальные вопросы, но все принципиальные вопросы определяются Президентом».

Отвечая на вопрос, почему возникла кандидатура Олега Шамшура, Владимир Фесенко еще раз напомнил о его достоинствах: «действительно, он один из наиболее уважаемых дипломатов в нашем дипломатическом корпусе». Кроме того, он формально нейтрален, поскольку практически не известен в украинском политикуме.

По словам эксперта, наш МИД достаточно нейтрален в политическом смысле. Так, ведомство не распределено по политическим квотам. И хотя оно остается прозападным, «но достаточно нейтральным, не связанным с отдельными политическими силами. В этом смысле Шамшур как раз отображает эту нейтральность, нейтральность нашего дипломатического корпуса».

Но главным аргументом в пользу Олега Шамшура Владимир Фесенко считает то, что кандидат – посол Украины в США. Супердержава, в которой зародился кризис, первая будет справляться с ним. Следовательно, «контакты с новой американской администрацией являются очень и очень важными. И в этом смысле Шамшуру, в отличие от другой кандидатуры, не нужно начинать с чистого листа – у него уже есть определенные наработки, он уже знает, с кем и как общаться, не только по официальным каналам, но и искать контакты с неофициальными источниками».

Вместе с тем, «позором для страны» Владимир Фесенко называет обвинения в адрес Олега Шамшура в шпионаже: «если бы где-то в Европе услышали такой контраргумент против кандидатуры, что он посол в США, а, следовательно, он американский шпион, - это было бы посмешищем для тех политиков, которые бы так говорили».

В любом случае, решение по вопросу о Шамшуре будет зависеть от стадии «войны» Президента и премьера. В момент перемирия, который наблюдается сейчас, Олег Шамшур имеет неплохие шансы стать министром иностранных дел Украины – по крайней мере, в том случае, если голосование за его кандидатуру будет проходить отдельно. В случае же пакетного голосования вероятность положительного решения резко снижается.

Еще один «стратегический» пост – должность главы Фонда госимущества. Кость Бондаренко не знает, «есть ли у Юлии Тимошенко кто-то другой, кроме Портнова, кто бы хотел возглавить Фонд», но признает, что это пост «достаточно политизирован». В то же время, заявления, прозвучавшие в прошлом году из уст господина Портнова в адрес главы государства, вычеркивают его из «Книги Жизни Секретариата» - «эта кандидатура не будет принята средой улицы Банковой». Это означает, что, скорее всего, пост главы ФГИ отдадут «компромиссной фигуре, на которой могли бы сойти две стороны, если стороны противостояния и дальше хотят продолжать перемирие и если действительно хотят разрешать кризисные вопросы в экономике».

По словам Владимира Фесенко, «программа-максимум» правительства – назначить руководителем Фонда человека, максимально приближенного к последнему, т.е. господина Портнова. «Но Портнов имеет меньше всего шансов на прохождение в парламенте. По отношению к нему есть подозрения, определенная нелюбовь коалиции, и шансы получить даже все коалиционные голоса также не очень стабильны». Поэтому эксперт считает более приемлемой кандидатуру нынешнего и.о. главы Фонда Дмитрия Парфененко. И если этот кандидат продемонстрирует «свою равноотдаленность от правительства и от Секретариата Президента, тогда у него могут быть шансы». Радует и то, что «в Секретариате Президента нет личных претензий к Парфененко».

Что же касается ныне действующих министров, то, по крайней мере, одному из них – министру внутренних дел Юрию Луценко - отставка не грозит. Прежде всего, потому, что увольнение Луценко поставит крест на коалиции. По словам Костя Бондаренко, Луценко на посту министра внутренних дел – это залог того, что «Народная самооборона» останется в лагере Юлии Тимошенко, поэтому «дружеские отношения с Луценко являются для Тимошенко приоритетом».

В свою очередь, Владимир Фесенко напомнил, что есть немало желающих отправить Юрия Витальевича в отставку. Но если об отставке Луценко заговорят в БЮТ, «это будет означать новый, еще более острый кризис в коалиции, нежели тот, который возник после отставки Огрызко. Тогда коалиция просто перестанет существовать». Кроме того, накануне президентских выборов иметь союзника-министра внутренних дел весьма полезно, ведь «в ведомстве Луценко 330 тысяч человек, включая милицию и внутренние войска».

Если же говорить о составе Кабмина в целом, то здесь возможны варианты. В частности, оппозиция не откажется от попыток сделать правительство как минимум полулегитимным. Например, оппозиционеры готовы голосовать за любую отставку и не готовы поддерживать ни одного назначения. А это значит, что со временем может возникнуть ситуация, когда в Кабмине будет присутствовать масса «и.о.», и тогда, по истечении 60 дней, на конституционных основаниях, правительство можно считать нелегитимным, а в результате – досрочные парламентские выборы.

По словам Владимира Фесенко, опасаясь такого поворота событий, Юлия Владимировна не будет впредь спешить с отставками, «чтобы не делать подарков своим политическим оппонентам». Но факт остается фактом: кадровые изменения в Кабмине нужны. И если на следующей пленарной неделе не удастся их осуществить, правительству придется оставить надежду на это либо идти на компромисс с главным оппонентом – Партией регионов, в том числе, в кадровых вопросах. «Так что посмотрим, как будет развиваться эта интрига. От результатов кадровых голосований будут зависеть и дальнейшие изменений в кадровой стратегии правительства и, возможно, ситуации в парламенте».

Стенограмму пресс-конференции политологов читайте здесь

Смотрите видеосюжеты по результатам пресс-конференции:

На выборах заработаем и покушаем

Луценко в отставку не уйдет

Главой Фонда госимущества может стать ПарфененкоШамшура в министры иностранных дел

Американский шпион, непотопляемый Луценко и проблема выбора
Американский шпион, непотопляемый Луценко и проблема выбора
Американский шпион, непотопляемый Луценко и проблема выбора