УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Принуждение к новой трубе

Принуждение к новой трубе

Труба моя – куда хочу, туда верчу

Пока политики пугают людей сообщениями о новой страшной болезни, незамеченными оказались две важные новости. Первая - Кременчугский нефтеперерабатывающий завод теперь уже полностью перешел под контроль группы «Приват». Если раньше этим предприятием владели Украина и Татарстан через компанию "Укртатнафта", то теперь татарским акционерам было отказано и в Верховном суде Украины. Конечно же, ОАО "Татнефть" еще долго будет пытаться доказать свои права на этот завод, однако шансы невелики.

Это подтверждает и вторая новость - принуждение «Приватом» российской компании «ЛУКОЙЛ» к новым схемам поставки нефти. Еще летом этого года «Приват» предложил российской компании поменять маршрут поставки топлива на Одесский нефтеперерабатывающий завод, принадлежащий «ЛУКОЙЛУ». До лета этого года Одесский НПЗ получал нефть по Приднепровским магистральным нефтепроводам. Однако «Приват» решил использовать ветку этого нефтепровода в другом направлении. Для того, чтобы поставлять нефть с танкеров, разгружающих топливо в Одессе на север - на Кременчугский НПЗ. При этом Одесскому НПЗ предложили более длинный маршрут – использование нефтепровода Броды-Одесса. Теперь уже трудно понять, чего в этой истории больше – желания доставлять на Кременчуг азиатскую нефть или стремления истребить конкурента, повысив расходы Одесского НПЗ на доставку нефти.

При этом цели своей "Приват" достигал предельно просто. После того, как россияне не согласились на невыгодный для них маршрут, "Приват" при помощи компании «Укртранснефть» попросту отключил Одесский НПЗ от поставок нефти. Грубо говоря, перекрыл кран нефтепровода. Результат был прогнозируемым - в начале октября 2009 года "ЛУКОЙЛ" был вынужден остановить производство на Одесском НПЗ.

Около месяца завод то простаивал, то работал на собственных запасах нефти. Даже визит в Киев Вагита Алекперова не возымел нужного эффекта – российскому инвестору просто не дали встретиться с Юлией Тимошенко. В начале ноября «ЛУКОЙЛ» все-таки согласился на новый маршрут, ведь простой завода в Одессе все-таки дороже. По данным генерального директора Одесского НПЗ Алексея Коваленко, убытки от простоя завода в октябре составили около $3,5 млн. Согласно последним сообщениям, уже 5 ноября нефть начала поставляться на завод по нефтепроводу Броды-Одесса.

Грубые действия "Привата" почему-то не обращают на себя внимание ни правоохранительных органов, ни Антимонопольного комитета. Хотя очевидно, что речь идет о нечестных методах конкуренции. При этом «Приват» своими действиями наносит очередной удар по имиджу Украины как государства-транспортера энергоносителей. Мало того, что вся Европа боится новых отключений газопроводов, так теперь еще и непонятно когда Коломойскому взбредет в голову отключить какой-нибудь нефтепровод, который ему захочется использовать в другом направлении.

Как забрать "Укрнефть"

Кому в этой стране принадлежит государственная компания? Правительству? Фонду госимущества? Это все в теории. На практике мы слышим такие чудесные фразы: «Вы хотите получить контроль над предприятием? Так в рамках существующего законодательства я это не позволю». Это сказано о компании «Укрнефть». Но сказано не государственным чиновником, а вроде бы миноритарным акционером – Игорем Коломойским. Он вместе с другими частными лицами владеет 40% акций крупнейшей нефтедобывающей компании страны. Но при этом он искренне считает, что именно он вправе решать: кто получает контроль над предприятием, а кто нет.

Более того, вот уже 4 года «Укрнефть» до сих пор не выплатила дивиденды с прибыли своим акционерам – государству и группе «Приват». Только в 2008 г. государство 5 раз пыталось получить свои деньги, созвав собрание акционеров, которое правомочно решать вопрос распределения прибыли. Однако представители «Привата» через суды срывали все попытки созыва собрания акционеров. Ведь речь идет о значительных суммах. По одним данным, нераспределенная прибыль «Укрнефть» за 2006-2008 гг. превышает 5 млрд грн, по другим – около 7 млрд грн. Около половины этих средств должен получить «Нефтегаз Украины». Приват эти деньги фактически не разрешает распределять. В итоге у «Нефтегаза» нет денег на самые важные платежи. То на оплату еврооблигаций в конце сентября этого года, то на оплату российского газа в начале ноября. Вместо того, чтобы заставить Коломойского поделиться деньгами, правительство оплачивает российский газ из кредита МВФ, а для того чтобы не объявить дефолт по еврооблигациям, выпускает новые облигации.

Понимая, что забрать прибыль с "Укрнефти" не удастся, пока компания не перейдет под полный контроль "Привата", Коломойский, судя по всему, решил испытать свою старую схему. Сначала разорить компанию, а потом выкупить за бесценок. Ведь во время кризиса разорятся даже самые вроде бы успешные компании, так что убытки «Укренефти» не должны никого удивить.

Согласно официальным сообщениям, "Укрнафта" в январе-сентябре 2009 года работала в убыток, не досчитавшись 275 млн гривен. Еще год назад компания получила прибыль в размере 1,7 млдрд.

Хотя нефтедобыча и пострадала от кризиса, однако это не банковская отрасль и не строительство. Доход компании сократился на 18%. Это много, но прибыль не просто сократилась, а вообще исчезла! Причина кроется в том, что с одной стороны компания снизила свои объемы добычи сырья, а с другой - продает свою нефть за бесценок. До августа этого года «Укрнафта» продавала нефть по $21-22 за баррель, в то время как на мировых рынках сырье стоило $70 за баррель. Такими темпами к концу года убыток «Укрнефти» с нынешних 275 млн грн увеличится до 350-400 млн грн.

«Приват» сможет забрать себе крупнейшего добытчика нефти в стране даже без официальной продажи, которая наверняка могла бы вызвать много критики. Все можно сделать тихо и без пыли, ведь даже сейчас, владея всего 40% акций, Коломойский фактически управляет компанией.

Принуждение к новой трубе