УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо

Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо

Партия «Народный союз «Наша Украина» в субботу стала президентской в полном смысле этого слова. Ющенко наконец-то ее возглавил.

«Расстрельный» список

Таинство оформления отношений Гаранта с собственной политсилой происходило за закрытыми дверями. Хотя скрывать, как выяснилось впоследствии, особо было нечего. Что, впрочем, не воспрепятствовало появлению массы слухов о причинах введения «секретного режима».

Первый – попытка Президента принудить «оранжевых» к союзу с «бело-голубыми». Обсуждался, в основном, рядовыми делегатами.

Второй курсировал в кругах более осведомленных. Собственно, не слух даже – истинная правда. Только ее практическую реализацию отложили до второго этапа съезда. Решили, видимо, не омрачать Президенту праздник назначения «любимой женой».

Речь идет о кадровых чистках. Точнее – попытке выгнать вон Третьякова, Мартыненко, Зейналова и Жебривского.

Третьяков повинен тем, что слишком активно перетягивает «нашеукраинское» одеяло на себя, частенько оппонируя президентскому помазаннику Кириленко. Более того, открыто, порою, вставляя ему палки в колеса, высказывая неудовольствие методами управления фракцией.

Зейналов – друг, бизнес-партнер Третьякова и правая его рука.

Мартыненко – одна из центральных фигур в столичной парторганизации, контроль над которой принципиально важен для серьезной политсилы.

Третьяков и Мартыненко некогда были близкими друзьями и сподвижниками Ющенко. Ключевое слово - «были». С той лишь разницей, что первый еще питал какие-то иллюзии на предмет повторного приближения к главному телу и даже прилагал к этому усилия. Второй давно ушел в «несознанку», добровольно сняв прежде столь ему милую сутану «серого кардинала». Мартыненко редко захаживает в парламент, не дает интервью, в Секретариате тем более не светится. Тише воды, ниже травы, одним словом.

Жебривский пострадал «за компанию». Когда спор о целесообразности дальнейшего командования фракцией Вячеслава Анатольевича зашел практически в тупик, он предложил простой выход – собственную кандидатуру на главу фракции, в качестве «технической». Ни вашим, мол, ни нашим. В чем, конечно, тут же усмотрели «руку Порошенко», человеком которого Жебривский считается еще со времен житомирского губернаторства.

Удивительно, кстати, как сам Порошенко, милостью Банковой давно не обремененный, не попал в «расстрельный» список.

Третий знали лишь те, кто накануне позаседал на политсовете. Именно то, что Президент решил лично взяться за партийный штурвал. Начиная, тем самым, принципиально новый этап своего политического пути.

Личным появлением у стен дворца культуры КПИ ветреным ноябрьским утром Виктор Андреевич подтвердил правомерность оного.

Бич Балоги и сепаратизма

Выйдя из черного «Мерседеса», он расцеловался с Кириленко, встречавшего его на пороге бокового входа ДК.

Балоги за спиной Гаранта не наблюдалось. С одной стороны, члену конкурирующей партии, вроде как, не положено являться на подобное мероприятие. С другой, отпускать на него шефа в одиночестве крайне неосмотрительно.

Ющенко действительно приехал один. И, хотя близлежащая территория охранялась с надлежащей строгостью, даже Гелетея нигде не было видно.

«Совсем плохи дела у Виктора Ивановича», - подумала я, поеживаясь от холода. Прессу от дверей вежливо, но настойчиво отстраняли. Поскольку вход был один, проникнуть в нутро двухэтажной махины заданием оказалось непростым. Но отнюдь не невыполнимым.

Поскольку Гарант, вопреки своему обыкновению, прикатил вовремя, съезд тоже стартовал по графику. После выполнения процедурных требований, формирования рабочих органов и т.д. слово взял Вячеслав Кириленко.

Слово получилось напыщенным и патетическим. Судя по частоте подглядываний в «шпаргалку» - сочиненным и отрепетированным заранее. Причем не единожды. Понятно, экспромтом фразу типа: «Главная причина того, что «Нашу Украину» со всех сторон обвиняют во всех политических и экономических бедах – мы не такие как все». Уж точно не «прямые предатели национальных интересов» (как Янукович) и «популисты» (как Тимошенко).

Ключевых тезисов два.

Первый: «Тимошенко и Янукович борются за симпатии Кремля. Мы с вами, во главе с Президентом Ющенко, боремся за Украину».

Зал восторженно зааплодировал. Подтекст: ни с БЮТ, ни с ПР коалиция невозможна – «нам с ними не по пути». При этом о досрочных выборах Кириленко и не пикнул.

Второй – фактическая (разве не «в лоб») просьба Виктору Андреевичу возглавить партию.

Тут зал ошарашено умолк. Потом вновь взорвался возгласами, перешедшими в неприлично длительную овацию.

Ничуть не смутившись, будто не он вовсе спровоцировал многоголосый рев, Кириленко гордо прошествовал на свое посадочное место.

Полились выступления – согласованные, одобренные, одно приторнее другого. Знаковое – руководителя закарпатской НСНУ (сменившего на посту Ивана Балогу) Станислава Аржевитина. Нападая на ЕЦ, в выражениях он не стеснялся. Оказалось: «НСНУ – единственная политическая сила, критикующая русинский сепаратизм» и далее, по нарастающей.

Ющенко, что показательно, на защиту главы своего Секретариата становиться не спешил. Будто не про него вовсе, не далее как полгода назад, говорил «нашеукраинцам»: «Не трогайте Балогу, Балога – это я». Ныне публичная порка Виктора Ивановича, видимо, доставляла Виктору Андреевичу удовольствие.

«Скоро, поди, мечта Виктора Ивановича сбудется – коров доить дома на досуге», - вновь подумала я, перечитывая второй пункт итоговой Резолюции съезда: «усилить ответственность за проявления сепаратизма» (в контексте укрепления нацбезопасности).

Спич Аржевитина присутствующих, конечно, раззадорил, но все ожидали главного – речи Ющенко.

Ющенко: «На Конституции написано: не убий!»

Ющенко тоже ждал возможности выступить, ибо, узурпировав микрофон, никак потом не мог угомониться. Говорил он больше часа. Начал за упокой – Голодомор, закончил за здравие – согласие возглавить НСНУ де-юре, так, чтобы, де-факто, по-прежнему заправлял Кириленко. У Президента, мол, и без того забот хватает.

Мыслей у Виктора Андреевича была так много, что они друг друга постоянно догоняли, обгоняли и подставляли. Понять, что именно он имеет в виду, порою было сложновато.

«Мне бы хотелось, чтоб никто из нас не покидал этот зал с опущенными глазами», - поздоровался Президент, призывая поразмыслить: «где есть партия? Где есть Ющенко?». «Голодомор, к сожалению, - одна из страниц нашей истории. И если мы идем в завтрашний день, историю нужно помнить. Мы идем в будущее через прошлое», - с ходу пояснил он без лишних экивоков. Еще девять минут развивал мысль: «речь не идет о голодной смерти, в нашем случае мы говорим о принципах голода, почему нас как нацию хотели искусственно убивать».

Покончив с «комплектом истории», Ющенко переключился на довольно важную внешнеполитическую тематику. В пику «прокремлевским» БЮТ и ПР, позиционируясь исключительным «западником». Очевидно, в ближайший год это станет одним из главных его мэссиджей. Пока же «обкатка» происходила на «своих».

«Я уверен: наш курс – верный», - подчеркнул глава государства, упоминая принятый в 2003-м закон об «Основах политики национальной безопасности».

«У нас должна быть единственная паневропейская модель безопасности», - произнес, чеканя каждое слово. Позже (видимо, для лучшего запоминания) он еще не раз повторял о «паневропейской модели безопасности» и «европейской коллективной безопасности».

«Эта тема, политически идти с которой очень небезопасно. Но динамика позитивного решения этого вопроса, я уверен, очень хорошая», - плодил тавтологии.

Задремавшие, было, делегаты при упоминании второго сентября встрепенулись. Обстоятельства предательства, равно как пагубность деятельности Кабмина Тимошенко, Ющенко объяснял с толком, чувством, расстановкой и очень долго. На все про все – больше четверти часа.

Но оно того стоило. Пассажи в духе: «они хотели переделать Конституцию, на которой написано «Не убий!», «я хочу спросить (правительство. - С.К.):уважаемые, мы что, об этом говорили на Майдане? Нет! Майдан вам такого мандата не давал!», «дошли до того, что темпы роста экономики приблизили нас к трагедии».

Углубившись в экономику, упомянул почти обо всем: о завышенной цене на газ, полуживом ЖКХ, судебной реформе, «бандитах» во главе Госкомлеса, Госкомитета земельных ресурсов, недофинансировании (вопреки кризису и инфляции) Минобороны. Вывод: скверной социально-экономической ситуации украинцы обязаны не столько кризису, сколько работе «сердечного» Кабмина еще до начала глобальных затруднений (с января 2007-го).

«А Майдан говорил: мы должны быть мудрыми правителями, прийти к человеку и сказать: завтра твои ценности будут европейскими», - резюмировал Виктор Ющенко.

В середине, правда, вставил одну немаловажную деталь: «Парламент должен возобновить свою работу и получить спикера».

«Точка «а»: если будет партийная дисциплина – мы сможем выбрать спикера», - эти слова, сформулированные им в качестве «руководства к действию», делегаты поддержали аплодисментами. Не очень, правда, оптимистичными: фамилии претендента Гарант не назвал, о методах его избрания (когда у самого чуть более тридцати «штыков») не рассказал.

«Точка «б»: если фракция, пусть маленькая, но громкая и дисциплинированная, то партия в три раза дорожает по цене», - подсказал им тогда «тато». И обнадежил: «Мы можем собрать большинство из всех фракций» - чтоб принять вторую часть антикризисного пакета и Госбюджет. В который, тут Ющенко впервые, причем довольно неохотно, упомянул о досрочных элекциях, важно заложить строку об их финансировании. «Если не удастся в этом парламенте сформировать коалицию – пойдем на выборы».

Самое главное, как водится, глава государства приберег под конец. Похвалив, для проформы, однопартийцев, особенно Кириленко («в партии работают уникальные люди – поддержим их»), заключил: «Я оптимистично смотрю на наши (партийные. - С.К.) перспективы. Не преминув акценты расставить: «Партия одна! Не две, не три, не четыре и даже не десять!». Учуяв намек на ЕЦ, зал безудержно зааплодировал.

Смущенно потупив взор, Ющенко произрек: «Что касается моей миссии в партии (руководящей. - С.К.), если нужно (театральная пауза), я готов ее взять (шквал оваций).

Напомнив, тем самым, «голубого воришку» Альхена.

Возглавить «оранжевых» по-настоящему его уговаривали с 2005-го. Он отказывался, предпочитая понарошку. При этом всегда оставался истинным ее лидером, решал все принципиальные вопросы, но страшно этого стеснялся. Будто окружающие не понимали «ху есть ху».

…Воспользовавшись неразберихой эйфории, Кириленко, давеча сложивший с себя полномочия председателя НСНУ, оперативно поставил вопрос об избрании главою партии Ющенко на голосование. Большинство присутствующих вообще не понимали, что происходит, за что они голосуют, но в итоге все сказали «да». «Против» - ни одного мандата. Хотя счетная комиссия даже не пыталась считать – все и так было понятно.

Что теперь?

Понять, что же будет с «Родиной», в смысле – партией «и с нами», нашеукраинцам предстоит в ближайшие три месяца. В этот период запланировано проведение второго этапа шестого съезда, на котором вдвое сократят численность политсовета, формирующего, в свою очередь, президиум. Не сложно предугадать: «черную работу» поручат Кириленко. Не царское это дело - кадровые конюшни, еще и в публичном режиме, разгребать.

«Новая метла» метет по-новому. Очевидно, формализация статуса Ющенко в партии повлечет знаковые перемены. Главные:

а) «наращивая мышцы» к 2010-му, Ющенко обеспечил себе прочную партийную платформу. Агитировать с которой выгодно как на общенациональных выборах – плановых и досрочных парламентских, так и в случае избрания главы государства в Раде;

б) НСНУ подобное «пополнение» скорее в минус, нежели в плюс. Опыт 2006-го и 2007-го показал: сытной электоральной каши с Ющенко не сваришь;

в) сам Виктор Андреевич от «привязки» к конкретной идеологической нише тоже несколько теряет. Прежде всего как Президент;

г) зато теперь, по отношению к НСНУ, он не сможет руководствоваться логикой: мне – решения, вам – ответственность;

д) субботние события свидетельствуют: «секретарские» дни Балоги сочтены. А его «Единому центру» не стать партией Президента - насильно мил не будешь, Ющенко свой выбор сделал;

е) после «зачистки» руководящих органов НСНУ Ющенко уверится в подконтрольности, подотчетности и «карманности» партии. Что в полевых условиях парламентской работы крайне важно;

ж) возглавив НСНУ, Ющенко продемонстрировал дальновидность – после провала в 2010-м у него хоть какой-то статус останется. Ибо не сделай он своего выбора сейчас, не факт, что партия приняла б его позже – аутсайдером;

з) озвучивая программные тезисы, Ющенко рассказал, как намерен позиционироваться в дальнейшем. Если БЮТ с ПР – «дежурные по Кремлю», Окуджава – по апрелю, то он – по Западу. Вкупе с остальными посулами вполне вписывается в технологию от Зварича: «Украина в опасности»;

и) проще говоря, 29-го ноября Виктор Ющенко начал борьбу за свой второй срок.

П.С. Кстати, о Звариче. При всем, Роман Михайлович, уважении, негоже вменять журналистам, будто они на кого-то «гавкают», на кого-то – нет. Журналисты – не лайки и не дворняги.

А вы, дети Майдана, не превращайтесь в функционеров, против которых боролись. Помните: тайное непременно становится явным. Закрытый съезд неизбежно превратится в открытый. Все вы - «оранжевые» и «бело-голубые» - для нас одинаковые. Не стоит уподобляться худшему, если декларируете лучшее. Как поет Олег Митяев: «Сначала надо стать, а потом уж – быть».

Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо
Ющенко-Альхен: партийное НАЧАЛо