УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...

Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...

Говорите правду – и вы будете оригинальны. Врач Светлана Викторовна Комар каждодневно вынуждена говорить правду – суровую, колючую, предельно реалистичную. Иное дело – оригинальна ли она, когда называет вещи своими именами. Ведь сегодня многие медики без устали, без разных там обиняков тоже твердят об этом – об эпидемии СПИДа в стране. Да и ООН уже заявляет: распространение СПИДа в Украине является наиболее угрожающим в Европе.

Впрочем, оригинальничанье ни к чему доктору Светлане Комар. Достучаться бы до сердец высоких чиновников, обратить их внимание на все беды единственной детской клиники в Украине, где лечать ВИЧ-инфицированных детей, – одна из главенствующих задач.

Светлана Викторовна руководит Центром “Клиника для лечения детей, больных на ВИЧ-инфекцию/СПИД”, который недавно был создан в структуре известной спецбольницы “Охматдет”.

Да будет вам известно, что на открытие клиники приезжал Виктор Ющенко, говорил правильные, хорошие слова. В частности, Президент Украины заметил: “Ми відкриваємо заклад, мета якого – зберегти здоров'я, а дуже часто і життя найменшого громадянина – дитини. ВІЛ/СНІД – це той виклик для нашого суспільства, який стосується кожного з нас”.

Казалось бы, столь пристальное внимание руководства государства к этому учреждению будет своего рода сигналом для министерских управленцев: больные дети – прежде всего. Посмотрим, как чиновники восприняли слова Ющенко о вызове обществу.

Посетив эту клинику, корреспондент "Обозревателя" сделал вывод, что наши чиновники, очевидно, плевать хотели на президентский патронат над детским центром, что бюрократическая волокита взяла это, особое, учреждение в мощные тиски. И ведь это безобразие творится в столице, под носом политиков, депутатов, государственных деятелей. Нельзя не задаться вопросом: как же страна может справиться с этой ужасной инфекцией, если первейшей детской больнице ставят палки в колеса, если по воле клерков возникают немыслимые преграды в лечении маленьких пациентов?

Позвольте примеры. Для проведения 25-ти курсов терапии по линии госбюджета планировалось приобрести три препарата. Однако купили только два… И вот уже в течение длительного времени заведующая клиникой Светлана Комар не может добиться, чтобы был закуплен недостающий компонент (третий) для лечения деток. Речь идет о таком препарате, как "Абакавир", который производит иностранная компания "Глакса". Увы, поставок нет, потому что вопрос, как предполагает "Обозреватель", возможно упирается в ценовой фактор, в проблемы взаимоотношений с фармацевтическим рынком.

Сегодня детской больнице нужно 440 флаконов "Абакавира". Но где взять 44 тысячи гривен на такую покупку? К кому только не обращались врачи, какие государственные пороги только не обивали... А проблема до сих пор не решена. И даже чиновники Комитета по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным болезням, который работает в системе Минздрава, не смогли помочь. Причина: дескать, Комитет не занимается тендерными закупками.

По мнению автора этих строк, сегодня некоторым большим начальникам не до проблем детской клиники, а с отдельных чиновников – как с гуся вода. Может, в этом и заключается суть ответа Украины на вызов времени – на эпидемию СПИДа? И когда слышишь заверения о том, что лечение ВИЧ-инфицированных детей является приоритетом государственной политики, то невольно думаешь, как же далеко мы зашли в этой лжи, как глубоко сидит стремление к лицемерию.

В продолжение темы и такой пример. Сегодня на складе, или, как изъясняются медики, – в карантине, лежит 1403 упаковки препарата для лечения ВИЧ-инфицированных детей. Лекарство было закуплено за бюджетные деньги (потрачено 160 тысяч гривен). Однако без разрешения Минздрава их нельзя применять. Казалось бы, пустяковое дело – подписать казенную бумагу, направить ее по вертикали.

Но посмотрите, какой цирк происходит. Во время открытия детского центра вместе с Виктором Ющенко на праздничной церемонии присутствовали и некоторые государственные деятели. "Обозревателю" известно, что в ходе данного мероприятия министр здравоохранения Василий Князевич пообещал решить вопрос с этими препартами (1403 упаковки), а заодно высказал слова поддержки медикам, говорил об оперативном содействии в их благородной работе…

Однако вот уже более четырех месяцев это лекарство, в которых так нуждаются детки, лежит без движения. Правда, 29 мая с. г. заместитель министра Валерий Бидный подписал долгожданный приказ-разрешение на применение лекарства. И что вы думаете? О препарате серии 057 – 019 ничего не сказано в этом разрешении. А ведь лекарство указанной серии как раз и хранится в Клинике для лечения детей, больных на ВИЧ-инфекцию/СПИД.

"Обозреватель" ставит вопрос ребром: неужели в таком, более чем удивительном, подходе к проблемам детского лечебного учреждения и заключается национальный ответ на эпидемию СПИДа?

Зато наши отечественные чиновники с высоких международных трибун, в том числе в Организации Объединенных Наций, не устают повторять, что Украина занята поистине титаническим трудом по преодолению коварной эпидемии. И, естественно, кляньчат деньги на эти программы.

Да, мы, журналисты, знаем, как наши руководящие клерки отчаянно "сражаются" со СПИДом, разъезжая на роскошных служебных машинах, как "ежедневно" подписывают нужные бумаги во имя лечения детей, сидя в шикарных кабинетах, рядышком с многочисленными правительственными телефонами… В то же время Клиника для лечения детей, больных на ВИЧ-инфекцию/СПИД, не имеет даже автомобиля для перевозки пациентов, для экстренного выезда специалистов в регионы страны.

Вот вам реальная забота о маленьком украинце! Разве мы не имеем дело с очковтирательством? Господа чиновники! Хотите совет? Немедленно поедьте в детскую клинику, поговорите с врачами, выслушайте их – и, возможно, вы все поймете сами…

Ну и ситуация: страна не может обеспечить бесперебойную работу махонькой детской больницы, которую в торжественной обстановке открывал сам Президент!

А вы посмотрите, сколько структур наплодилось на фронте борьбы с опасными инфекциями, в том числе со СПИДом! Это и Комитет по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным болезням, и Национальный совет по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции, и прочие, прочие организации под крылышком властей. Но какова эффективность их работы? Почему нет публичных и конкретных отчетов перед обществом? Почему никто не проанализирует результативность выполнения программы борьбы со СПИДом? Думается, такие вопросы волнуют не только автора статьи.

"Это – большая политика",– говорят врачи, продолжая выполнять свою благородную миссию. Но если эта политика проводится весьма странно, то она сильно рикошетит по больным. Так, клиника, которой руководит Светлана Комар, должна давно уже получить препараты на проведение трех курсов заместительной терапии пациентов – наркозависимых женщин, имеющих ВИЧ-инфицированных детей. Однако Минздрав почему-то не подписывает приказ о распределении таких препаратов. И клиника остается наедине с проблемой. Она не в состоянии удержать пациентов, которые в поисках дозы убегают, едут за тридевять земель. Лишь бы там "уколоться"…

Можно еще рассказывать о том, как с большим опозданием в клинику пришла разрешительная бумага из Минздрава о применении препаратов, полученных по линии международных организаций, о том, как чуть ли не с боем врачам приходится во имя пациентов "выбивать" разные согласования, преодолевать чиновничьи препятствия… Но, наверное, не в этом главное, подчеркивали медики в беседе с корреспонедентом и уважительно говорили о родном ведомстве. Просто здесь – как на передовой. Здесь люди в белых халатах отчетливо видят обнаженный нерв больного общества. И стремятся всячески помочь…

Двадцать деток лечится в клинике. Многие из них – сироты, из неблагополучных семей. Понятно, что маленькие пациенты здесь чувствуют себя гораздо лучше и комфортнее, чем дома. И не удивительно, ведь коллектив клиники – словно одна большая семья. Здесь – несколько иные принципы работы, они немного отличаются от общей системы здравоохранения. Это – принципы командного подхода к выполнению своих обязанностей. И врач, и медсестра, и социальный работник, и психолог заняты общим делом, разумеется, в раках своей компетенции.

Одной из отличительных черт является и то, что в этой больнице нет так называемых "подстольных" денег, то бишь подношений (и об этом медики не жалеют). Хотя спонсоры периодически помогают клинике – то холодильник привезут, то рабочий стол, то кроватки для малышей…

Кто же трудится в этой команде? Например, врачи Лариса Березина, Елена Леус, врач-интерн Людмила Рудакова, старшая медсестра Оксана Оселедько, медсестра Ольга Кирик, психолог Евгения Дроботун, социальный работник Екатерина Пандели и другие.

И все они на вопрос о том, что прежде всего государство должно сделать на фронте борьбы с эпидемией, отвечали: обратить самое пристальное внимание на профилактику СПИДа. А профилактика очень сильно хромает, да она никудышняя… Зато сплошь и рядом – рекламные ролики о продаже спиртного, сигарет…

Между прочим в Украине – около двух тысяч ВИЧ-инфицированных детей. Речь идет только о той больной ребятне, о которой известно медикам. По некоторым сведениям, в прошлом году было выявлено новых 315 детишек, добавлю: ВИЧ-инфицированных детишек.

Очень тревожная тенжденция: сегодня есть довольно много случаев, когда ВИЧ выявляют у детей, возраст которых 9 – 11 лет. Их мамы даже не знали, что инфицированы.

Наиболее критическое положение со СПИДом в Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Киевской областях. Заведующая клиникой Светлана Комар недавно вернулась из командировки в Терновку (Днепропетровщина). В этом городе (население – 29 тысяч граждан) – 2,2 % людей ВИЧ-инфицированы. Да, они зарегистрированы... Но по расчетным коэффициентам ВОЗ, только один из двадцати граждан выявляется и ставится на учет, как ВИЧ-инфицированный. Поэтому можно предположить, что людей, страдающих этим ужасным недугом, в Терновке гораздо больше.

Значит, огромная армия жителей шахтерского городка Терновка живет со страшной инфекцией. Вот вам маленькая Африка в центре Украины!

И таких "африк" становится все больше у нас.

КСТАТИ. По состоянию на 1 января 2008 года в Украине зарегистрировано свыше 122-х тысяч случаев ВИЧ-инфекции среди граждан. Таковы официальные сведения. Однако о реальных масштабах эпидемии можно только предполагать.

Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...
Каждый сотый украинец болен СПИДом. Власть бездействует...